Предмет: физика.
Класс-комплект: 9, 11 классы.
Тип урока: изучения нового материала.
Цель |
Сформировать потребность в знаниях и умении их применять о Строение атома. Радиоактивности для решения практических и жизненных задач |
Задачи |
Образовательные: способствовать формированию знаний обучающихся о строение атома, радиоактивности, используя современные образовательные технологии.
|
УУД |
Личностные УУД: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний в практической жизни. Развитие любознательности и интереса к творческой, самостоятельной и исследовательской деятельности. Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
|
Планируемые результаты |
Знать характеристику элементов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Знать строение атома и его количественный состав. Знать модели атомов (Томсона и Резерфорда). Знать определение естественной радиоактивности и правила смещения при Альфа- и Бета-распадах. Знать «опасные» знаки радиации. Знать применение радиоактивности в нашей жизни. Иметь представление о приборах для измерения уровня радиации в помещении и оценки радиоактивного фона различных предметов. |
Используемые технологии |
Элементы технологии проблемного обучения, критического мышления, системно-деятельностного подхода, диалогового сотрудничества. |
Организационные формы |
фронтальная, индивидуальная. |
Методы |
словесные, наглядные, практические, частично поисковый. |
Оборудование |
ноутбук, планшеты учеников, наушники, рабочий лист по физике, маршрутно-оценочный лист, тетрадь, раздаточный материал, аптечные травы, дозиметр. |
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся. 9 класс |
Деятельность учащихся. 11 класс |
1.Организационный.
|
Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на работу.
|
Приветствие учителя.
|
|
2.Формулировка темы урока, постановка цели и задач урока.
|
Нацеливает обучающихся на формулировку темы урока с помощью вопросов. Организует коллективное обсуждение.
|
Рассматривают и анализируют содержание картины.
|
|
1 мин |
Вступительное слово учителя: «Атом должен служить человеку!» |
Учащиеся слушают |
|
3. Актуализация знаний.
|
Учитель организует индивидуальную работу учащихся по повторению пройденного ранее материала |
Учащиеся:
|
|
4.Повторение. Актуализация.
|
Учитель организует фронтальный опрос по актуализации пройденного ранее материала по теме:
|
Учащиеся отвечают на вопросы: 1. Что такое атом? 2. Из чего состоит атом? 3. Какие частицы находятся в ядре атома? 4. Как заряжен протон? 5. Как заряжен нейтрон? 6. Как заряжен электрон? 7. Какой заряд у атомов? 8. Что такое нуклоны? 9. Как записывается символическая запись химического элемента? 10. Что такое A в ядерной физике? 11. Что входит в символическую запись Z? 12. Формула расчёта A? 13. Что такое N? 14. Какие модели атомов вы знаете? 15. Что представляет собой атом согласно модели, предложенной Томсоном? 16. Что представляет собой атом согласно модели, предложенной Резерфордом? |
|
1 мин |
Учитель продолжает более подробно «Опыт Резерфорда» |
Учащиеся слушают |
|
5. Повторение. Актуализация.
|
Учитель организует работу учащихся по выполнению: Задание 1 «Состав атомного ядра»;
|
Учащиеся: получают рабочие листы по физике и выполняют «Задание 1» онлайн задание, используя планшеты.
|
|
6. Изучение нового материала.
|
Учитель организует изучение нового материала - видео просмотр на тему «Радиоактивность». |
Учащиеся: проявляют готовность к изучение нового материала
|
|
7. Первичное закрепление нового материала.
|
Учитель:
|
Учащиеся отвечают на вопросы: 1. Что такое Альфа-излучение? Это поток каких частиц? Проникающая способность? 2.Что такое Бета-излучение? Это поток каких частиц? Проникающая способность? 3.Что такое Гамма-излучение? Это поток каких частиц? Проникающая способность? |
|
8. Изучение нового материала. (продолжение)
|
Учитель организует фронтальную беседу на тему: «Международный знак радиации»:
предлагает ответить на вопрос: Какой знак объединяет Альфа-, Бета-, Гамма-излучения?
|
Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопрос:
|
|
1 мин |
Учитель продолжает «Виды радиоактивного распада»:
|
Учащиеся:
|
|
9. Изучение нового материала. (продолжение) 2 мин |
Учитель организует изучение нового материала. «Радиоактивность. Правила смещения. Альфа-распад»; предлагает: 1.Записать: «Правило смещения. Альфа-распад» 2. Gрочитать вслух «Правило смещения при Альфа-распаде»; 3. Записать формулу Альфа-распада в тетрадь. |
Учащиеся проявляют готовность к изучению нового материала «Радиоактивность. Правила смещения. Альфа-распад»: 1. Записывают: «Правило смещения. Альфа-распад» 2. читают вслух «Правило смещения при Альфа-распаде»; 3. Записывают формулу Альфа-распад в тетрадь. |
|
10. Первичное закрепление нового материала.
|
Учитель организует работу учащихся по первичному закреплению нового материала по теме: «Радиоактивность. Правила смещения. Альфа-распад» |
Учащиеся проявляют готовность к выполнению задания по первичному закреплению нового материала по теме: «Радиоактивность. Правила смещения. Альфа-распад».
|
|
11. Изучение нового материала. (продолжение)
|
Учитель организует изучение нового материала
1. Записать: «Правило смещения. Бета-распад» 2. Прочитать вслух «Правило смещения при Бета-распаде»; 3. Записать формулу Бета-распада в тетрадь. |
Учащиеся проявляют готовность к изучению нового материала «Радиоактивность. Правила смещения. Бета-распад»
1. Записывают: «Правило смещения. Бета-распад />» 2. Читают вслух «Правило смещения при Бета-распаде»; 3. Записывают формулу Бета-распада в тетрадь. |
|
12. Первичное закрепление нового материала.
|
Учитель организует работу учащихся по первичному закреплению нового материала по теме: «Радиоактивность. Правила смещения. Бета-распад» (слайд 17) |
Учащиеся проявляют готовность к выполнению задания по первичному закреплению нового материала по теме: «Радиоактивность. Правила смещения. Бета-распад».
|
|
13. Закрепление. Обобщение.
|
Учитель организует фронтальное закрепление и обобщение нового материала. «Радиоактивность. Правила смещения» |
Учащиеся проявляют готовность к выполнению задания «Радиоактивность. Правила смещения».
|
|
14. Изучение нового материала.
|
Учитель организует фронтальную беседу на тему: «Применение радиоактивных веществ жизни человека».
|
Ученики участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопрос.
|
|
15. Изучение нового материала. (продолжении)
|
Учитель:
|
Ученики: участвуют в беседе с учителем и отвечают на поставленный вопрос; знакомятся с технологией обеззараживания аптечных трав радиоактивным способом.
ссылка на сайт Wikipedia
|
|
16. Изучение нового материала (продолжении)
|
Учитель организует беседу на тему «Прибор Дозиметр СОЭК 01М».
Демонстрирует прибор.
|
Ученики участвуют в беседе с учителем и отвечают на поставленные вопросы.
|
|
17. Подведение итогов.
|
Учитель организует подведение итогов учащимися |
Учащиеся подводят итоги и ставят оценки за урок! |