Цель урока: Углубить знания о природном сообществе, его основных компонентах, конкретизировать знания о взаимоотношениях компонентов экосистемы на примере пищевых связей. Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны природных сообществ; показать, что защита природных сообществ - это дело каждого!
Задачи урока:
Образовательные:
- раскрыть особенности взаимоотношений организмов, составляющих природные сообщества;
- формировать умение составлять пищевые связи, пользуясь материалами учебника, таблицами, личными знаниями.
Развивающие:
- формировать умение сравнивать пищевые цепи ;
- умение работать с учебником, обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- развивать любознательность, стремление к знаниям;
- формировать навыки коммуникативного общения.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты:
- Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.
Метапредметные результаты:
- Уметь работать с различными источниками информации: анализировать текст, описывать рисунок, заполнять таблицу, комментировать видео, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, сравнивать и делать выводы.
- Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе.
- Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества
Личностные результаты:
- Планировать действия по выполнению заданий
- Уметь работать в парах.
- Давать оценку и самооценку.
Ход урока
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения
1. Прочитайте текст с пробелами и вставьте недостающие слова: потребители или разрушители.
Благодаря живым организмам превращения веществ идёт бесконечно по замкнутому кругу. _______________ снабжают обитателей Земли пищей и кислородом. ________________ возвращают растениям углекислый газ. _______________ снова превращают умершие организмы в вещества, необходимые и доступные растениям. Так поддерживается жизнь на Земли, так поддерживается порядок.
2. На основе приведенной схемы охарактеризуйте роль живых организмов в природном сообществе.
3. Составить цепь питания р. Кубань и отобразить ее графически в виде ментальной карты (рисунка). Можно предложить свой вариант изображения.
Например: