Современное общество ставит перед специальной школой задачи, решение которых должно обеспечивать возможность подрастающему поколению стать активными участниками взрослой жизни. Среди множества проблем, связанных с этим социальным заказом, на одно из первых мест выдвигается необходимость создания оптимальных условий для успешного усвоения знаний.
Для педагогов это означает, что ориентируемая деятельность сопровождается и заканчивается ситуацией успеха, которую должен пережить ребёнок. Речь идёт не только об успешном результате, но и о внутренней удовлетворённости ребёнка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом, а также течением эмоциональных переживаний во время работы.
В педагогике творческая деятельность признаётся одним из эффективных факторов развития личности учащегося. Работа с опорой на творчество помогает полнее и ярче раскрыться потенциальным возможностям школьника, воспитывает у него веру в свои силы.
Творческой переработке литературного текста я начинаю учить с драматизации. Этим приёмом пользуюсь для более полного уяснения содержания читаемого текста, для осмысления отдельных слов и фраз. Например, в 1 классе при чтении рассказа «Дежурные» предлагаю школьникам показать, как дежурный открывает форточку, вытирает доску, поливает цветы. Перечисленные действия и составляют основу содержания рассказа, что помогает его пониманию.
В 3-4 классах глухие школьники знакомятся с более сложными произведениями, описывающими природу, животных, жизнь детей и взрослых. Инсценировать их полностью невозможно. В этих случаях драматизация применяется для разъяснения смысла отдельных слов и фраз. Так при чтении рассказа В.Воробьёва «Мама» с помощью драматизации действий объясняется смысл слов «села … и, поёживаясь, стала кутаться в платок». В рассказе М.Артюховой «Трусиха» тот же метод позволяет объяснить словосочетание «заслоняя собой мальчика».
Драматизация может служить основным методом работы с текстом и вспомогательным, в сочетании с другими методическим приёмами.
Сегодня я хочу рассказать вам о другом виде драматизации - драматизации действий по конструктивной картине. Данный метод очень близкий к драматизации по форме проведения и также помогающий школьникам хорошо представить описанную в рассказе ситуацию и проследить за всеми действиями персонажей. Метод драматизации действий по конструктивной картине активно используется в начальных классах.
Конструктивная картина даёт возможность наглядно продемонстрировать сюжетную линию рассказа и путём передвижения фигурок по полотну последовательно воссоздать поступки персонажей.
Работа с конструктивной картиной направлена на формирование у школьников умения анализировать текст, развивать воображение, самостоятельность и речевую активность.
Конструктивная картина успешно применяется в работе с такими рассказами, где нет больших описаний, но значительное место отводится действиям персонажей.
Основное методическое требование к такой работе - самостоятельность действий учащихся с фигурками, озвучивание каждого движения. При нарушении последовательности действий или затруднениях в словесном оформлении, ученика поправляют и дополняют его товарищи по классу.
Роль учителя - в чёткой организации всей работы и подготовке материала. Важно выбрать соответствующий теме фон, а действующих лиц дети помогут нарисовать или просто скачать из интернета.
Данный методический приём можно рекомендовать на всех этапах урока:
- при первичном чтении рассказа (для чёткого понимания содержания прочитанного);
- во время пересказа (для наблюдения за последовательностью событий);
- для проверки усвоения содержания читаемого текста.
Ушинский «Утренние лучи»
При работе с этим текстом я использую конструктивную картину дважды: при первоначальном знакомстве с текстом и во время пересказа. Первоначально читаем текст по абзацам, называем действующих лиц и размешаем их на конструктивной картине. В результате на конструктивной картине появилось солнышко, гнездо с жаворонком, курятник с курами и петухом, улей с пчелой.
Затем читаем текст выборочно, отвечая на вопрос, что сделал каждый герой рассказа. Выбранные глаголы даю на домашнее задание для запоминания.
На втором уроке дети пересказывают весь рассказ по конструктивной картине практически самостоятельно.
Сладков «Почему ноябрь пегий»
При работе над этим произведением мы составляем конструктивную картину в процессе первоначального чтения. Затем картина становится нашим помощником при организации чтения по ролям. Видя своего героя, детям легче вживаться в роль, передавать волнение своего героя, понимать смысл его слов и действий.
Особый этап урока это работа над образом тучи. Уточняем значение слов: высунулась, двинулась, помедлила, заколыхалась, остановилась, посыпала, перестала, вперёд, назад.
Скребицкий «Воришка»
Создавая картину к этому рассказу, я в первую очередь старалась поместить все предметы, описанные в рассказе, чтобы до минимума свести проблемы со словарной работой. Здесь есть этажерка, оленьи рога, кошёлка с грибами.
«Лиса и козёл»
Для работы по этой сказке была выбрана сельская местность, потому что основным местом действий был колодец. Здесь мы описывали действия лисы, которая упала в колодец, затем козла, который от недалёкого ума прыгнул туда сам. И, наконец, хозяина, который доставал козла из колодца.
Рефлексия
Продолжите фразы:
- Работа с конструктивной картиной развивает … .
- С помощью конструктивной картины пополняется … .
В заключение хочу сказать, что используя данный приём, вы обязательно добьётесь осмысленного, вдумчивого чтения, которое способствует интеллектуальному развитию ребенка, его творческих способностей.
Я намеренно осветила приём, незаслуженно забытый многими педагогами коррекционных школ. Все мы увлеклись инновационными технологиями, но чудеса творят не компьютеры, учителя - творцы успехов.