Методическая разработка урока географии: «Я шагаю по войне»

Разделы: География, Конкурс «Дорогами Великой Отечественной»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Пояснительная записка

Актуальность разработки урока обусловлена знаменательной датой - 78 лет Великой Отечественной войне, Победе советского народа. Анализ конкретной ситуации урока позволяет применить полученные знания на практике. Использование информационного материала по истории, географии, краеведению направлено на воспитание гражданско-патриотической позиции учащегося. Представленный урок разработан по кейс-технологии. Применение данной технологии наиболее эффективно на этапе обобщения учебного материала по теме «Россия в мире». Используются деятельностный способ обучения, метод проектов, поиск информации в предложенных источниках, ролевая игра, метод деятельностного поощрения.

На уроке обучающиеся анализируют дидактический материал, изучая воспоминания фронтовиков, фотоматериалы военных лет. Поиск педагогической идеи дала возможность обновить содержание учебного материала, форму и метод географического образования на уроке. Используемый урок в разделе «Евразия», тема «Россия в мире».

Методическая разработка содержит пояснительную записку, технологическую карту урока, презентацию Microsoft PowerPoint к уроку для обучающихся с военными фотографиями городов-героев под песню «Города герои» слова Н.Бондаревой, музыка А.Болдык, содержание кейсов для организации работы групп, список использованных ресурсов.

Используемый учебник Алексеев А.И. География предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Цель урока: повышение осведомлённости обучающихся о заслугах России в Великой Отечественной войне.

Оборудование: учебные материалы по теме урока; учебники географии; географические атласы; рабочая тетрадь «Мой тренажер»; настенные географические карты России; физическая карта мира.

Технологическая карта урока

Предмет: география.

Класс: 7.

Образовательные ресурсы: Учебник «География» 7 класс. Автор: Алексеев А.И, презентация, видеофрагменты, карточки для опроса учебного материала, настенные географические карты, набор информационного материала, фотографии городов-героев.

Тема урока: «Я шагаю по войне». «Города-герои на карте России»

Тип урока: деловая игра, открытие новых знаний.

Цель урока:

  • повышение осведомлённости обучающихся о заслугах России в Великой Отечественной войне;
  • изучить географические объекты, которые являются значимым в ВОВ, особенности городов-героев;
  • привлечение внимание обучающихся к изучению геополитического положения России;
  • закрепить навыки работы с географическими картами и информационной литературой.

Педагогическая технология: Кейс-технология.

Методы обучения: метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии).

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

  • сформировать политико-географический образ страны через исторические образы крупных городов-героев, климатические условия, рельеф, исторические события государства;
  • в рамках эмоционально-ценностного компонента сформировать любовь к Родине, патриотизм, гражданственность, ответственность перед обществом, уважительное отношение к старшему поколению;
  • развивать интерес к обучаемому материалу, осознанное восприятие информации, самостоятельное мышление.

Регулятивные УУД

  • устанавливать приоритеты;
  • прогнозировать будущие историко-географические и политические события.

Метапредметные

  • развивать творческую активность учащихся, навыки целеполагания;
  • формирование умений работы с информационными источниками, анализ предоставленного материала, историко-географических карт;
  • представление совместной работы группы учащихся.

Планируемый предметный результат:

  • формирование коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной, социальной);
  • определить значение России на мировой политической арене для экономического и политического развития нашего государства;
  • роль России в мировом сообществе;
  • определить основные критерия выделения городов-героев;
  • географическое положение, достопримечательности, население городов-героев.

Ход урока

Приложения