«Война и танец». Сценарий мероприятия для учащихся хореографической студии «Звездный дождь» среднего и старшего школьного возраста в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания

Разделы: Патриотическое воспитание, Дополнительное образование


Звучал негромко старый граммофон, июньский вечер танцевал фокстрот.
И всем казалось, будет добрым он, тот самый страшный сорок первый год.
Нельзя упрятать прошлое в чулан, историю страны нельзя менять.
Ведь все в ней мы - и, правда, и обман, и подвиги, и честь. (Слайд № 1)

Здравствуйте! Вспоминая годы Великой Отечественной войны, ветераны рассказывают, что даже в самое суровое время, забывая об усталости, порой в перерывах между работой на заводах, они, тогда еще юные, измученные, голодные устраивали концерты, после которых обязательно проходили танцы. (Слайд № 2)

Движение - это жизнь? Все сомнения по поводу абсолютной верности данной фразы отпадают, когда рядом идут война и танец. Русско-турецкая, Первая мировая, Великая Отечественная, Афганская, Чеченская…сколько их было…и везде, в редкие минуты затишья человек танцевал, не желая соседствовать со смертью. (Слайд № 3)

В годы Великой Отечественной войны жизнь и труд всех советских людей, в том числе и деятелей искусства, были подчинены одной цели - скорейшей победе над врагом. Артисты выступали на всех фронтах в военных подразделениях, в госпиталях, в партизанских отрядах. Вместе с выдающимися мастерами выступала в концертах и молодежь, студенты театральных и музыкальных вузов. (Слайд № 4)

Не только рабочая молодёжь, но и те, кто ежедневно пребывал на границе жизни и смерти, находили время для танца, устраивали праздники даже на передовой. Танцоры, побывавшие на фронтах, вспоминают, какая же трудная, но эффективная профессиональная школа это была: вокруг стрельба, взрываются бомбы, совершаются налёты, но танец не должен прекращаться - если ты остановишься, сдашься, позволишь печали одолеть тебя, сломаются и твои товарищи. (Слайд № 5)

Аркадий Ефимович Обрант, до войны работавший балетмейстером Дворца пионеров в Ленинграде, во время блокады занялся формированием танцевальной группы, которая бы выступала на фронтах. Хореограф отыскал своих юных учеников - они были очень слабы, едва живы, но к репетициям приступили незамедлительно. У ребят танцевать вприсядку поначалу не получалось: опустившись в элемент, обратно подняться не хватало сил. Помогали партнерши, поднимая за руку. На платформах бронепоездов, в госпиталях, на передовых - танцевальный ансамбль давал концерты везде, где это было возможно, и бойцы воспринимали их как чудо, и, глядя на хрупких детей, они обретали новую силу: если уж юные танцоры идут на фронт, не страшась смерти, то чем хуже они, взрослые бойцы?(Слайд № 6)

Легендарные обрантовцы - ярчайший пример того, что человеческий дух способен пройти сквозь многие испытания, дабы не позволить другим поддаться страху и тоске. Там, где гремели взрывы, земля взлетала к небесам, обрантовцы танцевали в укрытиях, практически не отдыхая, встречая и провожая солдат, уходивших на поле боя, возвращающихся оттуда. Где только ребятам не приходилось танцевать: в палатках, куда привозили раненых, юные танцоры между «Яблочком» и «Танцем татарских мальчиков» оказывали помощь пострадавшим наравне с медицинским персоналом. Ночами, без музыки и аплодисментов, они выступали перед бойцами в избах. (Слайд № 7)

Остававшийся в блокадном Ленинграде во главе с О. Иордан балетный коллектив проявлял примеры мужества и героизма. Несмотря на постоянные обстрелы и бомбежки артисты балета ни на день не прерывали своих выступлений.

Ленинградское хореографическое училище эвакуировали на Урал, в город Пермь. В походных условиях юные балерины занимались классикой, народными танцами, балетными постановками. (Слайд № 8)

С началом Великой Отечественной войны Игорь Моисеев высказал предложение выступать для бойцов на фронте, однако ему было отказано. Ансамбль эвакуировали в Свердловскую область, где коллектив выступал на эвакуированных заводах. Многих танцовщиков отправляли на фронт, но при этом концерты не отменялись. Программы переделывали под оставшихся артистов и продолжали выступать, иногда показывая по три концерта в день. Поначалу Игорь Моисеев сам заменял отсутствовавших артистов, но сил на постановки и танцы не хватало. По этой причине он решил создать первую в стране профессиональную школу народного танца. Ансамбль постоянно гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку и Монголии. Были созданы несколько номеров, которые вошли в постоянный репертуар: «Большая флотская сюита», «Русская сюита» и другие. Неожиданно для коллектива, ансамбль сумел не только встать на ноги, но заработал деньги для фронта. На собранные во время концертов полтора миллиона рублей был построен танк «ГАНТ СССР».

Школа народного танца была открыта в 1943 году после возвращения ансамбля в столицу. Её выпускники получали работу как в самом ансамбле, так и в других танцевальных коллективах. (Слайд № 9)

Ансамбль песни и пляски имени Александрова так же поднимал своими выступлениями боевой дух солдат. Так, за годы Великой Отечественной войны музыканты дали более 1500 концертов.

Предлагаю посмотреть выступление ансамбля в годы войны https://www.youtube.com/watch?v=a0fTVnhg7S0

На этом наше мероприятие заканчивается. Никогда не забывайте великий подвиг, который совершили наши прадеды и прабабушки во имя Победы в далекие сороковые годы. Пусть всегда над нами будет чистое небо, бесконечная благодарность и память народа о тех суровых годах! До новых встреч!

Приложение