Цель: формировать умения выделять названия предметов, действий и признаков.
Задачи:
Образовательные.
- Повторить, систематизировать, обобщить и закрепить знания обучающихся по теме "Названия предметов, действий и признаков".
- Закрепить умения различать и выделять названия предметов, действий и признаков по вопросам.
- Закрепить умение соотносить вопрос и слово, обозначающее предмет, действие, признак.
- Закрепить знания обучающихся о словах, обозначающих предмет, действие, признак.
- Закрепить умение подбирать подходящее по смыслу название предмета, действия, признака.
- Формировать умение соотносить предложение и схему предложения.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речь через проведение речевой разминки; через работу по подбору родственных слов; через проведение дидактической игры "Доскажи словечко"; через работу по подбору подходящих по смыслу слов, называющих предмет, действие, признак; через обогащение словарного запаса.
- Развивать память через повторение правила о словах, называющих предмет, действие, признак предмета; через повторение правил правописания слов с пропущенной буквой; через выполнение самостоятельной работы.
- Развивать мышление через работу по соотнесению вопросов и слов, обозначающих предмет, действие, признак предмета; через проведение речевой разминки; через работу по подбору родственных слов; через проведение дидактической игры "Доскажи словечко"; через работу по соотнесению данных схем и предложений; через выполнение самостоятельной работы.
- Развивать внимание через списывание с печатного текста; через работу по соотнесению данных схем и предложений; через выполнение самостоятельной работы.
- Развивать мелкую моторику через выполнение письменных заданий.
- Развивать слуховое восприятие через прослушивание текста загадок при проведении дидактической игры "Доскажи словечко".
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий в тетради.
- Воспитывать самоконтроль.
- Воспитывать устойчивый интерес к учёбе.
- Воспитывать самостоятельность.
Ход урока
I. Организация начала урока
Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Встаньте, подравняйтесь, улыбнитесь друг другу. Садитесь.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем наш урок!
Разминка.
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Как называется урок?
- Какой урок по счёту?
II. Сообщение темы и цели урока
Цель: сообщить тему и цель урока.
Учитель: - На этом уроке вы обобщите и закрепите свои знания по теме
"Названия предметов, действий и признаков".
III. Артикуляционная гимнастика
Чтоб забить в ворота гол,
Надо поиграть в футбол.
(Упражнение "Футбол")
IV. Дыхательная гимнастика
Представьте, что на руке снежинка.
Сдуйте её с руки.
(Обучающиеся дуют на ладонь 3 раза, с каждым разом усиливая дуновение)
(Упражнение Сдуй снежинку")
VI. Повторение пройденного по теме "Названия предметов, действий и признаков"
1. Фронтальный опрос.
Для того, чтобы урок прошёл успешно, отправимся в "Город вопросов и ответов".
(На обратной стороне доски - изображение города; вопросы:
- Кто? Что?
- Что делает? Что делают?Что делал? Что делала? Что делали? Что сделал? Что сделала? Что сделали?
- Какой? Какая? Какие?
Учитель:- Ребята, в домах этого города живут вопросы. Назовите их.
(Обучающиеся зачитывают вопросы)
Учитель: - Вы обратили внимание, что дома не достроены? Предлагаю это исправить. Сейчас мы соединим "основную часть домиков" с "крышей", если скажем, что называют слова, которые отвечают на эти вопросы.
(Обучающиеся выбирают карточку со словами: названия предметов; названия действий; названия признаков, крепят их на магнитную доску между "крышей" и "основной частью домика".
Учитель: - Молодцы, ребята. Но наши домики будут стоять ещё крепче, если мы подкрепим их примерами.
Обучающимся предлагается распределить по "Домикам" слова:
собака, будка, лежат, спит, большая, белый, зимнее, смелые.
По мере распределения, обучающиеся к словам ставят вопросы.
VII. Речевая разминка
(Записать на доске).
Женя жарит пирожок,
Внутри сладкий творожок!
Вопросы:
1. Все ли слова знакомы?
2. Какой звук слышим чаще других звуков? (Ж)
3. В каких слогах и словах мы слышим этот звук?
4. Какой звук Ж? Охарактеризовать звук нам помогут сигнальные карточки. Выберите и поднимите нужные. (согл. тв. - синего цвета, согл мягк.- зелёного цвета., согл. зв. - красно-синего цвета, согл. глух. - тёмно-синего цвета).
Один обучающийся отвечает.
5. В первой строчке назовите слова, называющие предметы. (Женя, пирожок )
6. На какой вопрос отвечает слово Женя? (Кто?)
7. На какой вопрос отвечает слово пирожок? (Что?)
8. Почему названия предметов отвечают на разные вопросы?
9. Назовите название действия. (Жарит)
10. К названию какого предмета относится название действия? (Женя)
11. Поставьте вопрос от названия предмета к названию действия.
(Женя (что делает?) жарит).
12. Во 2 строчке назовите слово, называющее признак предмета. (Сладкий)
13. К какому слову, называющему предмет, относится слово "сладкий"? (Творожок)
14. Поставьте вопрос от названия предмета к названию его признака.
(Творожок (какой?) сладкий).
15. На какие вопросы ещё отвечают слова, называющие признак предмета?
VIII. Проверка д/з
Упр. 4, с. 37
- Что надо было сделать в домашнем задании? (Вставить в слова пропущенные буквы; подчеркнуть название признака волнистой линией )
(Обучающиеся объясняют правописание слов с пропущенной буквой)
- Какими являются слова "вороны","воронята"? (родственными, словарными)
- Для чего нужна буква "ь" на конце слова "очень"?
- Назовите ещё одно слово из словаря. (Ребята)
- Какую трудную букву нужно запомнить в этом слове? (е)
IX. Пальчиковая гимнастика
Упражнение "Фонарики"
X. Работа в тетрадях
- Запись даты, дня недели, вида работы.
XI. Минутка чистописания
Сегодня мы пропишем строчную букву Д, одну строчку.
- Демонстрация написания строчной буквы Д учителем с проговариванием последовательности написания элементов буквы.
Начинаем писать прямую наклонную линию сверху вниз, выполняем закругление, поднимаемся вверх. Полуовал начинаем писать снизу вверх.
Учитель: Сейчас мы напишем слово, которое начинается на букву Д, но сначала поиграем в игру "Доскажи словечко".
У меня есть добрый друг,
И он стоит целых двух:
Людям, знаешь, очень нужно,
Чтоб была на свете ....
Дружба.
Задание: подберите два родственных слова к слову "Дружба":
первое - название действия, второе - название признака.
Запишите слова на этой же строчке через точку, каждое слово - с заглавной буквы. (Дружит. Дружный.)
XII. Систематизация, обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Названия предметов, действий и признаков"
1. Д/И "Не ошибись!"
Учитель загадывает загадки; обучающиеся отгадывают загадку; учитель просит определить, что называет слово-отгадка; обучающиеся поднимают соответствующую карточку: название предмета; название действия; название признака.
Загадки:
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную … (лепили).Белым-белым стал лужок.
Целый день идёт… (снежок)Телефон опять звонит
От него в ушах … (звенит).Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки.
А сапожки не простые,
В них застежки … (золотые).Не гляди ты так сурово!
Молочко нам дай,... (корова)
Рано петушки встают,
Пете песенки...(поют)
2.Работа с учебником.
Упр.1, с. 38.
Задание: Прочитать слова. Объяснить правописание слов с пропущенной буквой. Где, нужно, подобрать проверочное слово.
Записать слова в три столбика: название предметов, название действий, название признаков.
XIII. Физкультминутка
Цель: оздоровительная
1)
И.П. - стоя, руки на поясе.
1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево.
2- и.п.
3 - 4 то же правой рукой.
Повторить 6 раз, темп медленный.
2)
И.п. - сидя, руки подняты вверх.
1 - сжать кисти в кулак.
2 - разжать кисти.
Повторить 6 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
XIV. Систематизация, обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Названия предметов, действий и признаков"
1. Работа с учебником
Упр.4, стр.38-39
Задание: Рассмотреть схемы предложений. Прочитать предложения и записать их в порядке следования схем.
2.Самостоятельная работа на карточках
Задание: вставить подходящие по смыслу слова; подчеркнуть.
Карточка.
Задание: подобрать и вставить подходящие по смыслу слова; подчеркнуть.
Пришла ....................... зима. С неба падают красивые ....................... Вдруг ....................... сильный ветер. Началась .................... |
(Для обучающихся, которые будут затрудняться при выполнении этого задания, дополнительно выдать карточки со словами: холодная, снежинки, подул, метель.)
- Проверить; оценить.
Индивидуально: Упр. 2 (1-2 предл.), с. 38.
- Проверить, оценить.
XV. Объяснение д/з
Упр. 3, с. 38.
Задание: Списать. Подчеркнуть названия предметов, признаков, действий.
XVI. Подведение итогов урока
1.Чему мы учились на этом уроке?
2.Трудно ли вам различать названия предметов, названия действий и названия признаков?
3. Как вы научились различать названия предметов, названия действий и названия признаков? (по вопросам)
4. Выставление отметок за работу на уроке.
Учитель:
Школьный прозвенел звонок,
Завершается урок.
Отдохнуть всех непременно
Приглашает перемена.