Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Религиозные праздники народов России», 4-й класс

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Класс: 4


Образовательная система

«Школа России», учебник М.Т.Студеникин «Основы светской этики», 4 класс

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Тема урока

Религиозные праздники народов России

Цель урока

Формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; формирование представления о праздниках «Масленица», «Пасха», «Курбан-байрам», «Рамадан-байрам».

Задачи урока

  • расширить представления детей о религиозных праздниках и традициях народов России, формировать позитивный опыт межнациональных отношений;
  • воспитывать уважительное отношение и интерес к культуре, традициям, языку своего и других народов России;
  • содействовать выбору правильной модели поведения в многонациональном обществе;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы, обобщать;
  • формировать навыки коммуникативной культуры.

Планируемые результаты

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; становление ценностного отношения к своей Родине - России.

Регулятивные: умение ставить коллективную цель; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации; организовывать свою деятельность; давать оценочную характеристику своей деятельности и деятельности одноклассников.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной деятельности.

Познавательные: формировать позитивный опыт народных традиций; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока; устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; формировать умение извлекать необходимую информацию из учебника и сообщений одноклассников и перерабатывать её.

Предметные: иметь представление о многонациональности России;расширить представление о праздниках народов России (государственные, семейные, религиозные); познакомить с религиозными праздниками: «Пасха», «Курбан-байрам», «Рамадан-байрам», их символами и традициями; развивать интерес к традициям своего народа; формировать позитивный опыт межличностных отношений, мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Методы обучения

По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ, объяснение, работа в паре, элементы психогимнастики,

По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самоконтроль, рефлексия.

Форма организации учебно-познавательной деятельности

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Групповая (парная)
  • Прием «Перемешанный класс»
  • Внутриклассная дифференциация (на основе результатов психолого-педагогического мониторинга индивидуального стиля учебной деятельности обучающихся (ИСУД))

Учебно-наглядные пособия, атрибуты

- компьютер, мультимедийный проектор;
- презентация к уроку;
- учебник «Основы светской этики», автор М.Т.Студеникин;
- толковый словарь С.И.Ожегова;
- видеофрагменты: «Живут в России разные народы с давних пор (https://www.youtube.com/watch?v=2XOSZhqbdc),
«Откуда пришёл праздник Курбан-Байрам» (https://www.youtube.com/watch?v=pniuIbEFbzw&t=3s)
«Я, ты, он, она» (https://www.youtube.com/watch?v=iOstMQLWGnY)
- иллюстрации разных праздников, карточки для рефлексии;
- условные знаки деятельности;
- коробка-подарок, атрибуты людей разных национальностей.

Технические средства информации

Интерактивный комплекс с программным обеспечением Windows XР и программа MicrosoftOffice - PowerPoint.

Ход урока