Конспект урока по русскому языку в 1-м классе по теме«Русский алфавит, или Азбука»

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 1

Ключевые слова: алфавит, Азбука


Предмет: русский язык.

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) - М. : Просвещение.

Название раздела, темы: "Звуки и буквы".

Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?

Цели:

  • познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей;
  • развивать умение пользоваться алфавитом.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.
  • Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.

УУД:

  • Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.
  • Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.
  • Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.
  • Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.

Ход урока

1. Организационный момент

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

- Запишите сегодняшнее число и «классная работа». (Слайд 1)

2. Чистописание

(Слайд 2)

Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

В море плавала акула
Ела всё, что в нём тонуло.
К нам акула приплыла -
Превратилась в букву... (А)

Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.

Словарные слова: Хорошо, ученик,ученица,учитель. (На доске все уже прописано)

3. Самоопределение к деятельности

НА ДОСКЕ: Л Ф А Т В А И

1). - На доске написаны буквы.

- На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные)

- Назовите согласные. (Л Ф Т В)

- Что можете сказать про букву Л?

- Назовите гласные (А И).

- Что можно сказать о букве И? (Согласные звуки произносятся мягко в слиянии со звуком [и])

- Что можно сказать о букве А? (Согласные в слиянии произносятся твёрдо)

2). Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ)

- Правильно, тема нашего урока - Алфавит. (Слайд 3)

4. Работа по теме урока

1) Знакомство с алфавитом.

- Сколько всего букв в русском языке? (33)

- Сколько гласных букв? (10)

- А сколько согласных? (21)

- Сколько букв не обозначают звука? (2)

Назовите эти буквы. (Ъ, Ь)

Мы сегодня должны с вами повторить названия всех букв русского алфавита, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.

Давайте попробуем поставить цели сегодняшнего урока:

  1. Что такое Алфавит?
  2. Кто создал алфавит?
  3. Как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей)

Уметь применять алфавит.

Что такое Алфавит? (Высказывания детей).

- Что же такое алфавит?

- Обратимся к учебнику Правило на стр 52. (На слайде 4)

Алфавит - это последовательность букв русского языка. Правильно, Алфавит - это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название.

- Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука)

- Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей)

Откройте учебник на странице 53. Страничка для любознательных. Прочтем вслух.

- Как по-другому можно назвать алфавит? (Азбука)

- Это первые две буквы из старославянского письма - «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово - Азбука.

Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» - обозначают одно и тоже.

Выводы делаем, ставим плюс.

2) А знаете ли, вы кто создал алфавит?

История возникновения Алфавита.

А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)

Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны поработать в парах . Выполните задание, которое находится у вас на парте.

(Собрать буквы по порядку проставленных цифр)

6 5 4 2 1 3

1 вариант - л л и и К р

2 4 7 1 5 6 3

2 вариант - е о й М д и ф

- Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) ФОТО

Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000 лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

На Российскую землю этот праздник пришёл недавно - 17 лет назад.

Вот так выглядела старославянская азбука. (слайд)

- Поэтому «алфавит» и «азбука» - это одно и то же, слова-синонимы.

- Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем. Слайд (показываем алфавит русский и старый)

Выводы делаем ставим плюс

3) Как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей)

- Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово - Алфавит.

Я предлагаю вам поработать в рабочих тетрадях на стр 26. 1 задание.

- Давайте прочитаем буквы алфавита (слайд)

Чтение алфавита хором, правильно называя буквы.

Как вы думаете, существует ли алфавит немецкий, английский, татарский?

- Вы правы. Сколько языков существует, столько существует и алфавитов.

Какие языки мы с вами изучаем: Русский и осетинский. Наш родной язык.

Давайте подробнее остановимся на осетинском алфавите. (слайд)

В осетинском алфавите 43 буквы в отличие от русского алфавита, но буква АЕ- исключительно осетинская , так как ее нет ни в одном другом алфавите языков России.

При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. Слайд с библиотекой.

- С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова)

Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей)

- Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги.

- Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников

- А как расположить слова в алфавитном порядке?

Групповая работа

Задание. Перед вами карточки со словами, попробуйте поставить слова по алфавиту: береза, азбука, автор, грач, гость, пенал.

Работаем группами.

Автор, азбука, берёза, гость, грач, пенал.

Физкультминутка

- Какую цель мы ставили? (должны были с вами повторить названия всех букв русского алфавита, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит)

5. Рефлексия

  • Что такое алфавит?
  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Кто уже запомнил алфавит?
  • Кто правильно называет буквы?
  • Кому ещё нужно немного потренироваться?
  • Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали.
  • Урок окончен, всем спасибо!

Приложение