Сохранение и укрепление психического здоровья детей и подростков как приоритетное направление деятельности центра «Доверие»

Разделы: Социальная педагогика, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование, Дополнительное образование

Ключевые слова: психологическое здоровье, психопрофилактика, эмоциональное состояние


Физическое здоровье детей в настоящее время является одной из самых актуальных проблем во всем мире. Не менее важным компонентом здоровья является здоровье психическое. Здоровая психика дает возможность противостоять различным жизненным ситуациям, стрессам, реализовывать свои способности и собственный потенциал, активно и плодотворно работать и вносить вклад в жизнь общества. Взрослые люди, в своем большинстве, способны адекватно отвечать на внешние вызовы, но детский организм, находящийся в процессе развития, наиболее подвержен влиянию негативных факторов, а потому быстро и остро реагирует на каждый из них. Дети и подростки в условиях стремительного ускорения жизненного темпа, восприятия невероятных объемов информации, повышенных требований к своим обязанностям и личным качествам неизбежно страдают.

Эксперты ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) обращают внимание на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. На основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно было показано, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения и длительные конфликты.

Интересным, на наш взгляд, и справедливым является еще один вывод о том, что повышение уровня благосостояния не обязательно способствует психосоциальному развитию детей.

Стоит отметить, что у большинства детей в те или иные периоды под вли­янием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Сам детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовым влияниям и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер, но у некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Многие родители, наблюдая подобные проявления у своих детей, обеспокоенно ищут помощи. Если тревожных признаков слишком много - не ждите, что все «рассосется» само. Со своими опасениями необходимо обязательно обратиться к специалистам, работающим с детьми: педагогам-психологам, социальным педагогам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, детским врачам различной специализации.

Во Владикавказе уже более 30 лет функционирует Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие". Специалистами центра за это время накоплен неоценимый опыт в решении многих сложных проблем. Это, прежде всего, проблемы детско-родительских отношений и нарушения в поведении и развитии ребенка. Так же проводится работа по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми, суицидов, работа с кризисными состояниями и их последствиями. Специалистами Центра оказывается профессиональная психологическая помощь после экстремальных или чрезвычайных события и происшествий.

Работа Центра осуществляется по следующим направлениям:

  1. Психологическое и методическое консультирование граждан и специалистов системы образования и психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
  2. Проведение обучающих семинаров для специалистов системы образования и психолого-педагогической и медико-социальной помощи г.Владикавказа.
  3. Развитие творческих способностей детей.
  4. Проведение клубных занятий, призванных раскрыть потенциал ребенка.
  5. Формирование здорового образа жизни.
  6. Проведение индивидуальной и групповой работы по развитию коммуникативных навыков.

Психологический центр диагностики и консультирования «Доверие» - это профессиональная и эффективная помощь и поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также родителей таких детей. Мы располагаем командой опытных специалистов, готовых в любой час оказать должную психологическую помощь ребенку. В список основных задач центра «Доверие» входит проведение исследовательских, консультативных и тренинговых работ.

В Центре ведет прием муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Главная идея деятельности ПМПК - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные медицинские, педагогические, социальные и психологические условия для детей с определенными особенностями в развитии и трудностями в обучении и общении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Комиссия состоит из специалистов, представляющих медицинский, психологический и социально-педагогический блоки. Запись на прием осуществляется по телефону и родители (или их законные представители) при наличии соответствующих документов и материалов могут подойти с ребенком в предложенное время.

Первоначальной является медицинская диагностика, осуществляемая специалистами разного профиля (педиатром, кардиологом, офтальмологом, неврологом, психиатром, ортопедом и др.). Диагностика включает в себя осмотр ребенка, сбор анамнестических сведений, оценка соматического, неврологического и психического состояния.

Далее клинический психолог, педагог-психолог, дефектолог и логопед оценивают уровень развития психических и речевых процессов в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Дает оценку интеллектуального, речевого, эмоционального состояния. Обследование начинается с изучения неречевых функций. Одновременно исследуется понимание речи, речевое и неречевое общение, речевая активность ребенка. Важно определить, какие звенья в структуре психической деятельности не сформированы (либо нарушены), чтобы определить направление коррекционной работы. Исследование, при необходимости, может проводиться с использованием различных методик.

Логопед и дефектолог определяют уровень речевого развития. Дефектолог-сурдопедагог выявляет наличие нарушения слуха. Социальный педагог оценивает уровень развития школьных умений и навыков, сопоставляет знания ребенка с программными требованиями, выявляет пробелы и недостатки в процессе овладения знаниями и освоении программы.

Методы и приемы выявления отклонений в развитии ребенка подбираются в соответствии с возрастом и с учетом предполагаемого дефекта у ребенка. Понятно, что специалисты сталкиваются с разными по тяжести состояниями детей и ситуациями вокруг них, но особенно затруднена комплексная диагностика непонимающих, неговорящих, никак не реагирующих на процедуру обследования детей с нарушением поведения и с повышенной психологической истощаемостью. В такой ситуации трудно дифференцировать близкие по внешнему проявлению состояния и причины их возникновения.

Специалисты Центра «Доверие» профессионально подходят к выработке рекомендаций по основным направлениям воздействия, при разработке и уточнении индивидуального образовательного маршрута (включая выбор образовательной программы) для каждого ребенка. В этих рекомендациях указываются слабые места, на которые необходимо обратить внимание педагогам, психологам образовательных учреждений.

Особые партнерские отношения выстраиваются с родителями. Обращаясь к ним, хочется перечислить моменты в развитии и поведении ребенка, которые должны стать причиной беспокойства и поводом для обращения в Центр «Доверие»:

  1. Проявление частых для своего возраста вспышек гнева, споры с взрослыми, активный отказ выполнять требования или нарушение правил поведения.
  2. Задержка в развитии речи, интеллектуальных умений, трудности в усвоении школьной программы.
  3. Драчливость, проявление физической жестокости к людям и животным, кражи, пропуски школьных занятий, побеги из дома и т.п.

Также, следует обратить внимание на изменение поведения в случае, когда общительный ребенок и подросток становится замкнутым, веселый - грустным и наоборот. Появляется уверенность в неблагоприятных исходах любой ситуации. Возникают мысли (или действия), которые несут угрозу, как самому человеку, так и окружающим.

Даже если ваши опасения подтвердятся - не опускайте рук и верьте в своего ребенка. В конце концов, он любит вас и рассчитывает на вашу любовь в ответ, а еще на то, что вы примите и поддержите его - любого. Вы не одиноки. Комплексная, всесторонняя диагностика (учет медицинских, педагогических, психологических, социальных аспектов) и возможность силами специалистов Центра «Доверие» оказать реальную помощь может быть залогом успешного преодоления многих ваших проблем.