Я и моя семья

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: семья


Цель: расширить представление о семье, о важности и роли семьи в жизни человека, обсудить с детьми, что семья - это самое дорогое, самое близкое, что есть у каждого из нас.

Задачи:

  • Повысить культуру семейных отношений, обучить воспитанников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
  • Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение;
  • Воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе, содействовать привитию любви и уважения к членам семьи.

Слайд 1.

1. Организационный момент

2. Вводная часть

- Ребята, мы собрались сегодня с вами для общения. А общаться с вами с каждым днём становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

- Скажите, вы считаете себя счастливыми людьми?

- Что делает вас счастливыми? (высказывания ребят)

Я предлагаю вам сейчас выбрать положительные качества счастливого человека из перечня на доске.

Слайд 2.

1. сочувствие

2. вежливость

3. жадность

4. хозяйственность

5. оптимизм

6. лицемерие

7. лживость

8. нежность

9. лень

10. хвастовство

11. зазнайство

12. грубость

Слайд 3.

1. сочувствие

2. вежливость

3. жадность

4. хозяйственность

5. оптимизм

6. лицемерие

7. лживость

8. нежность

9. лень

10. хвастовство

11. зазнайство

12. грубость

А теперь подчеркните в данных словах буквы, которые соответствуют номерам клеточки, в которых они находятся.

Слайд 4.

1. сочувствие

2. вежливость

3. жадность

4. хозяйственность

5. оптимизм

6. лицемерие

7. лживость

8. нежность

9. лень

10. хвастовство

11. зазнайство

12. грубость

Сложив их правильно, вы сможете определить, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья? (наша дружная… семья)
Это слово каждый знает.
Ни на что не променяет!

Слайд 5.

К цифре «7» добавлю «я»
Что получится? (семья)

Слайд 6.

Итак, наш сегодняшний разговор действительно о семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях. Тема нашего занятия «Я и моя семья».

Слайд 7.

3. Основная часть

Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения.

Работа с темой

Мы часто используем слово «семья».

- А что мы понимаем под этим словом? (Высказывания ребят)

- Как вы думаете, когда появилось слово «семья»? (Предположения)

Когда появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам

Слайд 8.

- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я», - тихо молвила Ева - Я, я…
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.

Слайд 9.

В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья - это группа живущих вместе близких родственников».

- Перечислите людей, которых вы называете своими родственниками.

(Высказывания ребят)

- Да, «Семья» - словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
А если есть собака?
Выходит, восемь «Я»?

Слайд 10.

Нет, если есть собака,
Выходит, «Во!» - семья.

- Перечислите людей, которых вы называете своими родственниками.

- Как вы думаете, когда появилось слово «семья»? (Предположения)

Когда появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я», - тихо молвила Ева - Я, я…
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.

- Почему именно семь?

(Высказывания ребят)

Слайд 11.

(На доске появляется ромашка с семью лепестками, в которых записаны члены семьи).

Слайд 12.

Практическая работа. (ромашка)

Сейчас я предлагаю вам смастерить свою счастливую семейную ромашку. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал: сердцевинки и лепестки будущих цветков. Ваша задача не только склеить ромашку, а еще и написать в лепестках членов ваших семей.

Слайд 13.

(Индивидуальная творческая работа, ребята приклеивают свою ромашку)

А теперь давайте прикрепим все ваши ромашки на доску и посмотрим, какие у нас получились семьи.

(Прикрепляем ромашки на магнитную доску)

Мы видим целое поле ромашек. И все они такие разные: по цвету, по величине, по количеству лепестков. Так и наши семьи отличаются одна от другой.

Итак, семьи все разные.

- А чем они отличаются? (Высказывания ребят)

Верно.

Родители стараются передать детям свои знания. У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции, уклад жизни. Не в каждой ромашке мы можем насчитать семь лепестков, так и не в каждой семье наберется семеро. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота. Для сохранения дружной семьи необходимо, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.

Великий китайский философ Конфуций писал «Государство - это большая семья, а семья - это маленькое государство». В каждом государстве есть свои законы и традиции. Так же и в семье. Какие традиции есть в ваших семьях?

(Высказывания ребят)

Слайд 14.

Традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Один из таких обычаев - давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек является самым уважаемым членом семьи.

Родители дают ему имя.
Что имя - звук, оброненный случайно,
В котором нет не смысла, ни значенья,
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
И таинство есть имя нареченье.

И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в начале нашего века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.

- Ребята, а как вы думаете, как давались имена?

(Высказывания ребят)

Имена давались по внешнему виду человека: Черный, Чернавка, Мал.

Имена давались и по тому, в какое время года рожден ребенок: Зим, Вешняк, Мороз.

Одних имена обязывают быть благородными, других жить в мире, не ссориться, а если у человека в единстве и те, и другие качества, то от этого его «доброе имя только выигрывает».

Давайте послушаем, какую историю описал в своем шутливом стихотворении Юрий Благов.

Слайд 15.

Дед стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Говий…Муций…Свен…Орест.

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
- Назовем посовременней -
Гелий…Атом…Космодром…
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…

Бабка с нехристями знаться
Не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой…Сысой…Кузьма…Фома…
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

Имена давались в честь бабушки или дедушки, в честь святого, чтобы тот был его хранителем.

- Ребята расскажите о происхождении своего имени, о том, что оно означает.

- Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников?

- Почему вас назвали в честь этих людей?

(Высказывания ребят)

Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу.

Физкультминутка.

Слайд 16.

Все мы очень любим праздники. В каждой семье праздники отмечаются по-своему. И это тоже своеобразная традиция.

Слайд 17.

Какие праздники вы отмечаете? Как вы готовитесь к ним?

(Высказывания ребят)

Есть и очень вкусная традиция - традиция застолья. С древности повелось встречать в своем доме гостей и потчевать их разными яствами. Конечно, времена меняются, но традиции остаются.

- Какие блюда являются традиционными на ваших семейных застольях?

(Высказывания ребят)

Многие семьи хранят старинные вещи - так называемые семейные реликвии. Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал этой вещью.

Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные?

(Высказывания ребят)

Слайд 18.

Современная техника творит чудеса, практически все мы имеем фотоаппараты, и целую коллекцию фотографий. Наличие фотоальбомов - еще одна семейная традиция.

- У кого из вас есть такая традиция?

(Ребята поднимают руки)

В свободное время, а особенно во время каникул родители пытаются скрасить ваш досуг. Особенно ценно, когда вы проводите время вместе со своей семьей. Так возникают семейные традиции, связанные с проведением отпуска.

Слайд 19.

- Расскажите, как вы проводите время со своей семьей? Есть ли у вас подобные традиции?

(Высказывания ребят)

Итак, традиций в семье много. Даже элементарную уборку по воскресеньям можно назвать семейной традицией. Ведь именно в вашей семье привыкли так жить.

Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста -
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом. (Медленно и проникновенно)

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами любовь к своему дому.

Практическая работа. (дом)

Слайд 20.

Что может быть важнее уютного дома, где тебя поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой дом? С чего начать?

Предлагаю вам поиграть в строителей. Как вы думаете, с чего начинается строительство дома? С фундамента.

1. Найдите на «зеленых» кирпичиках, предложенных вам, слово, которое ассоциируется со слово «дом». Для меня дом - это начало начал. А для вас? (крепость, кров, причал, очаг).

2. Написать на пустых кирпичиках слово, которое ассоциируется со словом «семья». (Семья - это я, мама, папа, бабушка, дедушка, сестра…)

Молодцы! Фундамент дома готов. Начнем строительство стен дома. А стенами нашего дома будут являться - семейные отношения.

3. Из розовых «кирпичиков» выберите только 2 самых важных на ваш взгляд (любовь, уважение, тепло, забота, понимание, уют, дружба, поддержка, радость).

Дом готов? Или может чего-то не хватает в этом доме? Конечно, крыши.

Как вы думаете, а из чего будет сделана крыша? Как сказать одним словом? Семья.

Прикрепляют крышу.

Молодцы! Дом готов. Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души.

- Ребята, каких качеств нужно придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой, на чем должна строиться семья?

(Высказывания ребят)

Совершенно верно. Семья строится на взаимоуважении и взаимопонимании.

А теперь я предлагаю послушать стихотворение и выбрать из него основные ценности счастливой семьи. Чтобы вам их не забыть, давайте соберем из них радугу. Радуга - очень красивое явление, но видим мы ее редко.

Практическая работа. (радуга)

Слайд 21.

На партах лежит раздаточный материал - рисунок радуги. По мере прочтения стихотворения на каждый цвет ребята записывают одну из ценностей семьи и прикрепляют на доске.

***

Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.

Во-первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.

Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.

Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.

А пятое - ответственность и дом.
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.

Шестое - уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее .
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.

Слайд 22.

Семейный вопрос отражен в устном народном творчестве, в русских народных сказках, пословицах и поговорках, которые мы называем народной мудростью. О чем же учит нас народная мудрость? Предлагаю вам сейчас попытаться собрать пословицы. Они, хулиганки, рассыпались. Помогите им вновь встать на свои места.

Практическая работа. (пословицы)

  • Где любовь да совет, там и горя (нет)
  • Где мир и лад, не нужен и (клад)
  • Лучший клад, когда в семье (лад)
  • В гостях хорошо, а дома (лучше)
  • В своём доме и стены (помогают)
  • В семье разлад, так и дому (не рад)
  • Доброе братство лучше (богатства)
  • Вся семья вместе, (так и душа на месте)

(На доске выведены части пословицы.)

Семья - это родные друг другу люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье - кто нас выслушает, кто поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди.

В одиночку человеку трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется разделить с кем-то радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили.

Итак, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье и во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности. Поиграем с вами в игру «Солнышко».

Слайд 23.

Практическая работа. (солнышко)

Я называю определения терминов - ваша задача, соотнести появившийся термин, с карточкой - лучиком, лежащим на столе. Тот ученик, который обнаруживает у себя соответствующий лучик - крепит его к доске, чтоб получилось солнышко.

- Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте - Сопереживание

- Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга - Равенство

- Всей семьёй Вы способны на многое - поддержка

- Умение принимать человека таким, какой он есть - толерантность

- Умение уступать друг другу - компромисс

- Нежная забота друг о друге - любовь

- Преданность друг другу - верность

- Чуткое отношение друг к другу - нежность

-Прислушиваться друг к другу - умение слушать

- Уважение и благодарность - признание

- Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства - приспособляемость

- Чувство безопасности и уверенности - доверие

После того, как солнышко построено делается вывод:

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

- Ребята, сколько времени вы находитесь в школе, сколько дома?

- А теперь скажите, если вы так много находитесь в этом храме знаний, то считаете ли вы, что школа - это ваш 2 дом, а значит все мы - жители этого дома - кто?

Семья!

- Ребята, а наш класс можно назвать семьей?

(Высказывания ребят)

В какой-то степени можно.

Давайте построим еще один дом. Вспомните, с чего начиналось строительство дома? С фундамента.

Как вы думаете, что будет являться фундаментом этого дома? Храм, учитель, воспитатель, ученики.

А что составят стены? Уважение, доброта, взаимопомощь.

А крыша - ШКОЛА!

Давайте вспомним нашу первую встречу. Это событие из года в год, из века в век - является одной из главных традиций школ нашей страны. А таких традиций не мало: первый и последний звонок; новый год; день защитника Отечества и т.д.

Это традиции 2 дома.

Значит, наш класс можно назвать семьей, и мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.

Я надеюсь, что наш класс будет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.

Ещё раз обратите внимание на доску - на эту замечательную композицию - дерево, дом, радуга, солнце и трава. Я хочу, чтоб в ваших семьях было также мило и тепло, также как на этой композиции.

Итог.

- Что у вас на душе? Что больше всего запомнилось?

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

Лучше всегда платить добром, оставляя после себя только хорошие, сердечные воспоминания. Желаю, чтоб ваши семьи были самыми счастливыми.

Слайд 24.

Семья - это счастье, любовь и удача.
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы,
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Хором:

Пусть все это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо - семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!