Цель: Развивать знания детей по экологии через дерево Березу - красу России.
Задачи:
- Закрепить знания о деревьях, растущих в лесу (береза, ель, сосна, рябина.);
- Расширить знания детей о берёзе, как символе России;
- Закрепить понятие, что ценность деревьев в сохранение чистоты воздуха, что необходимо для всего живого (выделяют кислород, очищают воздух.);
- Активизировать словарь детей (кудрявая, белоствольная берёза, зеленокосая, березовая роща, хвойные, лиственные деревья, береста);
Развивающие задачи:
- Развивать у детей умение обобщать накопленные знания о деревьях;
- Развивать умение высказывать суждение о роли деревьев для окружающих;
- Развивать познавательную активность детей через использование картинки «Строение дерева».
Воспитательные задачи:
- Воспитывать нравственные и эстетические чувства от общения с природой;
- Усилить эстетические переживании от встречи с символом русской природы - березкой;
- Помочь осознать детям, что они могут принять посильное участие в охране деревьев, выполняя определённые правила поведения;
Методы и приёмы:
- Игровые. Введение игровых персонажей (Старичка-Лесовичка). Проведение игры «Деревья в лесу»;
- Наглядные. Использование объектов наблюдения - деревья на территории д/с (берёза, ель, сосна, использование моделей «дерево» при ответах на вопросы;
- Словесные. Постановка проблемных вопросов, загадывание загадок, поощрения детей, чтение стихотворений о деревьях.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы о деревьях (Зотов, «Лесная мозаика», разучивание пословиц и стихов о деревьях;
- Беседа о деревьях, которые находятся на территории д/с, наблюдение за ними.
Материал к занятию: игрушка Старичк-Лесовичок, записка от берёзы, картинки с изображением деревьев (сосна, ель, рябина, берёза) модель строения дерева.
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку детям:
С седой бородой,
Крошка старичок
Живёт в лесу дремучем
Носит длинный колпачок.
Дети: Старичок-Лесовичок.
Появляется Старичок-Лесовичок.
Лес: Здравствуйте, ребята! Вы правильно отгадали, я - Старичок-Лесовичок. Пришёл к вам в гости, и очень хочу узнать, много ли вы знаете, о моем доме, родном лесе.
Воспитатель: Назовите, какие деревья растут в лесу? (показ картинок)
Дети: Береза, сосна, рябина, ель
Лесовичок: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы постараетесь ее отгадать:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
Дети: Ель, сосна.
Лесовичок: Ель и сосна называются хвойными или вечно зелеными, так как иголки у сосны и ели не опадают на зиму, а остаются всегда зелёными. Все другие деревья называются лиственными
Лес: Знаете ли вы, почему в лесу так легко дышится?
Деревья и растения в лесу, как и человек, живые, а раз живые, значит, они тоже дышат, но при дыхании они выделяют кислород, который необходим для вас с нами и деревья при дыхании очищают воздух, деревья помогают человеку выжить.
Лесовичок садится на пенёк отдохнуть под берёзой.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что это висит на веточке.
Снимает записку с веточки берёзы и читает:
«Я очень рада вам, дети!
Я люблю, когда ко мне приходят в гости.
Здравствуйте! Узнали меня?»
Дети: Берёза.
Воспитатель предлагает полюбоваться берёзой, красотой её весеннего наряда.
Воспитатель: Посмотрите, как колышутся ветви этого величавого дерева. Оно словно приглашает нас подойти поближе.
Воспитатель: Дети, давайте вместе расскажем о березе…
- Какой ствол у берёзы?
Дети: Белый с чёрными трещинками.
- Для чего нужны ей корни?
Дети: Держаться в земле, пить воду из земли.
- Какие ветви у берёзы?
Дети: Раскидистые, тонкие.
- Как размножается береза?
Дети: Семенами, которые имеют крылышки. Когда они созревают, становятся липкими и их разносит ветер.
Лес: Вот, я старенький, отдохнул и захотел с вами поиграть. У меня есть волшебная палочка. Я ей сейчас взмахну и превращу вас в деревья. Хотите поиграть в волшебную игру «Деревья в лесу»
(Взмахивает волшебной палочкой палочкой)
Вы превратились в деревья.
Поднимите свои руки - ветки и пошелестите листьями - пальцами (играет музыка - ветер).
Слышите, какой ветер поднялся?
А теперь расставьте ноги пошире, представьте, что это ваши корни. Чувствуете, как крепко они вас держат в земле?
Да, замечательные деревья выросли в моем лесу, но пора опять превращаться в людей» (Делает знак палочкой, дети опускают руки)
Лесовичок: Дети, а вы знаете как называется лес, где растут одни березы?
- Нет…
Лесовичок: Лес, в котором растут одни березы называется березняком или березовой рощей…
А кора у березы называется - береста… Люди зовут березу белоствольной, кудрявой, зеленокосой
- Как называется кора у берёзы? (ответы детей)
- А, как называется лес, где растут одни березы? (ответы детей)
-Дети, как же называют люди березку? (ответы детей)
А еще березу называют главным древом (символом) России.
Потому что, белоствольная берёза растёт только в России.
Лесовичок: Спасибо вам за вашу любовь к лесу, к деревьям. Быстро прошло время. Пора мне возвращаться домой, а я расскажу о вас своим друзьям, лесным обителям. Будем всегда рады встрече с вами, но, пожалуйста, не забывайте наше правило:
«Дорожи каждым деревцем, каждой травинкой, каждой птичкой, будь верным другом и заботливым товарищем нашей природы».
До свидания, ребята!
Дети прощаются и уходят в группу.
Рефлексия
Дети рисуют березу.
Старшие дети рисуют краской и кистью, а малыши пальчиком.