Презентация игры «Путешествие по стране детства» предназначена для закрепления знаний о пьесах для фортепиано из «Детского альбома» П.И.Чайковского, которые учащиеся получили на уроках музыки в начальных классах. Игра может являться частью урока или внеклассного мероприятия, посвящённого творчеству русского композитора.
«Путешествие» предполагает поэтапное прохождение шести пунктов, которые обозначены на карте «Страны детства»: «Игрушки», «Танцы», «Песенки», «Сказки», «Родина», «Семья». Каждый пункт содержит два-три вопроса базового и повышенного уровней. Ответы на них позволяют продемонстрировать различные учебные умения, полученные учащимися на уроках музыки:
- определять жанровую основу произведения;
- определять произведение по ритмическому рисунку;
- дирижировать в определённом музыкальном размере;
- определять ладовую основу произведения;
- определять на слух и по нотному письму различные интонации произведений;
- определять форму построения произведения, осознавать её художественный смысл;
- определять регистр, в котором написано произведение, осознавать его художественный смысл;
- подбирать соответствующие музыке эмоциональные характеристики звучания.
За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл. Участник, набравший наибольшее количество баллов, становится победителем.
Оборудование:
- компьютер;
- проекционная система;
- звуковоспроизводящая аппаратура.
Инструкция к презентации
- Навигация на слайдах осуществляется при помощи управляющих кнопок и гиперссылок.
- Переход со слайда № 1 на слайд № 2 происходит по щелчку мышью на поле слайда.
- Кнопка «Далее» предназначена для перехода на следующий слайд.
- Кнопка «Игрушки» является начальным пунктом «путешествия». Переход к содержанию каждого следующего пункта осуществляется поочерёдным нажатием соответствующих кнопок.
- Кнопка «Подсказка» позволяет открыть варианты ответов.
- Ответы в презентации появляются по щелчку мышью на иллюстрации или надписи в «Подсказках». При верном ответе изображение остаётся («пульсирует»), а при неверном - исчезает.
- Кнопка «Домой» возвращает на слайд с картой «путешествия» для выбора следующего пункта.
- Кнопка «Скрипичный ключ» предназначена для прослушивания музыкального произведения. На слайдах с изображением скрипичного ключа необходимо сначала щёлкнуть мышью эту на кнопку и послушать музыку, а затем дать возможность учащимся ответить на вопрос.
- Кнопка «Выход» появляется после звучания музыки на заключительном слайде и предоставляет возможность закончить игру.
Ход игры
Номер слайда
|
Содержание |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 |
Путешествие по стране детства |
Учащимся предлагается совершить путешествие по стране детства, листая страницы «Детского альбома» П.И.Чайковского. |
2 |
«Детский альбом» П.И.Чайковского |
Глядя на обложку первого издания «Детского альбома», учащиеся вспоминают, что сборник «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано» создан русским композитором в 1878 году. |
3 |
24 пьесы для фортепиано |
Учащиеся читают названия всех пьес, чтобы в процессе игры они могли вспомнить их при ответах на вопросы. |
4 |
Карта страны детства |
Учащиеся начинают «Путешествие» с пункта «Игрушки». |
Игрушки |
||
5 |
Вспомните названия пьес |
Учащиеся, глядя на иллюстрации, вспоминают названия пьес «Болезнь куклы» и «Новая кукла». На слайде есть «Подсказка» с вариантами ответов. |
6 |
К какому жанру можно отнести пьесу? |
После прослушивания пьесы «Новая кукла» учащиеся определяют её жанровую основу. |
7 |
Узнайте пьесу по ритмическому рисунку |
Учащимся предлагается вместе с учителем прохлопать ритмический рисунок, представленный на слайде. По пунктирному ритму ребята могут определить пьесу. Если они затрудняются, то можно послушать музыку, щёлкнув мышью на скрипичный ключ. |
Танцы |
||
8 |
Разгадайте загадку о танце |
Учащимся предлагается обсудить характерные особенности вальса, которые создают ощущение плавного кружения. |
9 |
Родиной какого танца является Польша? |
Учащиеся выбирают танец из трёх вариантов: вальс, полька, мазурка. При обсуждении вариантов ребята демонстрируют знание стран происхождения танцев. |
10 |
Какой танец написан в размере 2/4? |
Учащимся предлагается дирижировать на 2/4 во время звучания пьесы. Дети выбирают танец из трёх вариантов и объясняют свой выбор. |
Песенки |
||
11 |
Какие «песенки» входят в сборник пьес? |
Учащиеся вспоминают, песенки каких стран стилизовал композитор, выбирая из пяти предложенных вариантов три верных. |
12 |
Какая песенка звучит в балете «Лебединое озеро»? |
Слушая оркестровое исполнение «Неаполитанского танца» из балета «Лебединое озеро», учащиеся вспоминают название пьесы. |
Сказки |
||
13 |
В каком ладу написана пьеса? |
Учащиеся вспоминают два основных музыкальных лада и определяют ладовую основу пьесы «Баба-Яга». |
14 |
Какая из нотных записей соответствует звучанию пьесы? |
Учащиеся определяют на слух и по нотному письму интонации пьесы «Сладкая грёза». |
15 |
В какой форме написана пьеса? |
Учащиеся слушают пьесу «Нянина сказка», определяют форму, объясняют её художественный смысл. |
Родина |
||
16 |
Прочитайте стихотворение и вспомните название пьесы |
Учащиеся читают стихотворение С.Я.Маршака, соотносят поэтическое произведение и иллюстрацию, демонстрируют знание одной из любимых в России птиц. |
17 |
В каком регистре звучит мелодия пьесы? |
Учащиеся слушают пьесу «Песня жаворонка», вспоминают названия регистров и определяют регистр, в котором написана мелодия этой пьесы. Дети объясняют художественный смысл использования данного регистра. |
18 |
Какая пьеса имеет характер русской народной плясовой песни? |
Учащиеся слушают поочередно пьесы «Камаринская» и «Русская песня», определяют их жанровые особенности. |
Семья |
||
19 |
В какой пьесе звучит подлинная мелодия молитвы? |
Учащиеся слушают музыку, размышляют о её интонационном строе, способе изложения и дают ответ. |
20 |
Каков характер звучания музыки? |
Учащиеся слушают пьесу «Мама» и подбирают соответствующие музыке эмоциональные характеристики звучания, используя «Подсказку». |
Мир детства |
||
21 |
Мир детства |
Учащиеся слушают пьесу «Утренняя молитва», просматривают иллюстрации мира детства и ожидают подсчёта набранных баллов для выявления победителя игры. |
Интернет-ресурсы
Ссылки на Интернет-ресурсы находятся в Приложении 1.