Актуальные проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС: целеполагание, планирование, конструирование

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Урок традиционно считается первоосновой учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемым источником получения учениками знаний. Именно на уроке формируется человек завтрашнего дня. Но в современных условиях изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • резко возросла информированность детей;
  • современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
  • несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
  • ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Из нетрадиционных форм проведения занятий чаще всего проводятся уроки - исследования, уроки - соревнования, уроки - конференции. Большой интерес у учеников вызывает постановка задач в экспериментальной форме, например, используя рассказы Григория Остера из его книги «Нескучная физика».

А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

  • применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
  • создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Школа становится источником информации, учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Урок физики занимает особое место в формировании личности, мировоззрения, его нравственности, творческих сил, то есть играет главную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Традиционный урок остаётся основным видом уроков физики, но всё большее значение приобретают необычные, творческие, нешаблонные уроки.

При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи. Учитывает особенности класса:

  • уровень успеваемости,
  • отношение к предмету,
  • темп работы;
  • подготовленность учащихся,
  • отношение к дисциплине,
  • индивидуальные особенности.

Учитывает свои особенности: настроение, тип нервной деятельности, коммуникативность, эмоциональность, уверенность в своих знаниях, профессиональная компетентность, умение импровизировать, умение организовать, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства.

Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока:

  • определить место урока в теме, темы в годовом курсе;
  • выделить общую задачу урока;
  • посмотреть учебную программу, учебную литературу;
  • отобрать опорные знания;
  • выделить главную идею урока;
  • отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления материала;
  • следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование;
  • поддерживать темп, посильный для большинства.

У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки.

Каждый урок должен быть целенаправлен. От того, какую цель он ставит перед собой, отбирая материал, приемы работы, технологию, зависит конечный результат урока.

Как правило, учитель старается выполнить технологическую карту в виде небольшой, но ёмкой таблицы. Оформляется она на компьютере и распечатывается при необходимости на каждый урок. Это новая форма методических материалов. «Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности». Приведу пример технологической карты.

Пример 1

Планирование урока по ФГОС не заканчивается созданием технологической карты или плана конспекта с определёнными этапами. Следующий шаг - наполнение конспекта или карты содержанием, реализующим системно-деятельностный подход. Как организовать тот или иной этап урока правильно? Для тех, что считает, что знает недостаточно, ответ-подсказку мы можем найти в документах, где прописаны рекомендации: на каком материале лучше строить занятия, чему отдавать предпочтение при организации взаимодействия с учащимися, как формировать требуемые УУД.

Особое внимание при формировании УУД предлагается уделять учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время и на уроках, используя разные формы занятий:

  • урок-исследование
  • урок-лаборатория
  • урок творческий отчёт,
  • урок изобретательства
  • урок «Удивительное рядом»
  • урок - рассказ об учёных
  • урок - защита исследовательских проектов
  • уро-экспертиза
  • домашнее задание исследовательского характера, сочетающее в себе разнообразные виды и позволяющее провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Многие давно занимаются решением этой проблемы. Придумывают конструкторы заданий, собственные электронные библиотеки подборок задач и вопросов по темам, библиотеки тематических иллюстраций и видеофрагментов. Предлагаем обратить внимание на «Конструктор ситуационных задач», который полностью соответствует системе целей Б. Блума, а также вполне отвечает системно - деятельностному подходу обучения. Конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые можно предложить учащимся на разных этапах освоения определённой информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки. Работать с конструктором просто: выберите клише заготовок из ячеек к созданной на уроке ситуации. Например, изучается тема «Явление электромагнитной индукции». Пользуясь конструктором, можно составить задания для любого урока по теме или его этапа. Возьмем, например, третью строку: для первых уроков и этапов изучения нового материала подойдут задания на ознакомление с основными понятиями (3: составьте список понятий, связанных с темой), и на понимание основных терминов (10: покажите (изобразите) связи, которые, на ваш взгляд, существуют между физическими понятиями «изменение магнитного поля» и «электродвижущая сила индукционного тока») и на применение (17: сделайте эскиз рисунка/схемы, который показывает зависимость направления индукционного тока от изменения магнитного потока, его порождающего). Для уроков и этапов урока, связанных с закреплением, повторением и обобщением материала могут быть составлены задания на анализ (24: составьте перечень основных свойств электродвижущей силы индукции), на синтез (31: предложите способ, позволяющий увидеть действие индукционного тока, противодействующее изменению магнитного поля, его порождающего), а также на оценку (38: оцените значение открытия явления электромагнитной индукции для человечества). Мы видим, что с помощью конструктора задач, действительно, можно сформулировать задания, побуждающие учащихся к мыслительной деятельности на разном уровне усвоения содержания предмета. С помощью системы таких заданий можно целенаправленно формировать универсальные учебные действия.

Ознакомление

Понимание

Применение

1. Назовите основные части…

8. Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о … графически

2. Сгруппируйте вместе все…

9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16. Предложите способ, позволяющий…

3. Составьте список понятий, касающихся…

10. Покажите связи, которые на ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

4. Расположите в определенном порядке…

11. Постройте прогноз развития…

18. Сравните … и …, а затем обоснуйте

5. Изложите в форме текста…

12. Прокомментируйте положение о том, что…

19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

6. Вспомните и напишите…

13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20. Проведите презентацию…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

Анализ

Синтез

Оценка

22. Раскройте особенности…

29. Предложите новый (иной) вариант…

36. Ранжируйте … и обоснуйте…

23. Проанализируйте структуру … с точки зрения…

30. Разработайте план, позволяющий/препятствующий…

37. Определите, какое из решений является\ оптимальным для…

24. Составьте перечень основных свойств … характеризующих … с точки зрения …

31. Найдите необычный способ, позволяющий…

38. Оцените значимость … для

25. Постройте классификацию … на основании

32. Придумайте игру, которая…

39. Определите возможные критерии оценивания …

26. Найдите в тексте (модели, схеме) то, что…

33. Предложите новую (свою) классификацию…

40. Выскажите критические суждения о …

27. Сравните точки зрения … и …

34. Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития…

41. Оцените возможности … для

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме … своё мнение (понимание)

42. Проведите экспертизу состояния …

Мы подошли к заключительной странице данного курса. За многие часы чтения материалов пред Вами разворачивались исторические факты, примеры, выдержки из документов и практические разработки учёных и педагогов-практиков. Хочется надеяться, что у слушателя сложилось представление логичной системы из новых терминов, понятий, основных положений, что стали понятны основные подходы к процессу обучения школьников, которые приходят в нашу жизнь вместе с ФГОС. И эти знания помогут слушателям в дальнейшем успешно овладеть технологиями развития мышления и воспитания, и применить их для формирования планируемых учебных действий. За рамками курса остались очень важные проблемы и вопросы реализации ФГОС, связанные с особенностями системы оценивания достижений школьников по-новому, организацией внеучебной деятельности, учётом результатов государственных итоговых аттестаций и другими важными составляющими образовательного процесса. Каждый из перечисленных аспектов ФГОС является темой отдельного разговора, а значит, отдельного курса в силу сложности и неоднозначности своих взаимосвязей со всеми составляющими компонентами процесса обучения. Будем надеяться, что все «кирпичики» этих новых знаний будут успешно укладываться в уже существующую систему его мировоззрения.

Список литературы

  1. Свободная энциклопедия «Википедия»
  2. Золотарёва С.А. Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов.
  3. Портал «Сайт практикующего физика»
  4. Стулина Г.А. Типы уроков.
  5. Голева Н.Л. Подготовка к модульному уроку: рабочая карта урока.
  6. Ражева О.С. Педагогический проект, г. Тольятти.
  7. Жбанов А.С. Как поставить цели и задачи урока.
  8. Шелковникова Е.Н. Агрегатное состояние вещества учитель физики. Презентация к уроку, 8 кл.
  9. Положение по анализу учебного занятия на основе системно-деятельностного подхода. ГБОУ СОШ № 2055.
  10. Шишкина Т.В. Инновационный подход в проектировании учебного занятия как механизм реализации ФГОС нового поколения.
  11. Таксономия Блума.
  12. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС.
  13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2011. С. 16.
  14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / РАН, РАО; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011, с. 68.
  15. Никулкина Н.Р. Технологическое планирование для 7-9 кл. УМК Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. http://fiz.1sept.ru/sprojects/200922.htm
  16. Хлямина С.Ж. Технологическая карта урока. Опубл. 11.01.2013.
  17. Радченко Т.И. План-конструктор. На примере комбинированного урока по теме «Плоское зеркало». 8 кл.