Предмет: русский язык.
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) - М. : Просвещение.
Название раздела, темы: "Звуки и буквы".
Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?
Цели:
- познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей;
- развивать умение пользоваться алфавитом.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.
- Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.
УУД:
- Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.
- Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.
- Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.
- Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.
Ход урока
1. Организационный момент
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
- Запишите сегодняшнее число и «классная работа». (Слайд 1)
2. Чистописание
(Слайд 2)
Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
В море плавала акула
Ела всё, что в нём тонуло.
К нам акула приплыла -
Превратилась в букву... (А)
Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.
Словарные слова: Хорошо, ученик,ученица,учитель. (На доске все уже прописано)
3. Самоопределение к деятельности
НА ДОСКЕ: Л Ф А Т В А И
1). - На доске написаны буквы.
- На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные)
- Назовите согласные. (Л Ф Т В)
- Что можете сказать про букву Л?
- Назовите гласные (А И).
- Что можно сказать о букве И? (Согласные звуки произносятся мягко в слиянии со звуком [и])
- Что можно сказать о букве А? (Согласные в слиянии произносятся твёрдо)
2). Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ)
- Правильно, тема нашего урока - Алфавит. (Слайд 3)
4. Работа по теме урока
1) Знакомство с алфавитом.
- Сколько всего букв в русском языке? (33)
- Сколько гласных букв? (10)
- А сколько согласных? (21)
- Сколько букв не обозначают звука? (2)
Назовите эти буквы. (Ъ, Ь)
Мы сегодня должны с вами повторить названия всех букв русского алфавита, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.
Давайте попробуем поставить цели сегодняшнего урока:
- Что такое Алфавит?
- Кто создал алфавит?
- Как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей)
Уметь применять алфавит.
Что такое Алфавит? (Высказывания детей).
- Что же такое алфавит?
- Обратимся к учебнику Правило на стр 52. (На слайде 4)
Алфавит - это последовательность букв русского языка. Правильно, Алфавит - это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название.
- Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука)
- Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей)
Откройте учебник на странице 53. Страничка для любознательных. Прочтем вслух.
- Как по-другому можно назвать алфавит? (Азбука)
- Это первые две буквы из старославянского письма - «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово - Азбука.
Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» - обозначают одно и тоже.
Выводы делаем, ставим плюс.
2) А знаете ли, вы кто создал алфавит?
История возникновения Алфавита.
А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)
Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны поработать в парах . Выполните задание, которое находится у вас на парте.
(Собрать буквы по порядку проставленных цифр)
6 5 4 2 1 3
1 вариант - л л и и К р
2 4 7 1 5 6 3
2 вариант - е о й М д и ф
- Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) ФОТО
Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000 лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.
На Российскую землю этот праздник пришёл недавно - 17 лет назад.
Вот так выглядела старославянская азбука. (слайд)
- Поэтому «алфавит» и «азбука» - это одно и то же, слова-синонимы.
- Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем. Слайд (показываем алфавит русский и старый)
Выводы делаем ставим плюс
3) Как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей)
- Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово - Алфавит.
Я предлагаю вам поработать в рабочих тетрадях на стр 26. 1 задание.
- Давайте прочитаем буквы алфавита (слайд)
Чтение алфавита хором, правильно называя буквы.
Как вы думаете, существует ли алфавит немецкий, английский, татарский?
- Вы правы. Сколько языков существует, столько существует и алфавитов.
Какие языки мы с вами изучаем: Русский и осетинский. Наш родной язык.
Давайте подробнее остановимся на осетинском алфавите. (слайд)
В осетинском алфавите 43 буквы в отличие от русского алфавита, но буква АЕ- исключительно осетинская , так как ее нет ни в одном другом алфавите языков России.
При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. Слайд с библиотекой.
- С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова)
Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей)
- Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги.
- Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников
- А как расположить слова в алфавитном порядке?
Групповая работа
Задание. Перед вами карточки со словами, попробуйте поставить слова по алфавиту: береза, азбука, автор, грач, гость, пенал.
Работаем группами.
Автор, азбука, берёза, гость, грач, пенал.
Физкультминутка
- Какую цель мы ставили? (должны были с вами повторить названия всех букв русского алфавита, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит)
5. Рефлексия
- Что такое алфавит?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Кто уже запомнил алфавит?
- Кто правильно называет буквы?
- Кому ещё нужно немного потренироваться?
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали.
- Урок окончен, всем спасибо!