Цели:
- воспитание любви к своей Родине;
- чувства гордости за свой народ;
- уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
- развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русского народа, храбрости и мужества героев;
- расширение знаний о Великой Отечественной войне, формирование уважительного отношения к участникам ВОВ, детям войны.
Задачи:
- Образовательная: расширить представление, о Великой Отечественной войне читая энциклопедии и книги, тем самым углубить свои знания; формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм.
- Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение.
- Воспитательная: формировать уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям войны; воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину; прививать интерес к чтению.
Оборудование: интерактивная доска для просмотра видеороликов и слайдов, выставка книг о Великой Отечественной войне, тематические плакаты.
Действующие лица: ученик 1, ученик 2, ученик 3, ученик 4, ученик 5, ученик 6, Анна Прохоровна.
Ход занятия
В сценарии использованы материалы и фрагменты из книг С.Алексиевич «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Дети военной поры», стихи С.Викулова и самодеятельных поэтов Н.Жигаревой и А.Запрягаева.
На экране черно-белые фотографии военных лет.
Звучит песня «Рисуют мальчики войну» (музыка и слова Богословского)
Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и «катюши»,
Висят во всю листа длину
Снаряды желтые, как груши.
Рисуют мальчики войну…
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, не знакомы,
И берегут они свои
Огнем кричащие, альбомы.
На экране кадры из документального фильма «Смоленское сражение»: беженцев и среди них детей, расстреливаемых фашистским самолетом.
Далее эпизод из киноэпопеи «Великая Отечественная»: женщины провожают детей из блокадного Ленинграда. Катер отчаливает от берега. И вот матери видят, как на него пикирует бандит со свастикой, как тонут, гибнут их дочери, сыновья. И лишь белые панамки плывут по воде.
Тихо начинает звучать песня:
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей-
В земле достаточно убитых!
Рисуют мальчики войну…
Благодарю свою страну
И тех, кто пал в последнем шаге,
За то, что мальчики войну
Узнали только на бумаге.
Рисуют мальчики войну…
Сцена 1
Школа. В пионерской комнате …
Ученик 1: Ребята, я предлагаю к празднику 9 Мая, написать каждому сочинение о героях войны и поместить их в нашей школьной газете.
Вот послушайте:
«В немецком окружении остался детский дом. Партизаны узнали, что детей там плохо кормят и берут у них кровь и решили их спасти. Молодой пилот Саша Мамкин сделал восемь вылетов и переправил на Большую землю около двухсот детей. Мамкин был ночным летчиком. Он летал на старом самолете, который почти весь был деревянным. Оставался последний вылет. Но в этот раз над линией фронта его атаковали хорошо вооруженные вражеские истребители и подожгли. Летчик вёл самолёт, а сам горел. У лётчика был парашют, он мог спастись. Но парашют был один, а в самолёте тринадцать детей. Сам весь в огне, раненый летчик вёл самолет через фашистские территории и дотянул до родной стороны, посадил самолет и потерял сознание. Дети все остались живы, а Александр Петрович Мамкин умер».
На экране фото А.Мамкина.
2 ученик: Давайте возьмем воспоминания из дневника Миши Тихомирова:
«Ленинград, 8 декабря 1941 года.
Начинаю этот дневник вечером 8 декабря. Порог настоящей зимы. До этого времени было еще малоснежие и морозы были слабые, но вчера, после 15-градусной подготовки, утром ударил мороз -23 градуса. Сегодня держится на 16-ти, сильно метёт весь день. Снег мелкий, неприятный и частый, пути замело, трамваи из-за этого не ходят. У меня в школе было только 3 урока. (...) Так как дневник начинает писаться не только не с начала войны, но с середины обычного месяца, необходимо сделать краткий перечень всего интересного, что произошло у нас и как мы живем в данный момент. Ленинград в кольце блокады; часто бомбардировался, обстреливался из орудий. Топлива не хватает: школа, например, отапливаться углем не будет. Сидим на 125 г. хлеба в день, в месяц мы получаем (каждый) примерно около 400 г. крупы, немного конфет, масла. У рабочих положение немного лучше. Учимся в бомбоубежище школы, т. к. окна (из-за снаряда) забиты фанерой и собачий холод в классах. Дома живем в одной комнате (для тепла). Едим 2 раза в день: утром и вечером. Каждый раз суп с хряпой или чем-нибудь другим (довольно жидкий), какао утром, кофе вечером. До последнего времени пекли лепешки и варили изредка каши из дуранды (теперь она кончается). Закупили около 5 кг столярного клея; варим из него желе (плитка на 1 раз) с лавровым листом и едим с горчицей. (...)
На экране фото дневника Миши Тихомирова.
Ученик 3: А еще можно записать воспоминания очевидцев войны. Так, например, вспоминает свое детство учительница Мария Иванова из деревни Прудок Шумячского района, в то время Маша Иванова:
«Из счастливого детства я шагнула в смерть…
Началась война. Отец остался на оккупированной немцами территории по заданию партии, но дома он не жил: его у нас в местечке знали все. Если мы ночью слышали стук в дверь - не тот осторожный, о котором условились с отцом, а другой, у меня начинало дрожать сердце: это фашисты или полицейские, опять будут допытываться об отце. Я забиралась в самый темный угол на нашей большой печке, обнимала бабушку, боялась уснуть.
Как-то поздно ночью пришел отец. Первой услышала его я и позвала бабушку. Отец был холодный, а я пылала жаром, у меня была тифозная горячка. Был он уставший, постаревший, но такой свой, такой родной. Он сидит возле меня и не может уйти. Через несколько часов, как он пришел, в дверь постучали. Отец даже кожух не успел накинуть, в дом вломились каратели. Вытолкнули его на улицу. Он протянул ко мне руки, но его ударили и оттолкнули. Босиком я бежала за ним по снегу до самой речки и кричала: «Папочка! Папочка!..» Дома причитала бабушка: « А где же бог, куда он прячется?..»
Бабушка не смогла пережить такое горе. Плакала все тише и тише и через две недели умерла ночью на печке, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме никого больше не осталось».
На экране кадры войны.
Ученик 1: Ребята, Анна Прохоровна приглашает нас сегодня в гости, давайте попросим ее рассказать нам о самом памятном военном дне.
Ученик 3: Верно! Запишем и поместим ее рассказ в нашу газету!
Сцена 2
В центре стол, на нем каравай, за столом сидят ребята и Анна Прохоровна.
Анна Прохоровна: (Крошки в ладошку смела со стола и начала):
Значит просишь поведать,
Как долгожданная всеми победа
Встречена в нашей деревне была?
Ученик 1:
Да, если помните…
Анна Прохоровна:
- Всё, как сейчас...
Много чего позабыла, а это...
Слушай же...
Мы на дворе с Лизаветой,
помню, коров обряжали как раз.Смотрим,
Митяй, спотыкаясь и плача,
к нам, Лизаветин сынишка, бежит.- Че там? -
встревожилась Лиза (она
дома одних оставляла детишек).
- Мамочка-а!
Кончилась!
Кон-чи-лась, слышишь?..
Ко... - и в подол ей уткнулся: -
...война!
- Кто тебе?
- Радио! - Митька в ответ.Был он - не помню такого - особый,
этот денек в сорок пятом году.
Лес оживал.
Пробивалась трава...А Чужгина - председатель правленья, -
речь не умея сказать от волненья,
произносила с крылечка слова:
- Кончилась!
Кончилась, вам говорят!!!
- Может, ошиблась? - кричали иные.
- Нет, не ошиблась...
С победой, родные! -
И замерла.
И потупила взгляд.
Вспомнила, видно, некстати:
вдова.
Сироты - точно теперь уже -
детки.
И затряслась на плече у соседки
неудалая ее голова.
Господи, что тут тогда началось!
С матерью дочка, с подругой подруга,
с бабкою внук, обнимая друг друга,
Все завопили...
И радость, и злость
были в слезах тех:
свалилась беда,
ну, а вдовство, а сиротство -
навеки...
Ой, по Руси-то, наверное, реки
вылились слезонек бабьих тогда!Плакали вдовы, да так горячо,
что и у деточек капали слезы;
плакали - кто обнимая березы,
кто наклоняясь на подружки плечо.Первой опять Чужгина, наша власть,
видно, опомнилась, крикнула громко:- Хватит! А то унесет по волнам!
Праздник ведь!..
Люди, поди-ко, ликуют
всюду, а мы поревушку такую
задали...
Бабы, не стыдно ли нам?
Вспомнили, кто не дождался кого -
и хорошо, и уймитесь! Не дети.
День ведь Победы!
И надо отметить
радостью: сколько мы ждали его?!- Надо отметить...
но как?
Просвети,
Анна Васильевна, нас бестолковых,
коль молочишко в дому
да морковный
чай...
А в столе - хоть шаром покати!- Как? - поглядела с крыльца Чужгина. -
Хлебом детишек накормим!
И этим
праздник отметим!
Чтоб помнили дети,
как она кончилась, эта война.Ну, а увидеть счастливых детей,
сытых... - она помолчала устало. -
Праздника лучше вовек не бывало,
да и не будет для нас, матерей!...Помню, с каким мы стараньем пекли
те, из остатней муки, караваи:
печки - не рано ль - с оглядкой скрывали,
чтобы они подгореть не могли;
под заметали сырым помело,
ни угольков, ни золы чтобы лишних...
И - заглядение - хлебушки вышли!Ну, а назавтра за общим столом
и собрались они, наши худышки.
не выбирая получше места,
девочки, мальчики рядышком сели:
острые плечики, тонкие шеи,
и потому - велики ворота.
Руки на стол положили и ждут,
вертят зрачками в белках синеватых...
- Ешьте, - сказала им Анна, - ребята!
Досыта ешьте, еще принесут.Приподнялись, изготовясь к броску,
молча седьмую слюну проглотили
и, оглянувшись на Анну, схватили
с жадностью в обе руки по куску.
Заторопились:
из правой руки,
не прожевавши, из левой кусают...
Взгляды же в сторону нашу бросают,
хлеб уминая за обе щеки.Вдруг со скамейки клопышка одна
встав - со столешницей вровень росточек, -
к нам подбежала и хлеба кусочек
сунула матери: «Мамочка, на!»Та ее на руки - и обнимать,
и целовать, умываясь слезами:
- Вспомнила...
Вспомнила, гли-ко, о маме! -
и задохнулась от радости мать.А за клопышкою вслед, гомоня,
тоже вскочили -
и к нам наши дети.
Матери,
мы не забудем до смерти
праздника этого, этого дня!
Сцена 3
Ученик 1: «На войне детей не бывает…»
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас, в наше время где-то рвутся снаряды, свистят пули, рассыпаются на крошки взорванные дома, горят детские кроватки.
Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?
Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:
1 ученик: «…осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»
2 ученик: «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите. Сына уведите, чтобы не смотрел…»
3 ученик: «Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза:
- Ира, мне надо тебе рассказать…
- Мама, я не хочу…
Мне казалось, что если она мне скажет то, что хочет, она умрет»
4 ученик: «Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой», - умоляла солдата маленькая девочка.
Сцена 4
Дети остаются детьми даже на войне. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети.
Операция «Малютка»:
1 ученик: Эта история началась более 70 лет назад.
2 ученик: Враг подходил к Смоленску. Из города отправлялись последние эшелоны с эвакуированными. В одном из них были дети - более ста малышей Сычевской детской больницы вместе с главным врачом Полиной Тереньевной Занегиной.
3 ученик: Отъезд был спешным. И только в пути шестилетняя дочка Полины Терентьевны Ада вспомнила, что не взяла свою любимую куклу.
4 ученик: Мать сказала дочери: «Не расстраивайся, Ада. Приедем на место, соберем денег и купим тебе новую куклу».
5 ученик: Дети военного лихолетья взрослели быстро. В шесть лет Ада уже знала, что такое война - в омскую деревушку Усовка, где разместили детскую больницу, тоже приходили «похоронки», долетали тревожные вести с фронта.
6 ученик: Взрослые помогали победе, чем могли - сутками работали, посылали бойцам посылки с теплой одеждой и продуктами, собирали средства для фронта. Полина Терентьевна целыми днями пропадала в больнице.
3 ученик: А Ада терпеливо ждала ее, перебирая лоскутки, баюкая тряпичную куклу. Она мечтала о настоящей кукле - большой, нарядной и потихоньку собирала деньги на ее покупку. Но как - то вечером спросила у матери: «А сколько стоят танк?» Я не хочу куклу, лучше я куплю танк и пошлю его папе на фронт».
4 ученик: Полина Терентьевна ответила: «Дорого, дочка. Не хватит наших с тобой денег».
3 ученик: Тогда Ада сказала: «А если все девочки и мальчики отдадут из копилок свои деньги, на них можно будет купить танк?».
4 ученик: «Ну, если все, то можно», - ответила Полина Терентьевна.
3 ученик: Вскоре в редакцию газеты «Омская правда» принесли конверт, в котором оказались деньги и письмо: « Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по - печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдаю их на танк.
Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали деньги на танк. И назовем его «Малютка» Когда наш танк разобьет врага, мы вернемся домой».
1 ученик: Письмо было опубликовано в газете, и в редакцию посыпались конверты, написанные неровным детским почерком.
6 ученик: Таня Чистякова написала свое письмо на старом листке календаря за 1942 год: «Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне пять лет только, а я уже жила год без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага».
5 ученик: «Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко», - такую приписку к денежному переводу сделала маленькая девочка Тамара Лоскуткова.
1 ученик: Деньги поступали почти ежедневно - рубли, даже мелочь, что была в ребячьих копилках. Каждый из них расстался не просто с деньгами, а с ребячьей мечтой о желанной игрушке или необходимой вещи. И все-таки дети отдавали свои накопления с радостью: они ведь помогали фронту.
2 ученик: Осенью 1943 года советские войска освободили смоленскую землю от фашистов. Полина Терентьевна и ее дочка Ада вернулись в родную Сычевку. Отец Ады, старший лейтенант, танкист Александр Занегин, пал смертью храбрых в бою под Курском. Несуждено было сбыться мечте маленькой Ады о том, чтобы ее папа воевал на «Малютке».
4 ученик: А «Малютку» вручили бесстрашной одесской девушке - танкистке Кате Петлюк.
1 ученик: Юная девушка - механик-водитель искусно водила свою бревую машину в жарких боях под Сталинградом и в самом Сталинграде и награждена орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны.
5 ученик: В хронике Сталинградской битвы есть кадры, запечатлевшие сдачу в плен генерала - фельдмаршала Паулюса. Среди растянувшихся танковых колонн у разрушенного универмага, из подвала которого выводили фашистского генерала, стоит легкий Т-60 с надписью «Малютка».
1 ученик: Этот эпизод Екатерина Алексеевна Петлюк помнит очень хорошо. Тогда один из немецких генералов, высокий и с перевязанной рукой, проходя мимо танка, вслух прочитал надпись на башне машины: «Малютка».
«Да, «Малютка», - гордо ответила Катя, стоявшая у танка, - а вас таких здоровых в плен взяла!» Генерал удивленно посмотрел на маленькую девушку в форме танкиста и опустил голову…
Ученик 2: Вот мы и собрали достаточно историй для нашей школьной газеты. Я предлагаю оформить газету фотографиями военных лет, вырезками из газет и рисунками. За работу, друзья!
Дети кланяются.