В образовательном процессе обучения истории, среди разнообразных форм уроков важное место занимает экскурсия. В системе дополнительного образования есть возможность совершать подробные экскурсии, не ограниченные рамками учебного времени, которые проводит сам преподаватель. Цель статьи- раскрыть основные этапы методической подготовки учителя истории к проведению урока-экскурсии как активной формы обучения предмету, что и будет представлено в поэтапном обозначении к подготовке урока-экскурсии.
Экскурсия - это выход из учебного заведения, включение в новую среду, новую локацию, погружение в мир артефактов, способствующих развитию мышления и воображения. Главное преимущество уроков-экскурсий - это эффект присутствия, учащиеся видят памятники истории и культуры в естественном состоянии или в музейной экспозиции.
В подготовке урока-экскурсии выделяется пять основных этапов.
Первый этап.
Выбор темы и определение цели. Цель экскурсии это то, ради чего экскурсантам показывают памятники истории и культуры, другие объекты и даются пояснения экскурсовода. Цель урока-экскурсии определяется обучающими, развивающими, воспитательными задачами. Например:
- воспитание уважения и любви к Родине, к родному городу, краю
- эстетическое воспитание
- приобщение к народной культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Осетии.
Тема экскурсии - это то, что положено в её основу, она направляет показ и рассказ, составляет предмет рассуждений и пояснений. Тема соединяет все объекты экскурсии в единое целое. Важное значение имеет название экскурсии. Тема и название не одно и то же. Например, тема - «Храмы Владикавказа» имеет название - «Сияют купола и башни минаретов», тема - «Архитектор П.П.Шмидт» название - «Замок любви». Задача названия экскурсии - привлечь внимание учеников, заинтересовать их. Примеры названий: «Евгений Вахтангов. Начало.», «Вниз по Святополковской…», «Звучала музыка над Тереком.», «Не портрет и не картинка, это Штейнгель, штейнгельинка»
Каждая тема состоит из отдельных вопросов-подтем, что требует связи отдельных подтем между собой. Методически грамотный выбор темы и цели урока-экскурсии особенно важен, т.к. они определяют отбор объектов. Круг источников и методы проведения.
Отбор объектов и изучение источников, литературы. На этом этапе необходимо составить библиографию по теме, после чего можно приступать к созданию плана и текста экскурсии, составлению экскурсионной маршрутной карты. Требования к маршруту:
- маршрут должен обеспечить показ объектов в логической последовательности, способствовать более глубокому раскрытию темы;
- переход между объектами не должен занимать более 10-15 минут;
- расположение объектов на маршруте должно обеспечивать непрерывность экскурсии, устойчивое внимание аудитории на протяжении всей экскурсии;
- избегать повторных переходов по одному и тому же участку маршрута. Так называемых « петель»;
- избегать однообразия в выборе объектов.
Второй этап. Работа над структурой и текстом. Урок-экскурсия состоит из трёх основных частей: вступления, основной части и заключения. Цель вступления - привлечь внимание учащихся и подготовить их к восприятию материала. Необходимо назвать тему, цель, сообщить основные вопросы и главные объекты, которые будут рассмотрены в ходе экскурсии. Основная часть - главное содержание урока-экскурсии. При её разработке необходимо уделять внимание внутренним связям между подтемами и логическим переходам от одной темы к другой. В заключении - делаем выводы и подводим итоги.
Третий этап. Работа над методикой проведения урока-экскурсии. От качества осуществления данного этапа зависит уровень познавательной деятельности учащихся, полнота усвоения материала и глубина его понимания. Выделяются следующие основные методы, применяемые в ходе урока-экскурсии: показ, рассказ, беседа. Как правило, они не применяются отдельно. Среди наиболее используемых приёмов рассказа выделяют описание - последовательное перечисление и изложение сведений об объекте, словесную характеристику - выяснение наиболее существенных сторон объекта. Кроме этого, в зависимости от темы, цели и характера объектов, возможно использование словесной реконструкции, картинного описания, а также привлечение текстов исторических документов или художественной литературы для конкретизации или иллюстрации изучаемого материала. Способ изложения материала в ходе урока-экскурсии может быть как репродуктивным, так и проблемным, что ведёт к применению такого метода как беседа. Различают несколько видов данной методической формы работы. Эвристическая, - в ходе которой может применяться частично-поисковый способ, в результате чего учащиеся самостоятельно приходят к ответу. Проверочная беседа представляет собой опрос, в ходе которого проверяются, уточняются, и расширяются знания учащихся. Закрепляющая - вопросы уже по изученному материалу.
Показ - один из ведущих методов, он часто сочетается с анализом. Различают три уровня показа. Первый - даёт обобщённое представление об объектах. Второй уровень показа - наблюдение. Под ним понимается направление внимания на нужные, с точки зрения темы, объекты. Третьим же видом показа является, собственно, показ, сочетаемый с анализом, который включает в себя демонстрацию, сравнение по сходству и различию.
Четвёртый этап. При подготовке урока-экскурсии необходимо продумывать познавательные задания для учащихся - как опережающие, так и для домашней работы по его итогам. Разрабатывая такие задания, следует учитывать их связь с темой, уровень подготовки учащихся. Основным требованием к познавательным заданиям является их направленность на активизацию познавательной деятельности, развитие творческих способностей, учёт выбора и желания самих учащихся. Примерами таких заданий могут быть следующие:
- сфотографировать или зарисовать экспонат (объект) экскурсии;
- выделить главное, общее и особенное;
- сравнить явления или объекты;
- написать отчёт в форме сочинения, эссе, составление таблицы и т.д. об уроке-экскурсии. Иногда, в ходе экскурсии, ребята определяют тему будущей исследовательской работы.
Пятый этап представляет собой работу над совершенствованием содержания и методов урока-экскурсии. Учитель накапливает опыт, анализирует восприятие материала учащимися на различных этапах экскурсии, ищет и привлекает новый материал.
Таково содержание пяти основных этапов работы учителя по подготовке к уроку-экскурсии и основные методические требования к его проведению.
Литература
- Емельянов Б. Экскурсоведение.
- Питинова Т.Г. Курченко А.Ю. О подготовке к проведению урока-экскурсии в обучении истории. Молодой учёный №1 (105) январь 2016г. с.745-748
- Киреев Ф.С. По улицам Владикавказа - Ростов-на-Дону: «Донской издательский дом», 2007.