Цель: научиться правильно отбирать материал, необходимый для написания сочинения.
Задачи:
- проанализировать произведение искусства (С.Григорьев "Вратарь");
- определять тему, идею и проблему произведения;
- уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, репродукция картины С. Григорьева "Вратарь", "Толковый словарь" Ожегова, спортивная газета, билеты на футбольный матч, тетрадь на один урок.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.
Давайте пожелаем друг другу хорошей работы своими улыбками. Посмотрите направо и улыбнитесь соседу, а теперь налево - улыбнитесь соседу. Удачной работы. Присаживайтесь.
ВЫЗОВ
Ребята, кто это оставил здесь на столе газету?.. А в газете еще какие-то билеты. Это билеты на футбольный матч.
- О чем написано в оставленной газете?
- Что объединяет спортивную газету, билеты на футбольный матч и фотографии реальных людей?
Режиссеры ставят фильмы, основанные на реальных событиях, писатели создают произведения, главными действующими лицами в которых являются реальные герои, художники пишут полотна, на которых можно увидеть реальных людей, ощутить их эмоции, почувствовать окружающую атмосферу. Древнегреческий философ Гораций утверждал, что "картина - поэма без слов". А потому реальную жизнь можно увидеть не только в повседневной жизни, но и на полотнах известных художников.
- Где можно увидеть эти картины?
Именно в картинную галерею мы сегодня и отправимся.
Вот и картинная галерея, вокруг нас много картин. Добро пожаловать в первый зал. Посмотрите внимательно на картины.
- Что на них изображено?
ФОТОКОЛЛАЖ (спортивные состязания, изображения репортеров)
- Что изображено на верхней правой картине? Кто привлек Ваше внимание?
- Что изображено на верхней левой картине? Кто привлек Ваше внимание?
- Что изображено на нижней правой картине? Кто привлек Ваше внимание?
- Что изображено на нижней левой картине? Кто привлек Ваше внимание?
- Что изображено в центре картины? Кто привлек Ваше внимание?
- Что объединяет все эти изображения?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока? (Сочинение-репортаж)
- Любой урок имеет свою цель. Пожалуйста, определите цель нашего сегодняшнего урока?
Ребята, может быть вам уже что-то известно о том, что такое репортаж и о том, как правильно его написать. Перед вами таблица "Бортовой журнал". Пожалуйста, подумайте и заполните первую колонку таблицы.
- Что вы уже знаете о таком жанре как репортаж?
Репорта́ж - сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции.
- Как вы думаете, в чем разница между сочинением-описанием и репортажем?
Этот вопрос не случаен. Я предлагаю вам отправиться в следующий зал.
Посмотрите, как много картин.
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
Мое внимание привлекла картина, которую написал Сергей Алексеевич Григорьев. Это картина называется "Вратарь".
- Скажите, пожалуйста, кто такой вратарь?
Я предлагаю вам с помощью словаря объяснить лексическое значение слова и записать его в тетрадь.
Сегодня мы с вами будем работать с картиной, которая называется "Вратарь".
- Какая роль в игре у вратаря?
РАССКАЗ УЧАЩИХСЯ ОБ АВТОРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Картина "Вратарь" - одна из знаменитейших полотен известного советского художника Сергея Григорьева.
- Может быть вам что-то известно об этом художнике из курса искусства?
Спасибо.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ.
«Врата́рь» - картина советского художника Сергея Григорьева, создана в 1949 году. По мнению искусствоведов, является ярким произведением послевоенного соцреализма. Полотно удостоено Сталинской премии II степени в 1950 году. Художник изобразил на полотне рядовой факт из повседневной жизни советских детей в послевоенном Киеве так, что он становится событием в жизни не только персонажей картины, но и её зрителей. Полотно находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи и много раз экспонировалось на выставках в городах СССР и современной России, а также в Китае и США.
Картину неоднократно рекомендовали в методических пособиях для использования учителями советской и современной российской средней школы.
Григорьев говорил, что его «искания в области жанровой живописи долго оставались эмпирическими», что сначала он «всё писал с натуры и тянул много лишнего в картину», но затем «перешёл к режиссёрскому решению». Исследователи творчества художника писали о том, что по-настоящему Григорьеву впервые удалось такое решение (объединить всех персонажей единым действием, соответствующим замыслу художника-режиссёра) именно в картине «Вратарь», которая настолько продумана, «срежиссирована», что воспринимается как зарисовка непосредственно увиденного в жизни. В этом проявилось зрелое мастерство художника-жанриста. Каждой детали полотна соответствует своё символическое значение, а каждый её персонаж по-своему убедителен и уникален. Однако, несмотря на отмеченные критиками достоинства, в советское время эта картина находилась в тени двух других картин художника - «Приём в комсомол» (тот же 1949 год) и «Обсуждение двойки» (1950).
Картина «Вратарь» создана в 1949 году. В это время Григорьев уже был профессором, заведующим кафедрой рисунка Киевского художественного института. Обращение к детской тематике художника не было случайным или первым (впервые он привлёк внимание к своим работам картиной «Дети на пляже» в 1937 году). Григорьев ценил в детских образах непосредственность, естественность, живость реакций. Техника исполнения картины - масляная живопись по холсту. Размер - 100 × 172 сантиметров. Справа внизу находится подпись автора - «С А Григорьев 1949 г.», ещё один автограф находится на обороте полотна - «СА Григорьев 1949 год Киев».
"ТОНКИЕ" И "ТОЛСТЫЕ" ВОПРОСЫ
"Тонкие" вопросы
|
"Толстые" вопросы |
- Как вы думаете, какой из эпизодов игры изображен на картине? |
- Какие люди представлены на картине? |
- Выглядят ли люди на картине естественным образом? |
|
- На картине изображены реальные события или придуманные? |
- Что отражают взгляды изображенных людей? |
- Где происходят изображенные события? |
- Как вы думаете, акцентирует ли автор внимание на деталях? |
- В какое время суток происходят изображенные события? |
- Какие оттенки доминируют в цветовой палитре? |
- На чем художник акцентирует внимание и пытается ли передать эмоции изображенных на картине людей? |
- Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина? |
Если вы внимательно посмотрите на картину, то увидите, что в нижней части картины преобладают темные тона, а в верхней, наоборот, светлые. |
ПРИЕМ "ОЖИВИ КАРТИНУ"
Давайте представим себя героями этой картины.
Ребята, вы вратарь, который стоит в воротах и следит за игрой. Опишите свои эмоции.
Ребята, какие чувства вы испытываете, что вы зрители на трибуне, которые внимательно следят за игрой?
Ребята, представьте, что вы мальчик, который стоит за воротами и тоже наблюдает за игрой. Опишите свои чувства.
- Что общего среди всех ассоциаций?
Автор описывает чувства и переживания героев, вне зависимости от их роли в игре и передает эти эмоции при помощи портретного описания.
РЕФЛЕКСИЯ
Как вы помните, цель нашего урока научиться писать репортаж. Для этого мы в совместной работе должны выработать правила написания репортажа, которые помогут вам в написании сочинения.
Сейчас нам предстоит работать в группах.
1 группе необходимо составить синквейн о том, что такое репортаж и на его основе составить связанное высказывание по картине.
Вспомним правила составления синквейнов.
- 1 сторока - 1 сущ-ное, которое отражает тему.
- 2 строка - 2 прил-ных, харакеризующих тему.
- 3 строка - 3 глагола, выражающие действия, отношение к теме.
- 4 сторока- предложение из 4 слов или словосочетание, выражающее проблему.
- 5 строка - 1 слово-синоним темы.
2 группе необходимо составить кластер о том, на какие детали необходимо обращать внимание при написании репортажа.
Прежде чем начать работу с кластером, необходимо вспомнить правила его составления.
Напишите тему посредине листа. Затем запишите все слова и выражения, которые помогут раскрыть тему.
3 группе необходимо на основе памятки написания сочинений, которая находится на странице 158 учебника, составить памятку "написание сочинения-репортажа".
На работу у вас есть 10 минут.
Давайте посмотрим на результат вашей работы.
- 1 группа, пожалуйста.....
- 2 группа......
- 3 группа.......
Ребята, если вы помните, в начале урока мы заполнили 1 колонку "бортового журнала". Заполните, пожалуйста, 2 колонку - что нового вы узнали на уроке.
Сегодня мы изучили, что такое репортаж, научились его составлять и вывели алгоритм его написания.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Теперь, используя материал нашего урока, я предлагаю вам дома написать сочинение-репортаж на основе картины С.Григорьева "Вратарь".
Я благодарю вас за работу на уроке! До свидания!