Используемая технология: технология развивающего обучения.
Цель: Сформулировать и зафиксировать в сознании учащихся понятия строй и певческий строй.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с понятием строй и певческий строй.
- Дать представление о понятии строй в разных областях жизни.
- Расширить и углубить представления о возможностях средств музыкальной выразительности.
- Развивать умения и навыки в разрешении проблемно-поисковых задач в музыкальной деятельности.
- Развивать навыки интонирования.
- Развивать способность эмоционально-активного вхождения в музыкальный образ.
- Воспитывать внимание, образное восприятие музыки.
- Воспитывать стремление к раскрытию творческого потенциала.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Воспитывать любовь к песенному жанру;
- Воспитывать исполнительскую культуру;
Методы:
- Объяснительно-иллюстративные.
- Практические с элементами творчества, наглядные.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Звучит песня «Здравствуй, счастье!» исполняет детский эстрадный ансамбль.
1.
А за счастьем - никуда ходить не надо.
Это счастье - "Да!" - с нами рядом!
Не поверишь, но счастье даже звать не надо,
Счастье рядом, рядом, рядом всегда!А облака подмигнули слегка,
Из далека прошептали: "Пока..."
Вам удачи, чтоб не сбиться с пути
И где-то там, счастье найти.
Такая замечательная песня начинает нашу сегодняшнюю встречу. Ну, а песня всегда главная героиня наших занятий.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ И ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
А вам понравилась песня? Что особенно понравилось? (исполнительницы очень хорошо пели вместе)
А когда поют вместе, как это называется?
Ансамбль.
И сегодня мы продолжаем наши занятия по теме АНСАМБЛЬ ЗВУЧАНИЯ.
Но только добавим к ней ещё одно очень важное и необходимое слово. Ансамбль - значит вместе, но важно не просто петь вместе, а хорошо петь вместе. Всем вам, конечно, тоже хочется петь хорошо. И для этого в музыке существует специальное слово, которое как раз и означает хорошее пение вместе. Это слово - строй.
Наша тема: АНСАМБЛЬ ЗВУЧАНИЯ. СТРОЙ.
Кто, встречался с этим словом в жизни?..
Это слово встречается в разных областях нашей жизни, но значение его везде схоже.
Давайте выберем слова, которые всегда характерны для любого строя.
ОДИН, НЕСКОЛЬКО, МНОГО, ПОРЯДОК, БЕСПОРЯДОК |
Рассмотрите эти изображения, всех их объединяет слово СТРОЙ, но есть здесь и лишние изображения, найдите их.
А теперь обратим внимание на наш строй, нас поёт много, мы исполнители - певцы, значит наш строй ПЕВЧЕСКИЙ. Что у нас должно быть в порядке?
(Беседа о средствах музыкальной выразительности: интонация, мелодия, ритм, темп, дикция, звуковедение, звукообразование, динамика)
III. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ
Итак, когда мы хорошо поём вместе, то значит мы поём… СТРОЙНО, СЛАЖЕННО и ЕДИНО. Стремиться к такому звучанию, и есть наша постоянная цель.
IV. ОСВОЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ
Чтобы был хороший строй, мы начинаем нашу распевку-тренировку.
Для того, чтобы подготовить к пению голосовой аппарат, с обучающимися проводится небольшая гимнастика артикуляционного аппарата, упражнения на дыхание, фонетические упражнения, упражнения на развитие чувства ритма, вокально-интонационные упражнения: упражнения на овладение техникой пения в унисон, упражнения со штрихами legatoи staccato, упражнения на соединение регистров, упражнение на формирование навыков пения forteи piano.
ПРИМЕРЫ:
1.Скороговорка.
Поезд мчится скрежеща:
Ж-Ч-Ша-Ща,
Ж-Ч-Ша-Ща.
2.Упражнение на развитие чувства ритма и дикцию.
Воробей, сорока, чиж,
Зяблик, ласточка и стриж. (По очереди заменяем слова хлопками.)
3.Упражнение на разрешение неустойчивых ступеней лада в устойчивые (пение сольфеджио).
4.Упражнение на формирование навыков пения forte и piano «Музыкальное эхо».
Эхо… Эхо…
Отзовись! Отзовись!
Чисто петь. Чисто петь.
Научись. Научись.
Слушай…Слушай…
Не зевай. Не зевай.
Всё за мной. Всё за мной.
Повторяй. Повторяй.
5.Упражнения на формирование чистоты интонирования интервалов (Септима большая)
Большая септима на цыпочки встаёт.
Октаву септима чуть-чуть не достаёт.
Работа над репертуаром: Песня «Взгляни на мир» А.Петряшевой
Р абота над чистотой интонации, дыханием, мелодическим и ритмическим ансамблем, дикцией, звукообразованием, звуковедением, выразительностью исполнения.
Пропевание отдельных, вызывающих затруднения, фрагментов песни в сопровождении фортепиано и исполнение под фонограмму «минус».
V. РЕФЛЕКСИЯ
В заключении занятия, на этапе рефлексии, обучающиеся проводят самооценку своей работоспособности, своих ошибок и успехов, эмоционального состояния и читают стихотворение-правило по ролям:
1
ЧТОБЫ БЫЛ ХОРОШИЙ СТРОЙ,
НОТКИ ТОЧНО ТЫ ПРОПОЙ.
2
ТОЧНО, ТОЧНО ПОВТОРЯЙ
ЗВУК КОРОТКИЙ И ПРОТЯЖНЫЙ.
3
ЧУВСТВО РИТМА РАЗВИВАЙ,
ЭТО ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!
4
ТЕМП ДЕРЖИ НЕ ОТСТАВАЙ
И ВПЕРЁД НЕ УБЕГАЙ.
5
БУДЕТ ДИКЦИЯ ПЛОХА
НЕ ПОЙМЁТ НИКТО СЛОВА.
6
ЕСЛИ МЫ ПОЁМ ЛЕГАТО,
НОТКИ СВЯЗЫВАЕМ В РЯД.
7
СО СТАККАТО, СО СТАККАТО
НОТКИ СКАЧУТ ВСЕ ПОДРЯД.
8
ФОРТЕ - ЗНАЧИТ ГРОМКИЙ ЗВУК,
ВСЕ АКТИВНО ЗДЕСЬ ПОЮТ.
9
ПЕСНЮ НЕЖНУЮ ДЛЯ МАМЫ
МЫ ИСПОЛНИМ НА ПИАНО.
10
ЧТОБЫ БЫЛ ХОРОШИЙ СТРОЙ,
КОНТРОЛИРУЙ ГОЛОС СВОЙ!!!
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Привести примеры строя из нашей повседневной жизни, учить тексты песен репертуара.