Цель: расширение знаний о мире профессионального труда.
Задача: знакомство с профессией - артист цирка.
Ход занятия
Ведущий: Наверное, каждый, хотя бы раз в своей жизни бывал в цирке. Но и одного раза хватает, чтобы на всю жизнь запомнить это волшебство и красоту. Волшебная сила цирковых представлений кроется еще и в том, что они являются частью искусства.
Ученик 1: Происхождение слова "цирк" латинское (circus): в переводе означает круг и цирковая арена по своей форме круглая.
А искусство цирка зарождалось еще в древние времена.
Профессия артиста цирка имеет глубокие корни - Египет, Греция, Рим, Древняя Русь.
Ученик 2: Артист цирка является представителем особого вида искусства - цирк, одним из основных выразительных средств которого является трюк. Трюк в переводе с французского - ловкая проделка, ловкий прием, ухищрение.
Ученик 3: Чтобы познать природу и особенности трудовой деятельности циркового артиста, нужно, прежде всего, знать цирковые жанры и их разновидности..Цирковой жанр (франц. genre - род, вид), исторически сложившаяся группа цирковых номеров, эстетически близких между собой и имеющих общий функциональный признак. Так, например, в жанре эквилибристики таким признаком является сохранение исполнителем равновесия при самом неустойчивом положении тела, в жонглировании - это умение артиста в заданном ритме подбрасывать и ловить одинаковые или разнородные предметы.
Ученик 4: Среди основных цирковых жанров: акробатика, атлетика, гимнастика, дрессировка, жонглирование, иллюзия, клоунада, эквилибр В каждом из жанров есть разновидности. В эквилибристике, например, более 10 жанровых разновидностей, в гимнастике - около 20, а в акробатике - свыше 30.
Ученик 5: Принадлежность артиста цирка к тому или иному жанру определило его узкую специализацию: акробат, атлет, гимнаст, клоун и др. Но у артиста цирка есть такие специальности, такие номера, которые не относятся ни к одному из основных жанров. Среди них: мнемотехника, "счетная машина", фигурное катание на роликовых коньках, чревовещание, сверхметкая стрельба, игра с хлыстами, игра с хула-хупами и др. Для создания художественного образа артисту цирка помогают хореографы, композиторы, художники.
Ученик 6: Профессия артиста цирка имеет глубокие корни - Египет, Греция, Рим, Древняя Русь (скоморох мог делать все, потом пошла дифференциация жанров).
Ученик 7: Какими же личными качествами должен обладать артист цирка? Упорство и терпение, хорошие физические данные, требовательность к себе и другим, творческое мышление, непринужденность в работе, актерские способности, физическая выносливость, готовность е ежедневному риску, легкость, способность преодолевать страх и усталость.
Ученик 8: Цирковое искусство живет традициями. Уникальное явление - знаменитые цирковые династии. Любая, даже самая суперсовременная программа основана на достижениях многих поколений людей.
Ученик 9: Но цирк - это не только традиции. Артист цирка пребывает в постоянном поиске новых идей и технических возможностей, новых сюжетов и трюков. Он не может остановиться на достигнутом, ведь зрителей нужно постоянно удивлять, восхищать и покорять. Словом, развитие не только физическое, но и в первую очередь творческое - одна из основных задач артиста цирка.
Ученик 10: Артисты цирка - народ кочевой, все время они проводят в бесконечных разъездах. Такова традиция циркового искусства, берущая начало от цирков шапито.
«Только одержимые люди, - писал Ю.Никулин, - могут переезжать из города в город, жить в гостиницах или чужих квартирах, ежедневно часами репетировать».
Ученик 11: Цирковые профессии - это не только акробаты, атлеты, гимнасты, дрессировщики, жонглеры, иллюзионисты, клоуны, эквилибристы. Шапитмейстер - организатор работ и руководитель установки, разборки, эксплуатации конструкций передвижного цирка-шапито.
Ученик 12: Шпрехшталмейстер - цирковой работник, который ведет само представление. В его непосредственные обязанности входит объявление номеров, руководство униформистами, участие в отдельных клоунских репризах, организация репетиций, наблюдение за выполнением предписанных правил техники безопасности, многое другое.
Ученик 13: Берейтор - специалист для обучения лошадей, учитель верховой езды, объездчик.
Ученик 14: Россия - единственная страна мира, где существует высшее образование для артистов цирка.. Будущие артисты цирка изучают основы цирковых жанров, цирковую педагогику. Режиссеры - искусство цирковой режиссуры и основы менеджмента цирка. Управляющие - общий менеджмент, экономическую теорию, маркетинг и др.
Ученик 15: Выпускники направления работают жонглерами и эквилибристами, клоунами и гимнастами, дрессировщиками и каскадерами. Их рабочий день состоит преимущественно из тренировок и репетиций. В каком бы жанре ни работал артист очень важно поддерживать хорошую спортивную форму. Цирковые режиссеры придумывают и ставят спектакли и концерты: современное цирковое представление чаще всего представляет собой законченное шоу, с четко выраженной сюжетной линией. Менеджеры организуют гастроли, занимаются подбором труппы, арендой помещений и т.п.
Ученик 16: Чаще всего в цирк попадают еще детьми: в этом искусстве очень развита преемственность поколений. К моменту получения высшего образования у большинства студентов уже есть немалый опыт. Зачастую учеба в вузе и работа в цирке совмещаются. Поэтому остро вопрос поиска места для трудоустройства перед выпускниками не стоит. Работать артисты цирка, цирковые режиссеры и менеджеры могут как в государственных цирках, так и в частных.
Ведущий: Наблюдая за действиями артистов цирка, зритель часто задает себе вопрос о том, сколько усилий он приложил для осуществления его собственной мечты. И что бы изменилось в его жизни, если бы он так работал, как выступающий перед ним артист. Поистине действенная сила искусства.
А после представления почувствует зритель на сердце тепло и станет чуточку добрее и лучше. Разве это не волшебство?