Занятие по экологии "Береза – краса России"

Разделы: Экология, Патриотическое воспитание


Цель: Развивать знания детей по экологии через дерево Березу - красу России.

Задачи:

  • Закрепить знания о деревьях, растущих в лесу (береза, ель, сосна, рябина.);
  • Расширить знания детей о берёзе, как символе России;
  • Закрепить понятие, что ценность деревьев в сохранение чистоты воздуха, что необходимо для всего живого (выделяют кислород, очищают воздух.);
  • Активизировать словарь детей (кудрявая, белоствольная берёза, зеленокосая, березовая роща, хвойные, лиственные деревья, береста);

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей умение обобщать накопленные знания о деревьях;
  • Развивать умение высказывать суждение о роли деревьев для окружающих;
  • Развивать познавательную активность детей через использование картинки «Строение дерева».

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать нравственные и эстетические чувства от общения с природой;
  • Усилить эстетические переживании от встречи с символом русской природы - березкой;
  • Помочь осознать детям, что они могут принять посильное участие в охране деревьев, выполняя определённые правила поведения;

Методы и приёмы:

  • Игровые. Введение игровых персонажей (Старичка-Лесовичка). Проведение игры «Деревья в лесу»;
  • Наглядные. Использование объектов наблюдения - деревья на территории д/с (берёза, ель, сосна, использование моделей «дерево» при ответах на вопросы;
  • Словесные. Постановка проблемных вопросов, загадывание загадок, поощрения детей, чтение стихотворений о деревьях.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы о деревьях (Зотов, «Лесная мозаика», разучивание пословиц и стихов о деревьях;
  • Беседа о деревьях, которые находятся на территории д/с, наблюдение за ними.

Материал к занятию: игрушка Старичк-Лесовичок, записка от берёзы, картинки с изображением деревьев (сосна, ель, рябина, берёза) модель строения дерева.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку детям:

С седой бородой,
Крошка старичок
Живёт в лесу дремучем
Носит длинный колпачок.

Дети: Старичок-Лесовичок.

Появляется Старичок-Лесовичок.

Лес: Здравствуйте, ребята! Вы правильно отгадали, я - Старичок-Лесовичок. Пришёл к вам в гости, и очень хочу узнать, много ли вы знаете, о моем доме, родном лесе.

Воспитатель: Назовите, какие деревья растут в лесу? (показ картинок)

Дети: Береза, сосна, рябина, ель

Лесовичок: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы постараетесь ее отгадать:

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

Дети: Ель, сосна.

Лесовичок: Ель и сосна называются хвойными или вечно зелеными, так как иголки у сосны и ели не опадают на зиму, а остаются всегда зелёными. Все другие деревья называются лиственными

Лес: Знаете ли вы, почему в лесу так легко дышится?

Деревья и растения в лесу, как и человек, живые, а раз живые, значит, они тоже дышат, но при дыхании они выделяют кислород, который необходим для вас с нами и деревья при дыхании очищают воздух, деревья помогают человеку выжить.

Лесовичок садится на пенёк отдохнуть под берёзой.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это висит на веточке.

Снимает записку с веточки берёзы и читает:

«Я очень рада вам, дети!
Я люблю, когда ко мне приходят в гости.

Здравствуйте! Узнали меня?»

Дети: Берёза.

Воспитатель предлагает полюбоваться берёзой, красотой её весеннего наряда.

Воспитатель: Посмотрите, как колышутся ветви этого величавого дерева. Оно словно приглашает нас подойти поближе.

Воспитатель: Дети, давайте вместе расскажем о березе…

- Какой ствол у берёзы?

Дети: Белый с чёрными трещинками.

- Для чего нужны ей корни?

Дети: Держаться в земле, пить воду из земли.

- Какие ветви у берёзы?

Дети: Раскидистые, тонкие.

- Как размножается береза?

Дети: Семенами, которые имеют крылышки. Когда они созревают, становятся липкими и их разносит ветер.

Лес: Вот, я старенький, отдохнул и захотел с вами поиграть. У меня есть волшебная палочка. Я ей сейчас взмахну и превращу вас в деревья. Хотите поиграть в волшебную игру «Деревья в лесу»

(Взмахивает волшебной палочкой палочкой)

Вы превратились в деревья.

Поднимите свои руки - ветки и пошелестите листьями - пальцами (играет музыка - ветер).

Слышите, какой ветер поднялся?

А теперь расставьте ноги пошире, представьте, что это ваши корни. Чувствуете, как крепко они вас держат в земле?

Да, замечательные деревья выросли в моем лесу, но пора опять превращаться в людей» (Делает знак палочкой, дети опускают руки)

Лесовичок: Дети, а вы знаете как называется лес, где растут одни березы?

- Нет…

Лесовичок: Лес, в котором растут одни березы называется березняком или березовой рощей…

А кора у березы называется - береста… Люди зовут березу белоствольной, кудрявой, зеленокосой

- Как называется кора у берёзы? (ответы детей)

- А, как называется лес, где растут одни березы? (ответы детей)

-Дети, как же называют люди березку? (ответы детей)

А еще березу называют главным древом (символом) России.

Потому что, белоствольная берёза растёт только в России.

Лесовичок: Спасибо вам за вашу любовь к лесу, к деревьям. Быстро прошло время. Пора мне возвращаться домой, а я расскажу о вас своим друзьям, лесным обителям. Будем всегда рады встрече с вами, но, пожалуйста, не забывайте наше правило:

«Дорожи каждым деревцем, каждой травинкой, каждой птичкой, будь верным другом и заботливым товарищем нашей природы».

До свидания, ребята!

Дети прощаются и уходят в группу.

Рефлексия

Дети рисуют березу.

Старшие дети рисуют краской и кистью, а малыши пальчиком.