Количество детей: 1.
Речевой статус: тяжелые нарушения речи.
Форма работы: индивидуальная.
Продолжительность деятельности: 20 минут.
Цель: закрепление представлений о правилах артикуляции звука [д] и умения составлять фразу.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звука [д] в изолированной позиции, слогах, словах, предложениях, расширять словарный запас по теме «Игрушки», «Семья», формировать умение составлять фразу из 3 слов;
- коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику, формировать силу и темп голоса, развивать длительность воздушной струи, зрительное внимание, слуховое восприятие, память, мелкую моторику пальцев рук;
- коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, самостоятельность, умение выполнять инструкции, уверенность в своих речевых возможностях.
Оборудование: карточки для выполнения артикуляционной гимнастики, зеркало, картинка для р/и «Дятел - лесной доктор», «червячки» (нитки), мыльные пузыри, листики с насекомыми для дыхательной гимнастики, конструктор с шариками-липучками для р/у «Сделай гусеницу», фразовый конструктор, наклейка.
Ход деятельности
1. Оргмомент
- Отгадай загадку:
Он на дереве сидит,
Все стучит, стучит, стучит.
Ищет он жучков в коре,
Чтоб обед добыть себе. (Дятел)
2. Артикуляционная гимнастика
- Начнем занятие с гимнастики для язычка:
1) «Лягушка», 2) «Забор», 3) «Лопаточка», 4) «Язык-силач», 5) «Щетка», 6) «Батут».
3. Р/и «Дятел - лесной доктор»
а) - Послушай и посмотри, как дятел «спасает» дерево: [д-д-д] (учитель-логопед достает «червячок»-нитку).
- Назови, в каком положении губы, зубы, язык? «Работает» ли горло?
- Помоги дятлу «спасти» дерево: лови червячков (нитки) пальцами, при этом произноси звук [д].
б) - Произноси звук [д]: 1) громко, 2) тихо, 3) быстро, 4) медленно.
4. Р/у «Сделай гусеницу»
- Проверим, какие у тебя ловкие пальцы.
- Сделай гусеницу из конструктора с шариками-липучками, повторяя слоги: да, дэ, ды, до, ду (1 слог произнес - 1 шарик-липучку взял, еще 1 слог произнес - еще 1 шарик-липучку взял и т.д.).
5. Дыхательная гимнастика
- Дуй на божью коровку, дуй на стрекозу, дуй мыльные пузыри.
- Что ты делаешь? («Я дую»)
6. Р/и «Попроси игрушку»
- Проверим, какие у тебя внимательные ушки. Послушай и построй фразу:
1) Мама, дай куклу.
2) Папа, дай мяч.
3) Баба, дай юлу.
4) Деда (дед), дай мишу.
5) Няня, дай машину («би-би»).
7. Рефлексия, самоанализ деятельности ребенка
- Какой звук закрепляли?
- Что понравилось на занятии?
- Что для тебя было сложным?
- Сегодня ты старался правильно произносить звук [д] в словах и предложениях. Молодец!