Технологическая карта урока по учебному предмету «История России. Всеобщая история» на тему «Человек и война: Единство фронта и тыла» / «...Стоял Кронштадт лицом к врагам на страже Ленинграда».

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии, Краеведение, Патриотическое воспитание, Конкурс «Дорогами Великой Отечественной»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., Кронштадт в годы Великой Отечественной войны


Класс

10

Место урока в КТП

На данную тему в календарно-тематическом планировании выделяется 2 урока. Номера уроков в КТП 73 и 74. На одном уроке используется краеведческий материал, который является важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности.

Тип урока

комбинированный, с точки зрения целеполагания - урок «открытия» нового знания

Эпиграф

«Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал все, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом». Г.К.Жуков

Авторы УМК

Учебник История России, 10 класс, под редакцией Торкунова в 3-х частях, М.Просвещение, 2019г, часть 2.

Цель

Воспитание у учащихся чувства глубокого уважения и благодарности к подвигу их земляков, участников Великой Отечественной войны 1941-1945гг., к ветеранам войны, труженикам тыла, чувство гордости народом-победителем

Задачи

1) образовательная: познакомить учащихся с важнейшими героическими страницами победы советского народа в этой войне на примере героизма советских воинов и тружеников тыла наших соотечественников;
2) развивающая: учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов, развивать умение работать с дополнительной информацией, составлять мини-проекты, научить применять полученные знания на практике, накапливая жизненный опыт;
3) воспитательная: формирование личностного уважительного отношения обучающихся к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к землякам-кронштадцам, внесшим вклад в Победу

Предметные результаты

  • Умение определять хронологические рамки событий;
  • Знать особенность основных событий, определять итоги

Метапредметые результаты

  • Познавательные УУД: умение оперировать понятиями, сопоставлять факты, выбирать основания и критерии для классификации; уметь применять теоретические положения источников в процессе анализа учащимися фактов истории или современной действительности.
  • Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать учебную деятельность; умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение аргументированно высказывать свою точку зрения; умение работать в группах.

Личностные результаты

  • Формировать уважительное отношение к истории Отечества, чувство гордости за свою страну;
  • осмысливать общечеловеческие гуманистические ценности на примере событий Великой Отечественной войны; социально-нравственный опыт предшествующих поколений;
  • применять полученные исторические знания в процессе получения образования и повседневной жизни;
  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Методы

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, проблемный

Формы

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Тыл, эвакуация, блокада, ледовая оборона, «Дорога жизни», «Малая дорога жизни», катерники, морзаводовцы, труженики тыла, подвиг, нравственный подвиг.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, учебная доска.

Образовательные ресурсы

Распечатанные тексты из научно-публицистических изданий, воспоминания земляков-участников событий Великой Отечественной войны, видеоролики, презентации учащихся (выполненное группами домашнее задание).

Ход урока

Приложения