Методическая разработка воспитательного мероприятия «Азбука пешехода»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ПДД, безопасность на дорогах


Актуальность. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является в значительной степени актуальной и практически значимой. Основная причина детского дорожно-транспортного травматизма - низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.

Цель занятия: совершенствование и обобщение знаний о правилах дорожного движения, правилах передвижения пешеходов, подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Задачи:

  • Развитие наблюдательности, логического мышления, внимательности на дорогах.
  • Воспитание культуры поведения на улице.

Возраст детей: обучающиеся 1-4 классов.

Материалы и оборудование: сигналы светофора, изображения дорожных знаков («Пешеходный переход и группы дорожных знаков), картинки для заданий, задания, кроссворд, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, приложения 1-11.

Форма проведения: групповая, подгрупповая, игра.

Ход мероприятия

Ребята, сегодня к нам на занятие пришла (имя, отчество педагога). Часть из вас (имя, отчество педагога) уже знает, кто-то познакомился сегодня. На занятии не стесняемся, активно работаем, отвечаем.

Давайте угадаем, а какой же теме будет посвящено наше сегодняшнее занятие. Продолжите за мной стихотворения.

В теплый солнечный денек
Выхожу я на порог.
И спешу скорее в школу -
Подготовил ведь урок.
Но чтоб в школу мне попасть,
Нужно строго соблюдать ….. (Правила движения)
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно …… (Правила движения),
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!

Итак, чему будет посвящено наше занятие? (ПДД)

А где именно? (На улице)

Всё верно, тема нашего занятия - «Азбука пешехода».

Закон улиц и дорог - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил.

Но этот закон в тоже время и очень добрый: он сохраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь.

Поэтому только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу. Сегодня у вас есть возможность показать, как вы знаете эти правила.

Наше занятие будет проходить в форме игры.

Для начала вам нужно разделиться на две команды, придумать название командам. Сейчас мы вытягиваем жетончики с номерами, делимся на 1 и 2 команды. Рассаживаемся за столы.

(Имя, отчество педагога) мы попросим быть членом жюри и выдаем ей бланк (Приложение 1).

Для начала небольшая разминочка, проверим вашу внимательность. Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если нет - молчите.

Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?
(Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора? (Молчат.)

Знает кто, что красный свет -
Это значит хода нет?
(Это я, это я, это все мои друзья!)

Знает кто, что свет зелёный
Означает: «Путь открыт»?
(Это я, это я, это все мои друзья!)

А сейчас мы переходим к своей игре «Азбука пешехода»

Своя игра

Инструкция. Команды по очереди выбирают вопрос и его стоимость. При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее количество баллов. При неправильном ответе на вопрос команда получает ноль баллов.

В игре предлагаются вопросы по следующим темам:

  1. Дорожные знаки.
  2. Действия на дороге.
  3. Автомульти.
  4. А что у вас?

Есть вопросы, ответы на которые вы знаете, а также есть вопросы, на которые нужно подумать, поразмышлять, догадаться, предположить.

Прежде чем начать игру, определим право первого хода. Команда, первая отгадавшая загадку, первой выбирает вопрос.

Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе
И мир открываем мы с ней. (Дорога)

Итак, начинаем игру, прошу команду № ... выбрать первый вопрос (Презентация).

Дорожные знаки

100

200

300

400

500

Действия на дороге

100

200

300

400

500

Автомульти

100

200

300

400

500

А что у вас?

100

200

300

400

500

№ вопроса

Задание

Комментарии

Дорожные знаки

Вопрос 1-100. Отгадайте загадку

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути …

(Дорожный знак)

Вопрос 1-200. Отгадайте загадку

Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит, это …

(Переход. Знак - пешеходный переход)
Показать картинку знака, вывесить на доску (Приложение 2)

Вопрос 1-300. Выберите правильный вариант ответа

Прибор, регулирующий движение
на дорогах, называется
а) жезл;
б) коробочка;
в) светофор.

(Светофор)

Вопрос 1-400. Игра «Светофор» (физминутка)

Инструкция: на зеленый сигнал - потопать, на жёлтый - похлопать в ладоши, на красный сигнал - сохранять полную тишину (Приложение 3)

Выполняют все! За правильное выполнение получают балл все.
Информационная справка: 5 августа - муждународный день светофора.

Вопрос 1-500.
На какие группы
делятся все дорожные знаки?

  • запрещающие;
  • предупреждающие;
  • знаки приоритета;
  • предписывающие;
  • особые предписания;
  • информационные;
  • сервисные;
  • с дополнительной информацией.

Обсуждение, представление информации по группам, развешивание на доске (Приложение 4)

Действия на дороге

Вопрос 2-100. Выберите правильный вариант ответа

Дорогу можно
а) перебегать;
б) переходить на жёлтый
сигнал светофора;
в) переходить по пешеходному переходу.

(Переходить по пешеходному
переходу)

Вопрос 2-200. Найдите пешеходов-нарушителей

1,4 Обсуждение: почему выбрали их.

Вопрос 2-300. «Перевёрнутые слова»

Составьте слова
ШИАМНА -
РЕВОСТОФ -
ХОРЕДЕП -
НИПСКЕРТО -

(Машина, светофор, переход, инспектор)

Вопрос2-400. Зрительная гимнастика «Самолет»
(Приложение 5)

Пролетает самолет
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел, посмотрел.
Левое крыло отвел, поглядел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу
Поднимаюсь ввысь, лечу
Возвращаться не хочу.

- Посмотреть вверх.
-Отвести руки, проследить взглядом.
-Вращательные движения руками перед собой, следить взглядом.
- Встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии.
- Поморгать и прикрыть глаза.

Выполняют все!

Вопрос 2-500. Игра «Найди нарушителей»

Рассмотрите иллюстрацию (Приложение 6), раскрасьте кружочки нарушителей красным цветом, а тех, кто соблюдает правила, - зелёным.

Обсуждение

Автомульти

Вопрос 3-100. Ответь на вопрос.

Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?

(Велосипед)

Вопрос 3-200. Ответь на вопрос.

На чем летал старик Хоттабыч?

(На ковре-самолете)

Вопрос 3-300. Зрительная гимнастика «Светофор» (Приложение 7)

У дороги, словно в сказке
На столбе живёт трёхглазка,
Всё мигает и мигает,
Ни на миг не засыпает.
Она транспорт стережёт,
Пешеходам путь даёт

-Взор переводим вверх, вниз.
-Взор переводим вправо, влево.
-Моргаем глазами.
-Широко открываем глаза.
-Глаза закрываем.
-Широко открываем и закрываем глаза.

Выполняют все!

Вопрос 3-400.

На чём летал Барон Мюнхгаузен

(На ядре)

Вопрос 3-500.

Любимый вид транспорта кота Леопольда?

(Велосипед)

А что у вас?

Вопрос 4-100. Игра
«Красный, жёлтый, зеленый»

Инструкция: на зеленый сигнал - шагаем на месте, на жёлтый - хлопаем в ладоши, на красный сигнал - приседаем (Приложение 3)

Выполняют все! За правильное выполнение получают балл все!

Вопрос 4-200. Ответьте на вопрос.

Какой разговор за рулем может обойтись водителю в России в 1500 рублей?

(Разговор по мобильному телефону и использование гаджета за рулем)

Вопрос 4-300. Ответьте на вопрос.

Где был изобретен первый светофор?

(Лондон) (Приложение 8)

Считается, что самый первый светофор в истории был установлен в Лондоне 10 декабря 1868 года.
Изобрел светофор Джон Пик Найт, который был специалистом по железнодорожным семафорам. Поэтому устройство очень напоминало модели, применяемые на железной дороге. Оно управлялось вручную и представляло собой две семафорные стрелки, установленные на шестиметровом столбе. В горизонтальном положении они означали «стоп», а опущенные под 45 градусов - «приготовиться к движению». Ночью вместо стрелок работал вращающийся газовый фонарь, с помощью которого поочередно подавались красный и зеленый сигналы. Этот выбор цветов, который используется и на современных светофорах, вовсе не случаен. Красный и зеленый относятся к той части спектра, который человеческий глаз воспринимает максимально хорошо.

Вопрос 4-400. Ответьте на вопрос.

В каком итальянском городе нет автомобилей?

(Венеция) Показать фото (Приложение 9)

По Венеции передвигаются только пешком или с помощью водного транспорта, представленного большими катерами вапоретто, гондолами трагетто, классическими венецианскими гондолами для прогулок и частными катерками-такси. Улицы Венеции в основном представлены каналами, среди которых одним из самых широких и продолжительных является Гранд-канал.
Наземный транспорт доступен только на материковой части и на острове Лидо.

Вопрос 4-500. Разгадайте кроссворд (Приложение 10)

По горизонтали:
1.Загородная автомобильная дорога.
4.Дом чудесный - бегунок на своей восьмерке ног.
День-деньской в дороге: бегает аллейкой по стальным двум змейкам.
6. Мчит от самого порога к городам другим …
7. Если будем торопиться, очень нам оно сгодится.
Знак зеленый загорится, значит, можно нам садиться.
По вертикали:
1.Водитель наземного транспорта.
2.Фонарь с красными, зелеными и желтыми стеклами для регулирования движения на улицах и дорогах.
3.Законы дорожного движения.
5.Многоместный наземный вид транспорта для перевозки пассажиров.
Ответы:
По горизонтали:
1.Шоссе.
4.Трамвай.
6.Дорога.
7.Такси.
По вертикали:
1.Шофер.
2.Светофор.
3.Правила.
5.Автобус.

Раздать кроссворды командам. Обсуждение Ответы
По горизонтали: 1.Шоссе. 4.Трамвай.
6.Дорога. 7.Такси.
По вертикали: 1.Шофер. 2.Светофор.
3.Правила. 5.Автобус.

Подведение итогов.

Сейчас (имя, отчество педагога) пока подводит итоги, а наша игра подходит к концу.

Сейчас я попрошу каждого из вас по очереди высказаться о сегодняшнем занятии одним предложением, выбирая начало фразы из следующего списка:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… (Приложение 11)

Сегодня мы с вами повторили правила дорожного движения, активно выполняли различные задания и показали хорошие знания.

И сейчас подведем итоги занятия, узнаем, что же вы усвоили, запомнили с занятия.

Вам нужно будет хором отвечать «разрешается» или «запрещается».

  • Переходить улицу при зеленом сигнале светофора…
  • Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…
  • Переходить улицу по подземному переходу…
  • Переходить улицу при красном сигнале светофора…
  • Помогать старикам и старушкам переходить улицу…
  • Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…
  • Играть на проезжей части…
  • Уважать правила движения…

Молодцы, подведем итог игры. Команда №1 набрала … баллов, команда №2 набрала … баллов. Спасибо за работу на занятии!

И помните, что вы всегда должны соблюдать правила дорожного движения, не подвергать свою жизнь и жизнь окружающих людей опасности!

Список использованных источников

  1. Болотова Я.А. В гостях у светофора (ссылка - https://infourok.ru/scenarij-sportivnogo-meropriyatiya-v-gostyah-u-svetofora-5273941.html)
  2. Сырицына С.С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД (ссылка - https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200702307)
  3. https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/venice/publications/379