Открытый урок "Повторение по разделу «Животные»". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, животные


Цель: систематизировать, повторить и закрепить знания по разделу "Животные".

Задачи.

Образовательные:

  • Систематизировать, повторить и закрепить знания по разделу "Животные".
  • Закрепить знания о домашних животных.
  • Закрепить знания о диких и домашних птицах, их сходстве и различии.
  • Закрепить знания о насекомых.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать память через повторение и обобщение знаний о домашних животных, о диких и домашних птицах, о насекомых; через работу по определению частей тела птицы; через распределение птиц в 2 столбика: зимующие, перелётные; через дидактическую игру "Вопрос-ответ"; через различение диких и домашних птиц по внешнему виду.
  • Развивать мышление через дидактическую игру "Кто лишний?"; через дидактическую игру "Узнай меня"; через определение вида содержания домашних животных; через составление названий профессий работников животноводческой фермы из данных наборов букв; через работу по размещению карточек с названиями частей тела птицы в рамки для слов; через распределение птиц в 2 столбика: зимующие, перелётные; через различение диких и домашних птиц по внешнему виду; через работу с пазлами "Насекомые".
  • Развивать внимание через дидактическую игру "Узнай меня", через викторину "И это всё о них"; через работу с пазлами "Насекомые".
  • Развивавать речь через ответы на вопросы викторины "И это всё о них"; через составление предложений об использовании человеком лошади в давние времена с опорой на данные слова и сюжетные картинки; через дидактическую игру "Вопрос-ответ".

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к животным.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.
  • Воспитывать интерес к профессии работников животноводства и уважение к людям этих профессий.
  • Воспитывать интерес к изучению явлений окружающего мира.
  • Воспитывать устойчивый интерес к предмету.

Ход урока

I. Организация начала урока

Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.

1. Учитель: Здравствуйте, ребята! Встаньте, подравняйтесь. Садитесь.

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок!
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Будем думать, рассуждать?
Можем мы урок начать!

2. Разминка.

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Как называется урок?

- Какой урок по счёту?

II. Сообщение темы и цели урока

Цель: сообщить тему и цель урока.

На этом уроке, ребята, мы обобщим знания по разделу "Животные". На уроке вы должны закрепить знания о домашних животных, о диких и домашних птицах и о самых маленьких, но не менее интересных представителях животного мира - насекомых. Нам придётся много поработать: вы должны выполнить задания на трёх станциях.

III. Повторение пройденного материала по разделу "Животные"

1. Повторение и закрепление знаний по теме "Домашние животные".

Работа с презентацией.

Станция №1 "Домашние животные". (Слайд № 1)

Дидактическая игра "Кто лишний?" (Слайд № 2)

Задание:

  1. назвать всех животных (корова, овца, свинья, медведь, лошадь, кошка, собака);
  2. назвать "лишнее" животное (медведь);
  3. объяснить, почему медведь - "лишнее" животное. (медведь - дикое животное)

Вопросы:

1. Почему оставшиеся животные называются домашние? (Ответ: Эти животные - домашние потому, что они приручены человеком, нуждаются в заботе человека, в его уходе и защите).

2. Как человек заботится о домашних животных? (человек продумывает вопросы о жилье, о питании животных, осуществляет уход за ними).

Дидактическая игра "Узнай меня" (Слайд № 2)

Учитель: - Ребята, нас покинут ещё два животных сразу, как только вы ответите на вопросы.

Вопрос 1:

  • С кого из животных ничего не возьмёшь, кроме ласки да тепла?
  • Кто ласково мурлычет, встречая хозяев у самого порога?(Кошка)

Вопрос 2:

  • Кто из этих животных тоже ничего не даёт человеку, зато является замечательным сторожем, а главное - настоящим другом человека? (Собака)

Учитель: - Верно, ребята. Это замечательные домашние животные, и вы сразу узнали, о ком речь по их предназначению и роли в жизни человека. Они нас покидают, а вы переходите к следующему заданию.

Викторина "И это всё о них"

(Учитель раздаёт каждому обучающемуся картинки с изображением животных; вместо ответа на 1, 2, 3 вопросы обучающиеся поднимают соответствующую картинку (картинки)).

Вопросы:

3. Кто из животных даёт человеку молоко? (корова, коза)

4. Кого человек выращивает, чтобы получить такой важный продукт, как мясо?(Свинья, корова, овца, коза)

5. Кто из домашних животных "снабжает" человека шерстью? (овца)

Работа с презентацией. Слайд 3.

(1 ряд фотографий - домашние животные содержатся на ферме;
2 ряд фотографий - домашние животные содержатся в домашнем хозяйстве)

Задание: определить, на каких фотографиях изображено содержание домашних животных на ферме, на каких - в домашнем хозяйстве.

Вопрос: По каким признакам вы это определили?

(На ферме содержится много животных, в домашнем хозяйстве - мало)

Вопрос: Кому принадлежат молоко, мясо, которые получает человек от животных, которых он выращивает в домашнем хозяйстве? (Хозяину)

Вопрос: Кому принадлежат молоко, мясо, которые получает человек от животных, которых он выращивает на ферме? (Государству, либо частным фермерам).

Работа с презентацией. Слайд 4.

(На слайде - фотографии с изображением людей, работающих на ферме КРС).

Вопрос: Кто изображён на фотографиях?

(Изображены работники фермы, на которой содержатся коровы)

Задание в парах: из разрезных букв составить названия профессий людей, работающих на ферме (фермер, животновод, скотник, доярка). Назвать профессии.

Вопрос: - Поднимите руку, кто из вас хотел бы работать на ферме?

Работа с презентацией. Слайд 5.

Учитель: - Ребята, о каком животном можно сказать: скакун, тяжеловоз? (О лошади).

Задание: определить, на какой картинке изображён тяжеловоз, а на какой - скакун; объяснить разницу.

Работа с презентацией. Слайд 6.

Задание: По данному началу, опорным словам и картинкам рассказать об использовании человеком лошади в давние времена.

Работа с учебником.

Задание: прочитать сведения об использовании человеком лошади в настоящее время, с.32.

IV. Физкультминутка

А теперь, ребята, встали,
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
А теперь, дружок, садись
И работай - не ленись!

V. Повторение пройденного материала по разделу "Животные"

1. Повторение и закрепление знаний по теме "Птицы".

Станция № 2 "Птицы"

Учитель: - Ребята, следующая станция - "Птицы". Птицы - наши друзья.

Индивидуальная работа с раздаточным материалом.

(Учитель каждому обучающемуся выдаёт карточку с изображением птицы и неверно прикреплёнными в рамки для вставки слов названиями частей тела птицы)

Задание для обучающихся 1 уровня: исправить ошибку, переместив карточки - слова в нужные рамки.

Задание для обучающихся 2 уровня: прикрепить названия частей тела птицы в рамки для вставки слов.

Задание для обучающихся 3 уровня: прочитать и назвать части тела птицы.

Учитель: - Ребята, мы с вами на дереве около школы повесили кормушку, каждый день подсыпаем туда хлебные крошки. Для кого мы это делаем?

Как называются птицы, которые проводят зиму с нами? (Зимующие)

Как называются птицы, которые осенью улетают в тёплые края? (Перелётные)

Задание: распределить картинки с изображением птиц в 2 столбика:

  1. Перелётные
  2. Зимующие.

Воробей
Грач
Ласточка
Ворона
Журавли
Синицы
Соловей
Жаворонок

Вопросы:

1.Назовите перелётных птиц.

2.Перечислите зимующих птиц.

Дидактическая игра "Вопрос-ответ"

Вопросы:

1.Почему птиц часто называют "санитарами лесов, садов, огородов и полей"? (Птицы уничтожают насекомых - вредителей).

2.Назовите главное отличие птиц от животных. (Птицы умеют летать).

3.Что ещё умеют делать некоторые птицы? (Плавать)

4.Как называются птицы, умеющие плавать? (Водоплавающие).

5.Что этим птицам позволяет хорошо держаться на воде? (Жирные, не намокающие перья; перепонки из кожи между пальцами на лапах)

6.Назовите водоплавающих птиц. (Утки, гуси, лебеди).

Работа с картинками.

(На обратной стороне доски учителем заранее вывешены картинки с изображением диких и домашних птиц, распределённые в два столбика:

  1. дикий гусь, дикая утка, лебедь;
  2. домашний гусь, домашняя утка, курица, петух

Задание: определить название птиц по внешнему виду; обозначить столбики названиями: "Дикие птицы" ,"Домашние птицы".

Вопросы:

1.Где живут дикие птицы? (В природе, около водоёмов)

2.Где живут домашние птицы? (На птицефермах или в домашнем хозяйстве).

3.Для чего человек разводит домашних птиц? (Человек получает от домашних птиц яйцо, мясо, пух, перо).

2. Повторение и закрепление знаний по теме "Насекомые".

Станция № 3 "Насекомые"

1. Дидактическая игра "Собери пазлы "Насекомые"".

Задание для самостоятельного выполнения: собери картинку - изображение насекомого (бабочки, стрекозы, майского жука, комара, мухи, пчелы), наклеив части картинки на лист бумаги.

(Выполнив задание, обучающиеся вывешивают свою картинку на доску)

Вопросы:

1.Как называются насекомые? (Обучающиеся называют то насекомое, изображение которого получилось у них на картинке).

2.Какие из этих насекомых самые красивые? (Бабочки, стрекозы)

3. Какие из этих насекомых - вредные? (майские жуки, мухи, комары)

4.Какое насекомое самое полезное? (пчела)

5.Какой полезный продукт человек получает от пчелы? (мёд)

6.С каких растений пчела собирает нектар? (с цветов, с гречихи, с липы)

7.В какое время года пчела начинает трудиться? (весной, когда зацветают первые цветы)

8.Как называются домики пчёл? (Ульи)

2. Работа с учебником.

Задание: прочитать информацию о сборе пчелами нектара и о содержании пчёл в улье, с. 47.

3. Демонстрация учителем энциклопедии "Насекомые".

Учитель: - Ещё немного и наступит весна. Насекомые снова начнут порхать, летать, ползать. Бабочки и стрекозы будут радовать нас своей красотой, мухи и комары надоедать, жуки - вредить, ну а пчела начнёт трудиться. Пусть все живут и занимаются своим делом!

Я рекомендую вам почитать информацию о насекомых в детской энциклопедии "Насекомые", которая есть в нашей классной библиотеке.

VI. Д/з.

Выполнить задание на карточке.

VII. Подведение итогов

1.Интересно ли вам было изучать животных?

2.Кто из животных вызвал наибольший интерес?

3.Любите ли вы животных, птиц, насекомых?

Учитель читает стихотворение:

Целый день с животными
Славно мы гуляли,
Много интересного
Мы о них узнали!
Ребята!
Изучайте животный мир
И любите его, берегите,
Ведь животные очень нуждаются
В вашей любви, заботе, защите.