Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер с ПСПО, проектор (интерактивная доска);
Видеоролики «Земля из космоса», «Планеты Солнечной системы»; фонограммы «Трава у дома» - Земляне, Space.
Зал оформляется плакатами со стихами, посвященными космонавтам, космосу, лучшими стенгазетами, рисунками ребят. На специальной витрине выставляются объемные космические модели, которые по итогам конкурса заняли призовые места.
Сцена в актовом зале оформляется в виде звездного неба. На заднем плане сцены в одном масштабе нарисованы планеты среди звезд, над сценой подвешены на рыболовной леске объемные модели космических аппаратов.
На сцену выходят ведущие.
Слайд 1 Титульный
1 ведущий. Дорогие ребята! 12 апреля наша страна отмечает грандиозный праздник. В этот день в 1961 году человек впервые преодолел притяжение Земли и полетел в космос. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба издавна манили к себе людей, и в своих мечтах люди давно оторвались от Земли и парили в небе, как птицы.
Слайд 2 Космос
2 ведущий. Вселенная - это все то, что существует на Земле и вне ее. Часто Вселенную называют космосом. Космос - это пространство, наполненное потоками частиц, излучениями, космической пылью, кометами, планетами, звездами, галактиками.
1 ведущий. Люди давно мечтами узнать, что делается там, высоко над Землей, в космосе. Находились смельчаки, которые пытались сделать себе крылья. Слайд 3 Воздушные шары.Сделали даже большой шар с корзиной для пассажиров и наполнили его дымом. Потом догадались наполнять шар легким газом. Но движение шара зависело от ветра. Придумали дирижабль. Слайд 4. Дирижабль. Внизу к нему подвесили двигатели с воздушными винтами, кабину для пилотов и пассажиров. Но дирижабль был слишком велик и летел с маленькой скоростью. Изобретатели и ученые продолжали думать, на чем еще можно подняться в небо. И придумали самолет с реактивным двигателем.
Слайд 5 ИСЗ
2 ведущий. И вот наконец мечта сбылась. 4 октября 1957 года впервые в истории нашей планеты искусственный спутник, созданный руками человека, был выведен мощной ракетой на орбиту и стал самостоятельно, без помощи моторов, вращаться вокруг Земли. По размеру спутник был, как большой школьный глобус - имел форму шара диаметром 580 миллиметров. Чтобы солнечные лучи не нагревали его, он был отполирован и блестел, как самое лучшее зеркало. У спутника было четыре антенны. Внутри размещались источники электропитания и радиопередатчики, которые три раза в секунду посылали на Землю знаменитые позывные - «бип, бип, бип». Вес спутника тоже был солидный - 83,6 килограмма. Первый искусственный спутник Земли пробыл на орбите 92 суток. 4 января 1958 года он вошел в плотные слои земной атмосферы и прекратил свое существование. Слайд 6. Королев. Многие ученые участвовали в этой работе. Руководил ими гениальный конструктор Сергей Павлович Королев.
Слайд 7 Памятник.
1 Ведущий. Для вас, ребята, такая загадка.
Обгоняя ночь и день,
Вокруг Земли бежит олень,
Задевая звезды рогом.
В небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт,
Он Вселенной следопыт.
(Спутник.)
Слайд 8 Лайка
2 ведущий. Но при помощи первого спутника люди так и не смогли найти ответ на вопрос: а можно ли жить в космосе, в условиях невесомости? И уже второй спутник вышел на орбиту с первым пассажиром на борту - собакой по кличке Лайка. Вслед за ней в космос отправились и другие четвероногие разведчики.
Слайд 9 Белка и Стрелка. 20 августа 1960 года в космос летали собаки Белка и Стрелка, это были первые животные, которые благополучно вернулись из космического полета. После суточного полета они были возвращены на Землю в катапультируемой капсуле и стали мировыми знаменитостями.
Слайд 10 Старт корабля
Голос (из-за кулис). Внимание! Внимание! Работают все радиостанции Советского Союза. Передаем экстренное сообщение. Сегодня, 12 апреля 1961 года, с космодрома Байконур стартовал космический корабль с человеком на борту!
Слайд 7. Ученик читает отрывок стихотворения Александра Твардовского «Памяти Гагарина».
Слайд 11. Корабль на орбите
Ученик
Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Слайд 12 Гагарин.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей-планетой был усыновлен.
Слайд 13 Записка Гагарина
Жилец Земли, геройский этот малый,
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней.
Слайд 14 Стих о Гагарине
1 ведущий. 12 апреля 1961 года наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил кругосветное путешествие на космическом корабле «Восток». 108 минут длился этот полет. Но значение его огромно. Он ответил на главный вопрос: полеты человека в космос возможны. Слайд 15 Гагарин. По дороге, разведанной Гагариным, пошли другие. Полеты становились все болеедлительными. Изменились и сами космические корабли. Теперь это огромные сооружения, в которых есть все необходимое для длительной жизни на орбите.
2 ведущий. Ребята, для вас еще одна загадка.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост -
И поднимется до звезд. (Ракета)
Слайд 16 Леонов
1 ведущий. 18 марта 1965 года был осуществлен еще один беспримерный научно-технический эксперимент. Пилот космического корабля «Восход-2», летчик-космонавт, в специальном скафандре совершил выход из космического корабля в открытый космос и провел там целый комплекс исследований и наблюдений. Он доказал, что вне корабля, в космическом пространстве, человек тоже может передвигаться и действовать.
2 ведущий. А как выглядит наша Земля из космоса?
Видеоролик «Земля из космоса» (Звучит фонограмма «Трава у дома» - Земляне.
1 ведущий. Космонавты много раз наблюдали Землю с высоты нескольких сот и даже тысяч километров. На Земле, как на глобусе, видна зеленовато-коричневая суша, голубые моря и океаны. Некоторые части земной поверхности закрыты облаками, а небо даже днем черное и усеяно звездами. Вокруг Земли - тонкий радужный слой атмосферы - воздуха.
2 ведущий. Ребята, и снова загадка.
Как за нашим за двором
Висит ватрушка с творогом. (Луна)
Слайд 17 Луна
1 ведущий. Освоение космоса шло бурно. Многоступенчатые ракеты уносили межпланетные станции к естественному спутнику нашей планеты - Луне, которые фотографировали ее поверхность и передавали на Землю. Слайд 18 Астронавты. В 1969 году американский корабль «Аполлон-11» с тремя космонавтами на борту был отправлен к Луне. Что же увидели космонавты на Луне? Они увидели, что Луна похожа на серую пыльную пустыню.Слайд 19 Армстронг. Поверхность Луны очень темного цвета и покрыта большими и маленькими углублениями-воронками. Это кратеры, которые образовались от падения на Луну небесных камней-метеоров. На Луне нет ни воды, ни воздуха, и поэтому нет никакой жизни.
Слайд 20. Луноход.
2 ведущий. В 1970 году ракета доставила на Луну советскую самоходную научную станцию «Луноход- 1». Несколько месяцев она путешествовала по поверхности Луны, передавая на Землю ценную информацию. На легком лунном грунте видны следы от колес «Лунохода».
Слайд 21 Стыковка
1 ведущий. В 1975 году произошла первая стыковка нашего корабля «Союз-19» и американского «Аполлон». Осуществление этого проекта показало: освоение космоса нужно вести совместно. Слайд 22 Мир. В 1986 году Советский Союз вывел на орбиту космическую станцию «Мир». С этого времени в космосе ведутся постоянные эксперименты, исследования, постоянно работают космонавты. Слайд 23 МКС И сейчас на орбите работает Международная космическая станция (МКС).
2 ведущий. А каких Вы знаете космонавтов?
Слайд 24 Космонавты
1 ведущий. Какие светила называют планетами?
(Видеоролик Планеты Солнечной системы.)
Слайд 25 Планеты
2 ведущий. Планеты - это холодные тела. Они, как и наша Земля, движутся вокруг Солнца. Солнце освещает планеты, и поэтому мы их видим.
1 ведущий. Объявляется «Космический аукцион». Мне нужно 5 желающих поучаствовать. Я называю слово, а вы должны придумать другое слово, начинающееся с последней произнесенной буквы, имеющее отношение к космосу. (Например: Луна - астронавт - телескоп - парашют - топливо - орбита - антенна и т.д.) Начинает пе5рвый участник, затем второй продолжает и т.д.
Победитель получает приз.
Слайд 26 Спутники
2 ведущий. Искусственные спутники и космические ракеты запускаются для того, чтобы лучше узнать окружающее нас космическое пространство. Орбиты одних спутников напоминают круги, орбиты других - эллипсы. Еще дальше летают космические корабли и межпланетные станции. Ученые управляют их движением по радио. Много полезных работ они выполняют. При помощи автоматических приборов ведутся наблюдения за Солнцем, планетами, а результаты наблюдений передаются при помощи радио и телевидения на Землю. Слайд 27 Спутники связи. Спутники собирают метеосведения, через спутники транслируются теле- и радиопередачи, ведутся телефонные переговоры, при помощи спутников ученые ведут разведку месторождений полезных ископаемых. На самих космических станциях космонавты проводят научные исследования: выращивают живые организмы, осуществляют медицинские исследования, наблюдают и фотографируют нашу Землю, наблюдают за звездами и планетами и т. д.
1 ведущий. А сейчас приглашаю всех желающих принять участие в «Космической викторине». Слайд 28
Вопросы викторины.
- Назовите самые первые летательные аппараты, которые были придуманы человеком. (Метла (помело) Бабы Яги, ковер-самолет)
- Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 г; СССР)
- Слайд 29 Г Титов Кто был вторым космонавтом СССР? (Герман Титов)
- Слайд 30 А Шепард Кто был первым космонавтом США? (Алан Шепард)
- Слайд31 Леонов Кто из космонавтов впервые вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
- Кто автор фантастических романов «С Земли на Луну», «Вокруг Луны»? (Жюль Верн; в них он описал путешествие американцев на Луну внутри снаряда, выпущенного из огромной пушки на Земле)
- О каком событии была сказана фраза: «Это был маленький шаг человека, но крупный шаг человечества»? (Нейл Армстронг о посещении Луны)
- Слайд 32 Астронавты Кто и когда впервые ступил на поверхность Луны? (Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин, (США), 1969 г)
- Слайд 33 Луноход Что Вы знаете о Луноходе? (10 ноября 1970 г с Земли стартовала станция «Луна 17», она доставила на Луну самоходный аппарат Луноход-1 17 ноября. Луноход путешествовал почти год по Луне с 17 ноября по 4 октября 1971 года. Он прошел 10,5 км. Он обследовал лунную поверхность, передал более 200 панорам Луны и около 20 000 снимков Луны, исследовал лунный грунт)
- Какой цвет неба на Луне в течение дня? (Лунное небо черное днем и ночью из-за отсутствия атмосферы.) Слайд 34. Луна
- Можно ли пользоваться обычным компасом на Луне? (Нет, так как Луна не имеет магнитного поля.)
- Сколько планет в нашей Солнечной системе? (8; Плутон с момента открытия и до 2006 года считался планетой. В 2006 году Международным астрономическим союзом классифицирован как карликовая планета. Сейчас его статус определяется как плутоид.)
- Кто сможет перечислить все планеты Солнечной системе в порядке их расположения от Солнца? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) Слайд 35 Планеты
- Какая звезда является ближайшей к Земле? Слайд 36 (Солнце.)
- Под руководством какого ученого был создан первый искусственный спутник, осуществлен полет человека в космос? (Сергей Павлович Королев) Слайд 37 Королев
- Какой вклад в развитие космонавтики внес великий ученый Константин Циолковский? (Великий ученый работал над вопросами воздухоплавания, над созданием управляемых аэростатов, летательных аппаратов, ракетно-космической техники. Ему принадлежит первенство в научной разработке идеи об использовании ракетного летательного аппарата для проникновения в космическое пространство.) Слайды 38-39 Циолковский
Слайды 40-41
Ведущий 1. Никогда человечество не забудет имен тех, кто сделал первые, труднейшие шаги в космос: Сергея Павловича Королева и Юрия Алексеевича Гагарина. И, может быть, кто-то из вас лет так через двадцать поведет космический корабль к дальним мирам или будет создавать эти корабли.
Ведущий 2. Космонавтика сделала пока первые шаги. Но надо признать, шаги эти весьма впечатляющие! Это шаги ребенка, которому суждено стать гигантом. Никакая техника так быстро не развивается, как космическая.
Ведущий 1. Человек как творец вырастает из своей колыбели - Земли, и космическое пространство ему необходимо для развертывания творческих сил, познавательной деятельности. Люди будут работать в космосе и внедряться в новые его области. Более того, по мере накопления опыта космической деятельности человек будет преобразовывать и саму Землю, улучшая условия жизни.
Звучит фонограмма Space