Воспитательный потенциал уроков математики в начальной школе

Разделы: Математика, Начальная школа


«И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно»
Л.Н.Толстой

Современное образование неразрывно связано с процессом обучения учащихся, что закреплено в Концепции модернизации российского образования (приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования) и Федеральных государственных образовательных стандартах, требования которых реализуются в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям: гражданское; патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое; трудовое; экологическое воспитание; ценности научного познания [1].

Согласно примерной рабочей программе воспитания для общеобразовательных организаций (разработана Институтом изучения семьи, детства и воспитания РАО по заданию Министерства просвещения РФ, одобрена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 23 июня 2022 года), реализация воспитательного потенциала уроков предусматривает:

  • формирование российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
  • подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
  • включение в рабочие программы по учебным предметам целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков;
  • тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
  • выбор методов, методик, технологий в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
  • применение интерактивных форм учебной работы;
  • побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
  • организацию шефства мотивированных и эрудированных учащихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего учащимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности учащихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности [2].

Таким образом, дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Я предлагаю вашему вниманию несколько приёмов, которые использую на уроках математики в воспитательных целях.

В отличие от многих дисциплин математика имеет предметом своего учения не вещи и явления реального мира, а абстрагированные от них количественные отношения и пространственные формы. С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость. Так, древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «... огромные развивающие возможности математики; ...она пробуждает ум, придает ему гибкость, живость и памятливость...»

Основные воспитательные функции предмета математики, следующие:

  • воспитание у учащихся логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях;
  • расширение кругозора учащихся и поднятие культурного уровня посредством содержания математических задач.

На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение. У учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность не останется без последствий, приведет к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют. Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности. Например, при проведении арифметического диктанта можно организовать самопроверку или взаимопроверку учащихся посредством использования зрительных образов (сигнальные карточки, смайлы настроения и пр.) [3].

Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность [4].

На уроках математики формируется уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в важности математических знаний в практической жизни человека, признание радости творческого труда как одной из основных человеческих ценностей. Основным примером служит использование цитат и высказываний различных учёных-математиков, совершивших значимые открытия в данной области с целью организации беседы и развития мотивации к изучению материала [5]. Мною использовались такие высказывания как: «Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него» - Пифагор. «Поэт должен видеть то, чего не видят другие. И это же должен и математик» - Софья Ковалевская. «Математика - царица наук» - Карл Фридрих Гаусс. Также частичное знакомство с их трудами: Пифагор - создание таблицы умножения; Архимед - понятие о радиусе и диаметре окружности; Блез Паскаль - изобретение прототипа калькулятора.

Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.

Трудовое воспитание заключается в осмыслении условия следующей задачи: «Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?», а затем в его обсуждении. Логичным вопросом будет «Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?». Верно, в каждом деле необходимо умение и чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.

Кроме того, задачи не только учат стремлению к овладению определённых умений и знаний, но и бережному отношению к чужому труду. Например, «В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?». В беседе делается акцент на то, что за день будет погублена целая буханка, а сколько их будет за неделю? А ведь в школе не один класс и школа не одна в районе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?

Эстетическое воспитание осуществляется посредством решения следующего типа задач: «В школьном оркестре 7 девочек, а мальчиков в 4 раза больше, чем девочек. Сколько всего детей в школьном оркестре?». Условия данной задачи способствуют обращению к урокам музыки, когда мы вспоминаем понятие «оркестр», его функции и сколько может быть в нём человек. Беседа выводится на тему увлечений, ведь в классе есть творческие учащиеся, которым область музыки весьма интересна и при решении данной задачи может укрепиться их решение в профессиональном определении.

Духовно-нравственное воспитание закладывается посредством решения задач типа: «В книге 48 страниц. Даша читала книгу в течение трёх дней, по 9 страниц ежедневно. Сколько страниц ей осталось прочитать?», «На выставке было 6 рисунков учеников из 4 А класса, а рисунков учеников из 4 Б в 2 раза больше. Сколько было рисунков учеников из 4 Б класса?», «Внучка ехала на метро навестить бабушку. До пересадки она проехала 8 станций, после пересадки ещё 7. Сколько всего станций проехала внучка?».

Данные задачи направлены на формирования любви к чтению, творчеству в целом и необходимости поддерживать тёплые отношения с родными людьми, особенно с пожилыми. Обсуждение заключается в определении, почему девочка так долго читала книгу? Обязательно ли это было домашним заданием? Было ли в вашей жизни такое увлекательное чтение? На тему изобразительного творчества можно сформулировать следующие вопросы: «На какую тему могли быть рисунки ребят?», «Почему не равное количество детей участвовало?», «Чтобы вы изобразили на эту тему, в какой технике?». Связь с окружающим миром пролеживается в беседе, организованной по последней задаче посредством следующих вопросов: «Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете?», «Предположите, близко или далеко живёт бабушка?», «Зачем могла внучка к ней поехать?», «Нужно ли навещать своих родных? Зачем?».

Физическое воспитание осуществляется посредством решения задач на тему спорта: «Соревновались в плавании 12 учеников, в беге на 6 учеников больше, чем в плавании, а в гимнастике в 2 раза меньше учеников, чем в беге. Сколько учеников соревновались в гимнастике?», «В городки играли 6 ребят, а в футбол - в 3 раза больше. Сколько ребят играло в эти игры?». Учащиеся знакомятся с видами спорта, можно организовать беседу и поинтересоваться, какие ещё виды спорта известны, какой является вашим любимым, чем он вам нравится, какие качества развивает спорт?

Посредством ознакомления и обсуждения задачи: «Девочка принесла для кроликов 27 морковок, а мальчик - 18 морковок. Все морковки они разложили кроликам в клетки, по 9 морковок в каждую. Сколько морковок получит каждый кролик?» у детей формируется уважительное и бережное отношение к животным, необходимость оказания заботы и ответственность, что способствует экологическому воспитанию.

Очень важную роль занимают задачи исторического содержания, которые можно использовать так же и при устном счете. При решении таких задач ребята расширяют свой кругозор, испытывают желание глубже изучить прошлое нашей Родины, что заставляет их бережнее относиться к тому, что их окружает. Например, «Известно, что Александр Невский разбил немецких рыцарей Ливонского Ордена на льду Чудского озера и остановил их движение на восток. Выполните вычисления и вы узнаете, в каком году произошла битва на льду Чудского озера». Вычисления:

1) 69 : 3 = 23;
2) 18 : 2 = 9;
3) 9 х 3 = 27;
4) 23 х 2 = 46;
5) 27 х 46 = 1242.
Ответ: 1242 г.

Также чувство патриотизма можно развивать с опорой на репродукции картин известных художников, например, Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счёт». Обсуждение может быть организовано следующим образом: «Художник изобразил на этой картине учеников и учителя сельской школы 19 века (причем ученики - мальчики, ведь в то время девочек в школу не принимали). Обратите внимание, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал им учитель. Сможем ли решить её, и мы? Попробуем. На доске записан пример - 27 х 13 : 2. Попробуйте сосчитать устно…». Далее рассказываем детям об учителе. На картине изображен Сергей Александрович Рачинский (10 июня 1833 г. - 2 мая 1902 г). История его жизни такова: получает великолепное образование, является профессором Московского Университета, возглавляет кафедру ботаники. И … в какой-то момент (в 1868 г.) оставляет должность профессора, открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской области, и становится в ней учителем. Он поднимает школу на необычайный уровень. В школу набираются обычные сельские дети, а выпускники поступают в городские институты и становятся известными людьми. Сам художник Н.П. Богданов-Бельский был учеником С.А. Рачинского. Сергей Александрович Рачинский до конца жизни вкладывает все свои силы и деньги в народное образование.

Исходя из представленных примеров, можно сделать вывод, что на уроках математики реализуется межпредметная связь с уроками окружающего мира, литературного чтения, физической культуры, изобразительного искусства и музыки. Связь с другими предметными областями можно осуществить, включая разнообразные дополнительные задания к имеющимся задачам.

Также на уроках математики предлагаю учащимся самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, о достижениях науки, о спорте. Такая работа способствует развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью. Например, «Составь задачу по заданному рисунку». В ходе составления задачи организуется беседа о представленных масках, определении названия животных, можно использовать интересные факты о них, особенностях и условиях жизни. Также по предложенному числовому выражению «(20 + 30) : 5» можно составить задачу, условие которой содержит количество сшитых платьев закройщицей или выполненная работа любого другого специалиста. В задачах, требующих формулировку вопроса и решения «Гусеница проползла по ветке до ствола яблони 3 дм, что составило четвёртую часть всего её пути до земли» можно организовать беседу о высоте дерева и её максимальных размеров. Также можно упомянуть, что в природе встречаются деревья карликовые (районы тайги) или деревья-великаны (южные районы). Благодаря таким беседам можно подвести учащихся к мысли о необходимости бережного отношения к растительному и животному миру, а также уважительного отношения к труду людей.

Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость маленького открытия, неожиданного решения задачи. Возникающие при этом чувства радости и удовлетворения от творческого труда оказывают сильное воспитательное воздействие, т. к. формируют у человека потребность в творческом труде.

Кроме того, математика способствует установлению связи с повседневной жизнью учащихся посредством выполнения творческих мини-проектов на тему «Задачи-расчёты», где ученикам необходимо составить и решить по 3 задачи на основе наблюдений из жизни своей семьи, близких или друзей. Также мини-проекты на тему «Математические сказки», заключающиеся в самостоятельном сочинении сказки на математическую тему, используя известные правила выполнения математических действий и знаний, в общем. Выполнение данных заданий направлено на воспитание активности, любознательности, самостоятельности в познании, а также интереса и уважения к научным знаниям.

Урок математики - 40 минут поиска и надежд, взлетов и падений, верных ответов и ошибок, шаг в будущее, которое может быть ясным и отчетливым или далеким и туманным. Самое главное, чтобы все шагали: учитель, ученики, все - вместе, дружно.

Учитель может создать новый комфортный образовательный процесс, может построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребёнка не только обучая его, но и воспитывая.

Список литературы

  1. Аргинская И.И., Вороницына, Е.В. Особенности обучения младших школьников математике [Текст] / И.И.Аргинская, Е.В.Вороницына // Первое сентября. - 2005. - № 24. - С. 12-21.
  2. Добрышкина Е.Н.Система учебных задач, направленных на формирование у школьников познавательных УУД на уроках математики [Текст] / Е.Н.Добрышкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - №10-2. - 2016 - С. 97-101.
  3. Математика: Хрестоматия по истории, методологии, дидактике [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов гуманитар. профиля / Ун-т Рос. акад. образования; Сост. Г.Д.Глейзер. - Москва: Изд-во УРАО, 2001. - 382 с.
  4. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е.В.Советова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 - 285 c.
  5. Шелехова Л.В. Сюжетные задачи по математике в начальной школе [Текст] / Л.В.Шелехова. - Москва: Чистые пруды, 2007 (Раменское (Моск. обл.): Раменская типография). - 32 с.