Цель: формировать представления о растительной и животной среде родного края.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей воображение, речь, память, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
- Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.
Предварительная работа: Беседы о родном крае, заучивание стихотворений, загадывание загадок, знакомство с произведениями М.М.Пришвина, чтение пословиц рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе.
Оборудование: макеты деревьев, иллюстрации птиц, животных, следы животных, музыка из серии « звуки природы»
Ход занятия
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся.
- Здравствуйте!
А теперь встали в круг
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
Ребята, посмотрите, друг на друга улыбнитесь, а теперь посмотрите на гостей и тоже улыбнитесь. Молодцы!
Сели на свои места.
Ребята, мы сегодня с вами будем говорить о природе родного края. Ребята, как называется наша страна? Город в котором мы живем? Ребята, как вы думаете, что такое природа? (Ответы детей) Правильно, ребята! Природа - это наш общий дом! Ребята, природа нашего края очень красива и разнообразна!
Природа - это удивительный мир! Природа очень богата!
Природа это солнце и небо, воздух и вода, горы и реки, растения и животные, насекомые и птицы. А что нельзя назвать природой? (то что сделанно руками человека)
Без природы человек жить не сможет. Так как она дает человеку все самое необходимое для жизни. Это воздух, вода, тепло, еда, жилье и многое другое. Природу губить нельзя! Нужно заботится о природе, беречь её, охранять и любоваться ею. Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды Михаил Михайлович Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни". Как вы думаете о каких сокровищах говорил Михаил Михайлович Пришвин (слушаю ответы).
Хотите узнать, о каких сокровищах говорил Михаил Михайлович Пришвин. Сейчас я приглашаю вас отправиться со мной в лес и узнать о сокровищах.Но прежде чем мы с вами отправимся в лес, я сейчас проверю,знаете ли вы правила поведения в природе. Я буду вам говорить свои действия, если я буду поступать хорошо, вы все хлопайте, а если плохо, то все топайте!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (топают)
Если сьем я пирожок
И выброшу бумажку? (топают)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хлопают)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю (хлопают)
Если разведу костер,
А тушить не буду (топают)
Если сильно насорю
И убрать забуду (топают)
Если мусор уберу
Банку закопаю (хлопают)
Я люблю свою природу
Я ей помогаю (хлопают)
Молодцы, ребята! А сейчас давайте закроем глазки и произнесем волшебные слова.
Один, два, три, четыре, пять
Надо глазки закрывать
Полетели закружились
И в лесу все очутились.
Вот и мы оказались в лесу,посмотрите как красив зимний лес!
Что мы видим в лесу? (деревья)
Деревья это что? (растение)
Все растения делятся на три группы. А на какие именно? (слушаю ответы) Первая группа - самые низкие растения: это цветы и травы; вторая группа - это кустарники, а третья группа самые высокие растения - это деревья. А какие бывают деревья? (деревья бывают лиственные и хвойные).
Лиственные деревья - это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой на лиственных деревьях листва опадает, а хвойные - сохраняют свою хвою. Ребята, какие лиственные деревья вам знакомы? (береза, дуб, ива, клен, липа) А какие хвойные? (сосна,ель и пихта)
Правильно, молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем!
Д/игра «Отгадай, с какого дерева листок»
Показываю детям листочки, они называют с какого дерева листок . В конце игры показываю еловую и сосновую веточку.
Воспитатель. Иголки у ели и сосны - это такие необычные листочки. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголка-хвоинка живет долго, а потом падает на землю, но сосны и ели никогда не сбрасывают хвою полностью. Это вечнозеленые деревья.
Воспитатель. Как приятно пахнут иголочки, какой восхитительный аромат!
Этот запах - лечебный. Он защищает нас от простуды.
- Мы наблюдали за деревьями в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"
- Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)
- Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)
- Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)
- У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)
- Из плодов, какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)
- Молодцы, а скажите, ребята, какую пользу приносят деревья? (чистый воздух, древесину, летом укрывают от солнца).
Ребята, а что будет, если не будет деревьев - высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и воздух. А чтобы этого не случилось, мы с вами ребята должны беречь и охранять природу нашего края.
- Первое сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, это? (деревья)
Ребята, тихо, а чьи это голоса слышны? (звучит запись с голосами птиц)
Дети - (птиц)
- Все ли птицы остаются в лесу на зиму? (нет, некоторые улетают на юг)
- Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (перелетные)
- А почему они улетают? (перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают)
- Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, ласточки, грачи, чайки, соловей
- Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (зимующие)
- Чем питаются зимующие птицы? (ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди)
- Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, вороны, дятел, галки)
- Почему воробья назвали воробьём? (потому что, он воровал зерна, и люди кричали вора бей).
- Почему Сороку назвали сорокой (потому что на ней белое оперение похожее на сорочку).
А сейчас мы проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц. Перед вами листочки, на которых изображены зимующие и перелетные птицы. Нужно отметить галочкой только зимующих птиц.
Молодцы, ребята!
Физкультминутка «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко
Эти крошки - голубям,
Эти крошки - воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
А как вы думаете, ребята, почему я вам дала именно эту физкультминутку.
(так как зимой птицам холодно и мы должны помогать им, делать кормушки, не забывать добавлять туда корм). Правильно, ребята, вы сказали птицам зимой холодно и трудно найти пищу, мы с вами должны заботиться о них.
Второе сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, это? (Птицы)
Отправляемся дальше, посмотрите, ребята, поляна и она покрыта вся снежным покрывалом, а на нем какие-то узоры. Как вы думаете что это?
(следы зверей), давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:
1)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
- Почему говорят, что волк голодный? (трудно найти пищу)
2) Рыжая кума всех провела (Лиса)
- Чем питается лиса зимой? (ловит зайцев, полевых мышек).
В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой? («Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль»).
3)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)
- Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу)
4)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
- Как белка готовится к зиме? (делает запасы, орешки, грибы, шишки)
- А как вы думаете, следы каких животных мы зимой никогда не встретим в лесу? И почему? (медведь и ёж)
А теперь давайте поиграем в словесную игру «Что не так». Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верную фразу.
У волка - лисята, они живут в логове
У медведя - зайчата, они живут в норе
У белки - волчата, они живут в берлоге
У волка - бельчата они живут в дупле
У зайца - медвежата они живут в берлоге
У лисы - волчата они живут в дупле
Динамическая пауза игра «Закончи предложение и покажи движение»
Хитрая, как ….
Быстрый, как…
Голодный, как…
Неуклюжий, как…
А на какие группы делятся животные? (хищные, травоядные, всеядные)
А что означает хищные животные? (слушаю ответы)
Каких животных можно отнести к хищникам (лиса, медведь, волк, рысь)
Что означает травоядные? (слушаю ответы)
Травоядные заяц, лось, бобр, олень
А что означают всеядные животные (слушаю ответы)
Всеядные: медведь, белка, еж, кабан
Дид.игра Угадай чей хвост? Чья голова?
Третье сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, это? (животные)
Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. А сейчас давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова.
Один, два, три, четыре, пять
Надо глазки закрывать
Полетели, закружились
И в саду все очутились
Вот мы с вами вернулись в детский сад.
Итог
Ребята, где мы сегодня с вами были? (в лесу).
Что мы делали в лесу? (знакомились с сокровищами леса).
С какими сокровищами леса сегодня мы познакомились?
Понравилось ли вам занятие?