Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов "Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 3


Цель: Формировать представления обучающихся об отличительных чертах двух объёмных геометрических фигур - круга и овала.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания об основных геометрических фигурах.
  • Формировать более полные представления обучающихся об овале.
  • Показать отличительные черты круга и овала.
  • Учить обучающихся находить отличительные черты круга и овала.
  • Познакомить с названиями объёмных геометрических фигур круга и овала.
  • Формировать представления обучающихся об отличительных чертах двух объёмных геометрических фигур - круга и овала.
  • Учить соотносить предметы с формой объёмных геометрических фигур круга и овала.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать память через проведение геометрической викторины; через знакомство с новыми терминами "Объёмные геометрические фигуры", "Эллипсоид"; через проведение дидактической игры "Не ошибись!"; через проведение интерактивной игры "Наведите порядок".
  • Развивать мышление через проведение дидактической игры "Подбери заплатку"; через проведение дидактической игры "Узнай геометрические фигуры в новом образе"; через работу по сравнению геометрических фигур - круга и овала; через выполнение задания: получить из исходной формы "пластилиновый жгут" геометрическую фигуру круг и "превратить" её в геометрическую фигуру овал; через проведение дидактической игры "Не ошибись!"; через проведение интерактивной игры "Наведите порядок".
  • Развивать речь через проведение геометрической викторины; через знакомство с терминами "Объёмные геометрические фигуры", "Эллипсоид".
  • Развивать зрительную память через просмотр развивающего мультфильма "Круг и овал".
  • Развивать мелкую моторику руки через выполнение задания: сделай из прямой линии (заготовка из пластилина) сначала геометрическую фигуру круг, затем - овал; через лепку из пластилина объёмных геометрических фигур: круга и овала.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к учебной деятельности, к процессу узнавания нового.
  • Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.
  • Воспитывать умение давать адекватную самооценку своей учебной деятельности.

Ход занятия

I. Организация начала занятия

Учитель: Ребята, встаньте, подравняйтесь, улыбнитесь и за парты вы садитесь!

1. Разминка.

- Какое время года наступило?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Как называется занятие?

- Какое оно по счёту?

II. Сообщение темы занятия

- Тема занятия "Сравнение двух объёмных геометрических фигур - круга и овала".

Ш. Основная часть занятия

Введение в тему занятия.

1. Слово учителя. В начале занятия мы попадём в страну Весёлой геометрии, в которой живут не совсем обычные жители. Но для того, чтобы в неё попасть, нужно вспомнить все основные геометрические фигуры.

2. Работа с таблицей "Узнаёшь геометрические фигуры?"

(овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Учитель: - Ребята, какие геометрические фигуры вы узнали и можете показать и назвать?

К доске выходит один обучающийся, называет и показывает геометрические фигуры.

Учитель: - Молодцы, ребята! Вы узнали все геометрические фигуры! А сейчас, чтобы попасть в желанную страну, вы должны пройти испытание.

3. Дидактическая игра "Подбери заплатку".

Задание: соединить линиями геометрические фигуры - "заплатки" для отверстий в прямоугольниках, подобрав их по форме, по размеру и по цвету из ряда предложенных фигур - "заплаток".

Учитель: Молодцы, ребята! Вы прошли испытание, и для вас открываются ворота страны Весёлой геометрии! В этой стране геометрическим фигурам хорошо и весело, ведь это их родной дом! Там они отдыхают от уроков математики и даже развлекаются: они превращаются в различные предметы. Наша с вами задача, узнать геометрические фигуры в новом образе.

Итак, вас приветствуют жители страны Весёлая геометрия! Давайте знакомится.

4. Дидактическая игра "Узнай геометрические фигуры в новом образе".

На обратной стороне доски заранее вывешены картинки с изображением предметов, имеющих форму геометрических фигур.

(Обучающиеся называют геометрические фигуры и предметы, в которые они "превратились").

  • Это треугольник. Треугольник "превратился" в дорожный знак.
  • Это квадрат. Квадрат "превратился" в монитор компьютера.
  • Это прямоугольник. Прямоугольник "превратился" в телевизор.
  • Это овал. Овал "превратился" в яйцо.
  • Это круг. Круг "превратился" в будильник.

Учитель: - Многие предметы, окружающие нас, имеют геометрическую форму. Ребята, поднимите руку, кто хочет стать настоящим другом этих забавных жителей? Тогда вам нужно им сейчас показать, что вы о них всё знаете. Предлагаю вам принять участие в геометрической викторине.

5. "Геометрическая викторина"

Вопросы:

  1. Что вы узнали на уроке математики о квадрате и прямоугольнике? (У квадрата и прямоугольника 4 вершины, 4 угла, 4 стороны).

Учитель: - У этих фигур много общего. Как их можно назвать одним словом? (Четырёхугольники)

- Неужели квадрат и прямоугольник ничем не отличаются? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника стороны равны попарно).

- А что вы можете сказать о таких геометрических фигурах, как круг и овал? (У круга и овала нет углов).

- Молодцы, ребята! Вы нашли общее у круга и овала. На занятии нам предстоит выяснить, чем они отличаются друг от друга. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы их будем сравнивать. А когда найдём ответ, тогда и станем настоящими друзьями жителей Весёлой геометрии!

6. Работа по сравнению плоских геометрических фигур круг и овал.

Учитель: - На партах у каждого лежат круг и овал. Попытаемся их сравнить.

Задание: наложить овал на круг и наоборот и сделать вывод: чем отличаются круг и овал?

Вывод: Овал по сравнению с кругом удлинён, вытянут, а сверху и снизу - сплюснут.

Учитель: - Да, эти фигуры, бесспорно, разные, но и похожи очень. Это наводит на мысль, что, возможно, из одной фигуры - круга, можно получить фигуру овал.

Сейчас мы выполним задание с пластилиновым жгутом и попробуем понаблюдать процесс превращения круга в овал.

7. Пальчиковая гимнастика.

Упражнение "Фонарики"

8. Работа с пластилином.

Задание: получить из исходной формы "пластилиновый жгут" геометрическую фигуру круг и "превратить" её в геометрическую фигуру овал.

На парте каждого лежит пластилиновый жгут.

Учитель: - На какую геометрическую фигуру похож жгут? (прямая линия).

- Вместе со мной вы медленно замыкаете линию.

- Какая фигура получилась? (круг)

- А теперь я медленно сдавлю бока круга.

Посмотри, каким кружок забавным стал - превратился он в овал!

- Сделайте то же самое и получите фигуру овал.

(Каждому обучающемуся на парту раздаётся заготовка круга из пластилинового жгута).

Учитель: - А теперь я вас попрошу наложить круг на овал и убедиться, что прежняя фигура круг действительно превратилась в овал и теперь отличается от круга.

Молодцы! Вам это удалось!

IV. Динамическая пауза

Физкультминутка.

Встаньте, дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг!

Походите вы вокруг!
А теперь остановитесь.
Как в овал вы превратитесь?

Учитель: На нашем сегодняшнем занятии сплошные чудеса, связанные с превращениями.

V. Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Ребята, мы сравнивали плоские фигуры круг и овал, но они бывают и объёмные.

Демонстрация учителем объёмных геометрических фигур круга и овала.

Объяснение разницы между плоскими и объёмными геометрическими фигурами.

Учитель: - Плоскую фигуру можно закрыть рукой (демонстрация), зажать между ладонями (демонстрация),а с объёмными геометрическими фигурами этого сделать нельзя, но их можно держать в руках. Круг можно катать по поверхности стола (демонстрация), овал - тоже. С плоскими же фигурами этого сделать нельзя.

Объёмные фигуры правильно называются геометрические тела - шар и эллипс. Первым названием мы часто пользуемся, когда лепим из пластилина, второе название вы слышите первый раз, поэтому сейчас мы его произнесём, чтобы запомнить.

Словарная работа: Эллипс - это сжатая окружность.

2. Просмотр развивающего мультфильма "Круг и овал".

Задание: после просмотра назвать предметы, которые имеют форму объёмных геометрических фигур круга и овала.

(Воздушные шары).

VI. Закрепление нового материала

1. Дидактическая игра "Мы - волшебники".

Задание: надуть воздушный шар; определить, какую форму он имеет.

2. Задание: слепить из пластилина объёмные геометрические фигуры круг (шар) и овал (эллипс); сравнить получившиеся фигуры.

3. Дидактическая игра "Не ошибись!"

Учитель демонстрирует предметы, имеющие форму круга (шара) и овала (эллипс).

Задание: поднять сигнальную карточку в виде круга или овала в соответствии с формой демонстрируемого предмета.

Набор предметов: мяч, воздушный шар (круглый), воздушный шар (овальный), огурец, яйцо, лук, свёкла, помидор, картофель, яблоко, кабачок, баклажан, глобус, теннисный мячик.

4. Интерактивная игра "Наведи порядок".

Задание: "Разложить" предметы в две корзины: в жёлтую корзину - предметы круглой формы, в зелёную корзину - предметы овальной формы.

VII. Заключение

Учитель: - Ребята, от ваших знаний в стране Весёлой геометрии стало теплее и ярче. Что в ней появилось? (Солнце)

- Какую форму имеет солнце? (Форму круга).

VIII. Подведение итогов занятия

  1. Чему учились на занятии? (Учились различать объёмные геометрические фигуры круг и овал)
  2. Чем же круг и овал отличаются друг от друга?
  3. Отметьте знаком + ступеньку на лесенке успеха, на которую вы, по вашему мнению, встанете после этого занятия.