«Путешествие по стране детства». Игра по музыке для учащихся 4-го класса

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Презентация игры «Путешествие по стране детства» предназначена для закрепления знаний о пьесах для фортепиано из «Детского альбома» П.И.Чайковского, которые учащиеся получили на уроках музыки в начальных классах. Игра может являться частью урока или внеклассного мероприятия, посвящённого творчеству русского композитора.

«Путешествие» предполагает поэтапное прохождение шести пунктов, которые обозначены на карте «Страны детства»: «Игрушки», «Танцы», «Песенки», «Сказки», «Родина», «Семья». Каждый пункт содержит два-три вопроса базового и повышенного уровней. Ответы на них позволяют продемонстрировать различные учебные умения, полученные учащимися на уроках музыки:

  • определять жанровую основу произведения;
  • определять произведение по ритмическому рисунку;
  • дирижировать в определённом музыкальном размере;
  • определять ладовую основу произведения;
  • определять на слух и по нотному письму различные интонации произведений;
  • определять форму построения произведения, осознавать её художественный смысл;
  • определять регистр, в котором написано произведение, осознавать его художественный смысл;
  • подбирать соответствующие музыке эмоциональные характеристики звучания.

За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл. Участник, набравший наибольшее количество баллов, становится победителем.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проекционная система;
  • звуковоспроизводящая аппаратура.

Инструкция к презентации

  • Навигация на слайдах осуществляется при помощи управляющих кнопок и гиперссылок.
  • Переход со слайда № 1 на слайд № 2 происходит по щелчку мышью на поле слайда.
  • Кнопка «Далее» предназначена для перехода на следующий слайд.
  • Кнопка «Игрушки» является начальным пунктом «путешествия». Переход к содержанию каждого следующего пункта осуществляется поочерёдным нажатием соответствующих кнопок.
  • Кнопка «Подсказка» позволяет открыть варианты ответов.
  • Ответы в презентации появляются по щелчку мышью на иллюстрации или надписи в «Подсказках». При верном ответе изображение остаётся («пульсирует»), а при неверном - исчезает.
  • Кнопка «Домой» возвращает на слайд с картой «путешествия» для выбора следующего пункта.
  • Кнопка «Скрипичный ключ» предназначена для прослушивания музыкального произведения. На слайдах с изображением скрипичного ключа необходимо сначала щёлкнуть мышью эту на кнопку и послушать музыку, а затем дать возможность учащимся ответить на вопрос.
  • Кнопка «Выход» появляется после звучания музыки на заключительном слайде и предоставляет возможность закончить игру.

Ход игры

Номер слайда

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1

Путешествие по стране детства

Учащимся предлагается совершить путешествие по стране детства, листая страницы «Детского альбома» П.И.Чайковского.

2

«Детский альбом» П.И.Чайковского

Глядя на обложку первого издания «Детского альбома», учащиеся вспоминают, что сборник «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано» создан русским композитором в 1878 году.

3

24 пьесы для фортепиано

Учащиеся читают названия всех пьес, чтобы в процессе игры они могли вспомнить их при ответах на вопросы.

4

Карта страны детства

Учащиеся начинают «Путешествие» с пункта «Игрушки».

Игрушки

5

Вспомните названия пьес

Учащиеся, глядя на иллюстрации, вспоминают названия пьес «Болезнь куклы» и «Новая кукла». На слайде есть «Подсказка» с вариантами ответов.

6

К какому жанру можно отнести пьесу?

После прослушивания пьесы «Новая кукла» учащиеся определяют её жанровую основу.

7

Узнайте пьесу по ритмическому рисунку

Учащимся предлагается вместе с учителем прохлопать ритмический рисунок, представленный на слайде. По пунктирному ритму ребята могут определить пьесу. Если они затрудняются, то можно послушать музыку, щёлкнув мышью на скрипичный ключ.

Танцы

8

Разгадайте загадку о танце

Учащимся предлагается обсудить характерные особенности вальса, которые создают ощущение плавного кружения.

9

Родиной какого танца является Польша?

Учащиеся выбирают танец из трёх вариантов: вальс, полька, мазурка. При обсуждении вариантов ребята демонстрируют знание стран происхождения танцев.

10

Какой танец написан в размере 2/4?

Учащимся предлагается дирижировать на 2/4 во время звучания пьесы. Дети выбирают танец из трёх вариантов и объясняют свой выбор.

Песенки

11

Какие «песенки» входят в сборник пьес?

Учащиеся вспоминают, песенки каких стран стилизовал композитор, выбирая из пяти предложенных вариантов три верных.

12

Какая песенка звучит в балете «Лебединое озеро»?

Слушая оркестровое исполнение «Неаполитанского танца» из балета «Лебединое озеро», учащиеся вспоминают название пьесы.

Сказки

13

В каком ладу написана пьеса?

Учащиеся вспоминают два основных музыкальных лада и определяют ладовую основу пьесы «Баба-Яга».

14

Какая из нотных записей соответствует звучанию пьесы?

Учащиеся определяют на слух и по нотному письму интонации пьесы «Сладкая грёза».

15

В какой форме написана пьеса?

Учащиеся слушают пьесу «Нянина сказка», определяют форму, объясняют её художественный смысл.

Родина

16

Прочитайте стихотворение и вспомните название пьесы

Учащиеся читают стихотворение С.Я.Маршака, соотносят поэтическое произведение и иллюстрацию, демонстрируют знание одной из любимых в России птиц.

17

В каком регистре звучит мелодия пьесы?

Учащиеся слушают пьесу «Песня жаворонка», вспоминают названия регистров и определяют регистр, в котором написана мелодия этой пьесы. Дети объясняют художественный смысл использования данного регистра.

18

Какая пьеса имеет характер русской народной плясовой песни?

Учащиеся слушают поочередно пьесы «Камаринская» и «Русская песня», определяют их жанровые особенности.

Семья

19

В какой пьесе звучит подлинная мелодия молитвы?

Учащиеся слушают музыку, размышляют о её интонационном строе, способе изложения и дают ответ.

20

Каков характер звучания музыки?

Учащиеся слушают пьесу «Мама» и подбирают соответствующие музыке эмоциональные характеристики звучания, используя «Подсказку».

Мир детства

21

Мир детства

Учащиеся слушают пьесу «Утренняя молитва», просматривают иллюстрации мира детства и ожидают подсчёта набранных баллов для выявления победителя игры.

Интернет-ресурсы

Ссылки на Интернет-ресурсы находятся в Приложении 1.