Урок развития речи. Сочинение-репортаж по картине С.Григорьева "Вратарь"

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: сочинение


Цель: научиться правильно отбирать материал, необходимый для написания сочинения.

Задачи:

  • проанализировать произведение искусства (С.Григорьев "Вратарь");
  • определять тему, идею и проблему произведения;
  • уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, репродукция картины С. Григорьева "Вратарь", "Толковый словарь" Ожегова, спортивная газета, билеты на футбольный матч, тетрадь на один урок.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.

Давайте пожелаем друг другу хорошей работы своими улыбками. Посмотрите направо и улыбнитесь соседу, а теперь налево - улыбнитесь соседу. Удачной работы. Присаживайтесь.

ВЫЗОВ

Ребята, кто это оставил здесь на столе газету?.. А в газете еще какие-то билеты. Это билеты на футбольный матч.

- О чем написано в оставленной газете?

- Что объединяет спортивную газету, билеты на футбольный матч и фотографии реальных людей?

Режиссеры ставят фильмы, основанные на реальных событиях, писатели создают произведения, главными действующими лицами в которых являются реальные герои, художники пишут полотна, на которых можно увидеть реальных людей, ощутить их эмоции, почувствовать окружающую атмосферу. Древнегреческий философ Гораций утверждал, что "картина - поэма без слов". А потому реальную жизнь можно увидеть не только в повседневной жизни, но и на полотнах известных художников.

- Где можно увидеть эти картины?

Именно в картинную галерею мы сегодня и отправимся.

Вот и картинная галерея, вокруг нас много картин. Добро пожаловать в первый зал. Посмотрите внимательно на картины.

- Что на них изображено?

ФОТОКОЛЛАЖ (спортивные состязания, изображения репортеров)

- Что изображено на верхней правой картине? Кто привлек Ваше внимание?

- Что изображено на верхней левой картине? Кто привлек Ваше внимание?

- Что изображено на нижней правой картине? Кто привлек Ваше внимание?

- Что изображено на нижней левой картине? Кто привлек Ваше внимание?

- Что изображено в центре картины? Кто привлек Ваше внимание?

- Что объединяет все эти изображения?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока? (Сочинение-репортаж)

- Любой урок имеет свою цель. Пожалуйста, определите цель нашего сегодняшнего урока?

Ребята, может быть вам уже что-то известно о том, что такое репортаж и о том, как правильно его написать. Перед вами таблица "Бортовой журнал". Пожалуйста, подумайте и заполните первую колонку таблицы.

- Что вы уже знаете о таком жанре как репортаж?

Репорта́ж - сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции.

- Как вы думаете, в чем разница между сочинением-описанием и репортажем?

Этот вопрос не случаен. Я предлагаю вам отправиться в следующий зал.

Посмотрите, как много картин.

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Мое внимание привлекла картина, которую написал Сергей Алексеевич Григорьев. Это картина называется "Вратарь".

- Скажите, пожалуйста, кто такой вратарь?

Я предлагаю вам с помощью словаря объяснить лексическое значение слова и записать его в тетрадь.

Сегодня мы с вами будем работать с картиной, которая называется "Вратарь".

- Какая роль в игре у вратаря?

РАССКАЗ УЧАЩИХСЯ ОБ АВТОРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Картина "Вратарь" - одна из знаменитейших полотен известного советского художника Сергея Григорьева.

- Может быть вам что-то известно об этом художнике из курса искусства?

Спасибо.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ.

«Врата́рь» - картина советского художника Сергея Григорьева, создана в 1949 году. По мнению искусствоведов, является ярким произведением послевоенного соцреализма. Полотно удостоено Сталинской премии II степени в 1950 году. Художник изобразил на полотне рядовой факт из повседневной жизни советских детей в послевоенном Киеве так, что он становится событием в жизни не только персонажей картины, но и её зрителей. Полотно находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи и много раз экспонировалось на выставках в городах СССР и современной России, а также в Китае и США.

Картину неоднократно рекомендовали в методических пособиях для использования учителями советской и современной российской средней школы.

Григорьев говорил, что его «искания в области жанровой живописи долго оставались эмпирическими», что сначала он «всё писал с натуры и тянул много лишнего в картину», но затем «перешёл к режиссёрскому решению». Исследователи творчества художника писали о том, что по-настоящему Григорьеву впервые удалось такое решение (объединить всех персонажей единым действием, соответствующим замыслу художника-режиссёра) именно в картине «Вратарь», которая настолько продумана, «срежиссирована», что воспринимается как зарисовка непосредственно увиденного в жизни. В этом проявилось зрелое мастерство художника-жанриста. Каждой детали полотна соответствует своё символическое значение, а каждый её персонаж по-своему убедителен и уникален. Однако, несмотря на отмеченные критиками достоинства, в советское время эта картина находилась в тени двух других картин художника - «Приём в комсомол» (тот же 1949 год) и «Обсуждение двойки» (1950).

Картина «Вратарь» создана в 1949 году. В это время Григорьев уже был профессором, заведующим кафедрой рисунка Киевского художественного института. Обращение к детской тематике художника не было случайным или первым (впервые он привлёк внимание к своим работам картиной «Дети на пляже» в 1937 году). Григорьев ценил в детских образах непосредственность, естественность, живость реакций. Техника исполнения картины - масляная живопись по холсту. Размер - 100 × 172 сантиметров. Справа внизу находится подпись автора - «С А Григорьев 1949 г.», ещё один автограф находится на обороте полотна - «СА Григорьев 1949 год Киев».

"ТОНКИЕ" И "ТОЛСТЫЕ" ВОПРОСЫ

"Тонкие" вопросы

"Толстые" вопросы

- Как вы думаете, какой из эпизодов игры изображен на картине?

- Какие люди представлены на картине?

- Выглядят ли люди на картине естественным образом?

- На картине изображены реальные события или придуманные?

- Что отражают взгляды изображенных людей?

- Где происходят изображенные события?

- Как вы думаете, акцентирует ли автор внимание на деталях?

- В какое время суток происходят изображенные события?

- Какие оттенки доминируют в цветовой палитре?

- На чем художник акцентирует внимание и пытается ли передать эмоции изображенных на картине людей?

- Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина?

Если вы внимательно посмотрите на картину, то увидите, что в нижней части картины преобладают темные тона, а в верхней, наоборот, светлые.

ПРИЕМ "ОЖИВИ КАРТИНУ"

Давайте представим себя героями этой картины.

Ребята, вы вратарь, который стоит в воротах и следит за игрой. Опишите свои эмоции.

Ребята, какие чувства вы испытываете, что вы зрители на трибуне, которые внимательно следят за игрой?

Ребята, представьте, что вы мальчик, который стоит за воротами и тоже наблюдает за игрой. Опишите свои чувства.

- Что общего среди всех ассоциаций?

Автор описывает чувства и переживания героев, вне зависимости от их роли в игре и передает эти эмоции при помощи портретного описания.

РЕФЛЕКСИЯ

Как вы помните, цель нашего урока научиться писать репортаж. Для этого мы в совместной работе должны выработать правила написания репортажа, которые помогут вам в написании сочинения.

Сейчас нам предстоит работать в группах.

1 группе необходимо составить синквейн о том, что такое репортаж и на его основе составить связанное высказывание по картине.

Вспомним правила составления синквейнов.

  • 1 сторока - 1 сущ-ное, которое отражает тему.
  • 2 строка - 2 прил-ных, харакеризующих тему.
  • 3 строка - 3 глагола, выражающие действия, отношение к теме.
  • 4 сторока- предложение из 4 слов или словосочетание, выражающее проблему.
  • 5 строка - 1 слово-синоним темы.

2 группе необходимо составить кластер о том, на какие детали необходимо обращать внимание при написании репортажа.

Прежде чем начать работу с кластером, необходимо вспомнить правила его составления.

Напишите тему посредине листа. Затем запишите все слова и выражения, которые помогут раскрыть тему.

3 группе необходимо на основе памятки написания сочинений, которая находится на странице 158 учебника, составить памятку "написание сочинения-репортажа".

На работу у вас есть 10 минут.

Давайте посмотрим на результат вашей работы.

  • 1 группа, пожалуйста.....
  • 2 группа......
  • 3 группа.......

Ребята, если вы помните, в начале урока мы заполнили 1 колонку "бортового журнала". Заполните, пожалуйста, 2 колонку - что нового вы узнали на уроке.

Сегодня мы изучили, что такое репортаж, научились его составлять и вывели алгоритм его написания.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Теперь, используя материал нашего урока, я предлагаю вам дома написать сочинение-репортаж на основе картины С.Григорьева "Вратарь".

Я благодарю вас за работу на уроке! До свидания!