Конспект урока "Характер и выбор профессии". 8-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба, Дополнительное образование

Класс: 8

Ключевые слова: профориентация, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, профессиональный выбор, характер, профессиональная компетенция


Поурочный план теоретического и практического обучения № 3

Предмет: Профориентация.

Для учащихся 8 классов по курсу «Познай себя».

Цели:

образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «характер», и его отличительными особенностями, установить взаимосвязь характера с выбором профессии.

Развивающие:

  • формировать навыки, помогающие правильному выбору профессии,
  • развивать умение анализировать и творчески мыслить, обобщать и систематизировать, сравнивать и выделять главное;
  • формировать умение осуществлять самоанализ качеств характера.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию себя и самосовершенствованию;
  • интерес к теме, психологии с помощью активизации познавательного интереса учащихся;
  • воспитывать интерес к профессиям связанных с психологией.

Тип занятия: комбинированный урок.

Методы обучения: проблемная ситуация, объяснение, рассказ с элементами беседы, метод мозгового штурма, метод самоанализа, решение задач, прием «притча».

Количество часов на тему: 1 час.

Оснащение: моноблок, телевизор, презентация, конспект, рабочие тетради для учащихся, раздаточный материал.

Литература

  1. Бобровская Л.Н.,Сапрыкина Е.А., Просихина О.Ю. Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности, М.: Планета,2011
  2. Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А., Просихина О.Ю. Дневник профессионального самоопределения старшеклассников, М.: Глобус, 2007
  3. Резапкина Г.В. Технология. Профессиональное самоопределение. Личность. Профессия. Карьера. 8-9 классы, М.: Просвещение, 2021

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих, назначение дежурных.

II. Повторение пройденного материала

1. Как переводится термин «темперамент»? (ответ: термин «Темперамент» переводится как «соотношение частей»)

2.Что такое темперамент? (дать определение) (ответ: Это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека)

3. Кто открыл зависимость свойств темперамента от врожденных качеств нервной системы? (ответ: Зависимость свойств темперамента от врожденных качеств нервной системы открыл русский ученый, физиолог Иван Петрович Павлов)

Проверка домашнего задания:

1. Какие профессии подходят холерику? Сангвинику? Флегматику? Меланхолику?

III. Изучение нового материала

Актуализация знаний

Притча - Введение …

День клонился к концу. Улицы Афин постепенно пустели. На старой площади, на самом краю широкой каменной лестницы, сидел за маленьким столиком старый человек и вырезал надписи на шлифованных сердоликовых печатях. На них он писал имена заказчиков красивой вязью, с искусным росчерком, наносил рисунок. Это был резчик печатей.

Вот уже и последний штрих. Медленно поднявшись, он полюбовался в лучах заходящего солнца на свой труд. Затем приложил печать к сургучу и увидел чёткий оттиск. «Да, это хороший character», - подумал он. Но тут что-то опечалило его. Со вздохом мастер взглянул на другой оттиск. Это была неудачная работа, и он это знал. ««Ну а это плохой character», - сказал он. - Но завтра я обязательно всё исправлю!» Так, разговаривая сам с собой, он отправился домой.

Как вы уже догадались, слово «характер» произошло от греческого «character» и означает «печать», «чеканка».
Вопрос к учащимся: О чем сегодня на уроке пойдет речь? (о характере человека)

Итак, тема урока «Характер и выбор профессии»

Цель урока:

  • познакомиться с понятием «характер» и его отличительными особенностями и как формируется характер;
  • установить взаимосвязь характера с выбором профессии.

С темпераментом человека тесно связан характер. В темпераменте личность раскрывается со стороны динамических проявлений, а в характере - со стороны содержания.

Вопрос к учащимся

1. Как вы думаете, что такое характер, как он складывается, от чего зависит? (формулируются версии - предположения учащихся)

Характер (от греч. charakter - отпечаток, чеканка, отличительная черта)- это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения. (запись в тетради).

Объяснение

Характер - это индивидуальные особенности:

- Интеллекта (сообразительность, наблюдательность, любознательность)

- Эмоций (обидчивость, чувствительность, сдержанность, ранимость)

- Волевых качеств (решительность, уверенность, целеустремлённость, настойчивость)

Существует более 1000 черт характера

Характер формируется и складывается постепенно к концу детства под влиянием воспитания. Очень важно, как воспитывают ребёнка взрослые, воспитатели, учителя, но самые главные, самые важные воспитатели и учителя- это родители.

- Характер человека проявляется в соответствующих действиях и поступках. Нельзя сказать какой человек по характеру: мужественный, добродушный, честный или трусливый, завистливый, лживый, если мы не знаем, какие поступки он совершает.

В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой - характер накладывает печать на все поступки, мысли, чувства человека. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные для него формы поведения в тех или иных жизненных ситуациях.

Если человек, например, случайно кому-то грубо ответил или вспылил, это еще не означает, что грубость и вспыльчивость - черты его характера. Порой, даже очень смелые люди могут испытывать чувство страха, но их не назовешь трусами. Трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый - нагрубить. Но смелым или грубым называют человека, для которого такое поведение типично, т. е. характерно. Зная характер человека, т.е. его важные и устойчивые черты, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, что сделает, что и как скажет.

Характер отражает отношение человека к окружающему миру.

Как понять какой характер у человека?

Общие черты характера проявляются в отношениях личности к делу, к людям, к самому себе, к вещам. (запись в тетради)

  • К другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.)
  • Отношение к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.)
  • Отношение к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность и др.)
  • Отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость, неряшливость и др.)

Характер взаимосвязан со сторонами личности, в частности с темпераментом, который влияет на форму проявления характера:

  • настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности;
  • настойчивость у флегматика выражается в сосредоточенном обдумывании;
  • холерик трудится энергично, страстно;
  • флегматик - методично, не спеша.

Характер является прижизненным образованием и может изменяться в течение всей жизни.

Знание особенностей своего темперамента и характера необходимо при выборе своей профессиональной деятельности. Например, лётчику, оператору нужно обладать подвижным, сильным типом нервной системы, а в деятельности актера, музыканта, художника важную роль играет эмоциональность. В профессии врача, учителя, воспитателя необходимы доброжелательность, общительность, чуткость и т.д.

Практическая работа (устно)

Задание 1. Ниже перечислены различные черты характера. Определите, какие из них выражают:
а) отношение человека к другим людям;
б) отношение к труду;
в) отношение к своей личности;
г) отношение к вещам.

Чувство собственного достоинства, гуманность, добросове­стность, честность, эгоизм, бережливость, чувство превосходства, лень, скромность, инициативность, ответственность, аккуратность, высокомерие, общительность, чувство чести, доверчивость, доброжелательность.

(ответы:

а) отношение человека к др. людям: гуманность, эгоизм, превосходство, скромность, высокомерие, общительность, доверчивость и доброжелательность,

б) отношение к труду:добросовестность, лень, инициативность, ответственность,

в) отношение к своей личности: чувство чести, собственное достоинство,

г) к вещам: бережливость, ответственность, аккуратность).

Задание 2. «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, тот, который есть в действительности» (В.Гюго)

Вопрос к учащимся: раскройте смысл высказывания писателя В.Гюго? (ответы учащихся)

Практическая работа (письменно)

Приготовьте листы А-4 для практической работы. Посередине листа -число, месяц и год. Записываем - Практическая работа №3. Ниже написать:

Задание 1. Определение черт характера

Цель: самоанализ черт своего характера.

Инструкция: Запиши в один столбик черты характера, которые помогают в жизни тебе, а в другой - те, которые мешают. Какой столбик оказался больше? (ответы учащихся)

Физкультминутка

Этюд «Встаньте те, кто…»

- Встаньте те, кто: весёлый, вспыльчивый, доброжелательный, обязательный, уживчивый, задумчивый, тревожный, мечтательный, обидчивый…

Задание 3. Профессия и характер

Цель: анализ качеств характера, необходимых специалистам разных профессий.

Инструкция: на карточках из перечисленных качеств характера выберите и подчеркните те, которые необходимы специалисту данной профессии.

Ответьте на вопросы:

  1. Что делать, если характер не подходит под профессию мечты?
  2. Профессия может помочь развить нужные черты?

Задание 4. Просмотр видео притчи - «Притча о каменотесе, который хотел себе другой жизни».

Цель: показать, что по-настоящему счастливым человек становится лишь тогда, когда находит своё истинное предназначение.

Один каменотес однажды возроптал на свою судьбу: «Почему я тот, кто я есть? Почему я не могу быть богачом?» И Ангел, услышав его слова, сделал его богатым.

Он чувствовал себя счастливым, пока не увидел короля, и понял, что нет ему счастья без власти. Ангел превратил его в короля.

Однажды он обратил внимание на Солнце и позавидовал его возможностям превращать зеленые поля в желтые, иссушать реки, гнать животных на поиски воды. И Ангел сделал его Солнцем.

Он чувствовал себя счастливым до тех пор, пока не увидел Тучу, дарующую жизнь иссушенным полям и делающую полноводными реки. И снова Ангел пришел к нему на помощь и превратил его в Тучу.

Он наслаждался счастьем долго - до того момента, когда заметил Скалу, которая была прочной и устойчивой, не обращающей внимания ни на палящее Солнце, ни на дожди, проливаемые Тучей. Он захотел стать Скалой, и Ангел выполнил его желание. Он стал Скалой, наслаждался своим могуществом и был счастлив. Он смеялся над Солнцем и дразнил Тучу.

И это продолжалось до тех пор, пока не пришел каменотес…»

Как вы думаете, о чем эта притча? Какими качествами обладает каменотес? (Мозговой штурм).

Закрепление нового материала:

  1. Как переводится термин «характер»?
  2. Что такое характер? (дать определение)
  3. С характером рождаются или характер формируется при жизни? Кто влияет на формирование характера? Может ли меняться характер человека в течение жизни?
  4. Предлагаю послушать притчу - «С чего начать?»

Один человек решил сделать мир совершенным. Он сказал: «Дайте мне всего семь лет, и я изменю мир!». И семь лет этот человек встречался с руководителями государств, собирал мудрецов, разрабатывал и внедрял проекты по переустройству мира. Но мир остался прежним.

Тогда он сказал себе: наверное, изменить весь мир очень сложно. Для начала надо изменить свою страну, а остальные страны увидят, как у нас хорошо и последуют нашему примеру. Мне нужно для этого 700 дней.

Он работал не покладая рук, привлек руководителей, ученых, промышленников, банкиров. Но страна осталась прежней.

«Ну хоть свой город я смогу изменить за 7 месяцев!» - воскликнул он и развил бурную деятельность, встретился с каждым жителем… Но город остался прежним.

Тогда он решил изменить свою жену за 7 недель. С тем же результатом.

И тут он задумался: может быть, надо начать с себя? И взял себе семь дней сроку. А когда он изменился - изменилась его жена, его город, его страна, его мир.

Вопрос к учащимся: Как вы понимаете эту притчу? (ответы учащихся)

IV. Заключительная часть урока

Рефлексия «Рюкзак»

  • я научился …
  • я разобрался …
  • я запомнил …
  • я смог …
  • было интересно узнать, что …
  • меня удивило …
  • мне захотелось …
  • было трудно …
  • мне понравилось …

Выставление оценок учащимся.

Домашнее задание:

1. Творческая работа «Мой психологический портрет» (сочинение о себе по заданному плану, на А4).