Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "Дифференциация звуков [Т–Т']"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: ТНР – тяжелое нарешение речи, подготовительная группа


Цель: научиться выделять звуки [т] и [т'] из слов.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление навыков правильного употребления и выделения звуков [т-т'] из слогов, слов и предложений.
  • грамматически правильно оформлять собственную речь в соответствии с нормами языка, в том числе употребление в речи предлогов за, из-за.
  • расширять навык построения разных типов предложений

Воспитательные:

  • учим выделять главное, учим выбору цели обучения
  • учим контролю и самоконтролю выполненных действий
  • учим оценивать результат выполненных действий
  • учим сотрудничеству, умению договариваться и принимать общее решение

Коррекционно-развивающие:

  • развитие памяти, внимания
  • развитие мелкой моторики пальцев рук

Ход занятия

1. Введение в ситуацию, постановка цели

Сегодня мы отправимся в путешествие в волшебную страну звуков, нас ждет много интересных игр, и нас ждут в гости друзья. Догадайтесь, с какими звуками играем и путешествуем, ведь нас ждут - Таня и Тёма. Правильно, т и т'. Мы сегодня будем учиться слышать и выделять звуки Т и ТЬ в словах.

2. Анализ тв. - мягк. звуков детьми

Скажите, ребята, а звуки т и ть гласные или согласные? - Согласные. Звук т твердый или мягкий? - Правильно, твердый. Каким цветом мы обозначаем твердые звуки? - Правильно, синим. А звук ть мягкий или твердый?- Правильно, мягкий. Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? - Правильно, зеленым.

Я произнесла - Т - какой он? - Твердый согласный. ТЬ - какой он? - Мягкий согласный.

Вы уже знаете много звуков, назовите вот эти. Представьте, что мы читаем расписание поездов. Неправильно прочтем - не туда уедем! Я показываю буквы, дети их называют.

Произнеси твердо (по указке) п, т, к, м и т. д., (по указке) - произнеси мягко пь, ть, кь, мь и т.д. Я показываю синий или зеленый кубики. А теперь получите билеты на поезд, чтобы зайти в вагон, надо прочитать слог на билете (читаем слоги - закрытые, открытые) и проходим в вагоны. Поехали.

Пока едем к Тане и Тёме, давайте поиграем и посмотрим, кто внимательный.

3. Повтори

Сейчас я вам буду говорить ряды слогов, их надо запомнить и повторить точно так, как я (с разным ударением или интонацией)

- ряды слогов - та - та - тя, та - тя - та, тя - тя - та, тя - та - та - (хором, индив. в разном ритме и с разной интонацией) Хорошо. А сейчас я вам буду говорить ряды слов, их надо все запомнить и повторить. Один из вас начнет, другой продолжит, третий закончит, а четвертый повторит все слова. Слушаем ответы друзей.

- ряды слов: кот - кит - плот (- флот); тень - течь - ток (- том) (Первое слово? Второе? Продолжи, Галя. Повтори всё, Маша.)

- чистоговорки

А сейчас другое, сейчас мы в поэтов превратимся. Я буду начинать говорить чистоговорку, а вы будете её заканчивать, сами договаривать последнее слово. Это трудно, но я вам помогу. Я вам картинки приготовила. Марина, называй их, а вы запоминайте. (Далее картинки я закрываю и идут чистоговорки). Один из вас договаривает слово, другой произносит целиком чистоговорку.

а)

повтори: то - то - то - теплое… (пальто),
ты - ты - ты - вот плывут… (киты),
та - та - та - это два … (кота),
ать - ать - ать - деревянная …(кровать).

б) А без картинок справиться сможем? Давайте попробуем, и опять в ваших ответах будут слова с мягким звуком ть и твердым - т.

ить - ить - ить - я хочу…(попить),
эть - эть - эть - песню надо …(петь).

Отлично, вот сколько слов со звуками т и ть у нас получилось!

4. Скажи наоборот (с мячом)

Замените т на ть и скажите, что получится.

а) изолированно (т - ть, ть - т)

б) слоги та - тя… и т.д.

в) слова: шест - шесть, ответ - ответь, надут - надуть, клюнут - клюнуть, брат - брать, Тома - Тёма, тапки - тяпки.

У вас получились слоги и слова со звуками т и ть, молодцы!

5. Добавь слог

А теперь попробуйте добавить слоги ты или ти к моим слогам, назвать слово и показать соответствующего цвета квадратик.(На доску можно поставить слоги ТЫ и ТИ, если дети уже читают.)Слоги на доске, прочитай этот слог, Майя. Молодец! А этот слог прочитает Женя. Молодец! Итак, начинаем. Когда называете слово, не забывайте показывать, какой там звук, тв. или мягкий, синим или зеленым квадратиком!

- ки…ты, фрук…ты, ко…ты, де…ти, но…ты, се…ти, котле…ты, крова…ти, портре…ты, зон…ты, робо…ты, самолё…ты, плане…ты, скатер…ти, цве…ты

(Все время возврат к проблеме, цели данного занятия!) Молодцы, и опять у вас получились слова со звуками Т и ТЬ.

6. Составление предложений с данными словами

Мне понравились слова дети и фрукты. Составьте с ними предложения. Молодцы.

7. Физминутка

А теперь прослушайте текст и назовите, какие там есть слова со звуками т или ть. Не забывайте сигнализировать квадратиками. (Первый раз читаю всю фразу, затем по частям).

Туча небо кроет, солнце не блестит, ветер в поле воет, дождик моросит.

И опять в ваших ответах были слова со звуками т и ть.

8. Игра «4-й лишний

Я знаю, что вы все очень любите игру 4- й лишний и отлично выделяете 4-й лишний. Ну, например, если я вам скажу: сладкая конфета, сладкое мороженое, сладкая груша и кислый лимон. Что будет лишнее? - Кислый лимон! - Конечно, но мы на занятии по грамоте, нас с вами сейчас будет интересовать кислый лимон? - Нет! Нас интересуют звуки т и ть. Итак, я для вас подготовила наборы картинок. Что будете делать? -Выделять звуки т и ть. Квадратиками синими и зелеными вы уже обозначали звук, а буквой сможете обозначить? Выделяйте звук, пишите букву и ищите, какая же картинка лишняя.

Вы молодцы, мы уже приехали к Тане и Тёме, подарите им свои картинки. Подарили, молодцы! А я вот смотрю, кто-то подарил Тане телевизор… Вечером с Людмилой Ивановной еще раз посмотрите, те ли подарки получили Таня и Тёма.

9. Физминутка

Мы ведь уже приехали, давайте выйдем и немного разомнемся.

Ребята, пока мы с вами играли, у Тани и Тёмы разбежались и попрятались их котята. Подскажите им, за какие предметы они могли спрятаться. (Называют.) Но это спрятались ваши котята. А вот посмотрите, куда спрятались котята Тани и Тёмы (выставляю картинки) и догадайтесь, откуда выбежит котенок Тани, а откуда Темы.

Молодцы.

Мы сегодня научились выделять звуки т ми ть из слов. А теперь мы должны вернуться из гостей домой в нашу группу. Для этого необходимо вспомнить слова или чистоговорки на звуки т или ть и пройти через волшебные ворота - синие или зеленые. Вставайте сюда - вот ворота. Называют, проходят.