Разработка урока биологии в 5-м классе по теме "Производители, потребители и разрушители в природном сообществе"

Разделы: Биология, Экология

Класс: 5

Ключевые слова: экосистема


Цель урока: Углубить знания о природном сообществе, его основных компонентах, конкретизировать знания о взаимоотношениях компонентов экосистемы на примере пищевых связей. Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны природных сообществ; показать, что защита природных сообществ - это дело каждого!

Задачи урока:

Образовательные:

  • раскрыть особенности взаимоотношений организмов, составляющих природные сообщества;
  • формировать умение составлять пищевые связи, пользуясь материалами учебника, таблицами, личными знаниями.

Развивающие:

  • формировать умение сравнивать пищевые цепи ;
  • умение работать с учебником, обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • развивать любознательность, стремление к знаниям;
  • формировать навыки коммуникативного общения.

Планируемые результаты обучения:

Предметные результаты:

  • Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.

Метапредметные результаты:

  • Уметь работать с различными источниками информации: анализировать текст, описывать рисунок, заполнять таблицу, комментировать видео, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, сравнивать и делать выводы.
  • Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе.
  • Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества

Личностные результаты:

  • Планировать действия по выполнению заданий
  • Уметь работать в парах.
  • Давать оценку и самооценку.

Ход урока

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения

1. Прочитайте текст с пробелами и вставьте недостающие слова: потребители или разрушители.

Благодаря живым организмам превращения веществ идёт бесконечно по замкнутому кругу. _______________ снабжают обитателей Земли пищей и кислородом. ________________ возвращают растениям углекислый газ. _______________ снова превращают умершие организмы в вещества, необходимые и доступные растениям. Так поддерживается жизнь на Земли, так поддерживается порядок.

2. На основе приведенной схемы охарактеризуйте роль живых организмов в природном сообществе.

3. Составить цепь питания р. Кубань и отобразить ее графически в виде ментальной карты (рисунка). Можно предложить свой вариант изображения.

Например: