Урок русского языка по теме "Названия предметов, действий и признаков"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык


Цель: формировать умения выделять названия предметов, действий и признаков.

Задачи:

Образовательные.

  • Повторить, систематизировать, обобщить и закрепить знания обучающихся по теме "Названия предметов, действий и признаков".
  • Закрепить умения различать и выделять названия предметов, действий и признаков по вопросам.
  • Закрепить умение соотносить вопрос и слово, обозначающее предмет, действие, признак.
  • Закрепить знания обучающихся о словах, обозначающих предмет, действие, признак.
  • Закрепить умение подбирать подходящее по смыслу название предмета, действия, признака.
  • Формировать умение соотносить предложение и схему предложения.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать речь через проведение речевой разминки; через работу по подбору родственных слов; через проведение дидактической игры "Доскажи словечко"; через работу по подбору подходящих по смыслу слов, называющих предмет, действие, признак; через обогащение словарного запаса.
  • Развивать память через повторение правила о словах, называющих предмет, действие, признак предмета; через повторение правил правописания слов с пропущенной буквой; через выполнение самостоятельной работы.
  • Развивать мышление через работу по соотнесению вопросов и слов, обозначающих предмет, действие, признак предмета; через проведение речевой разминки; через работу по подбору родственных слов; через проведение дидактической игры "Доскажи словечко"; через работу по соотнесению данных схем и предложений; через выполнение самостоятельной работы.
  • Развивать внимание через списывание с печатного текста; через работу по соотнесению данных схем и предложений; через выполнение самостоятельной работы.
  • Развивать мелкую моторику через выполнение письменных заданий.
  • Развивать слуховое восприятие через прослушивание текста загадок при проведении дидактической игры "Доскажи словечко".

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий в тетради.
  • Воспитывать самоконтроль.
  • Воспитывать устойчивый интерес к учёбе.
  • Воспитывать самостоятельность.

Ход урока

I. Организация начала урока

Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Встаньте, подравняйтесь, улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Прозвенел для нас звонок,
Начинаем наш урок!

Разминка.

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Как называется урок?

- Какой урок по счёту?

II. Сообщение темы и цели урока

Цель: сообщить тему и цель урока.

Учитель: - На этом уроке вы обобщите и закрепите свои знания по теме
"Названия предметов, действий и признаков".

III. Артикуляционная гимнастика

Чтоб забить в ворота гол,
Надо поиграть в футбол.

(Упражнение "Футбол")

IV. Дыхательная гимнастика

Представьте, что на руке снежинка.

Сдуйте её с руки.

(Обучающиеся дуют на ладонь 3 раза, с каждым разом усиливая дуновение)

(Упражнение Сдуй снежинку")

VI. Повторение пройденного по теме "Названия предметов, действий и признаков"

1. Фронтальный опрос.

Для того, чтобы урок прошёл успешно, отправимся в "Город вопросов и ответов".
(На обратной стороне доски - изображение города; вопросы:

  • Кто? Что?
  • Что делает? Что делают?Что делал? Что делала? Что делали? Что сделал? Что сделала? Что сделали?
  • Какой? Какая? Какие?

Учитель:- Ребята, в домах этого города живут вопросы. Назовите их.

(Обучающиеся зачитывают вопросы)

Учитель: - Вы обратили внимание, что дома не достроены? Предлагаю это исправить. Сейчас мы соединим "основную часть домиков" с "крышей", если скажем, что называют слова, которые отвечают на эти вопросы.

(Обучающиеся выбирают карточку со словами: названия предметов; названия действий; названия признаков, крепят их на магнитную доску между "крышей" и "основной частью домика".

Учитель: - Молодцы, ребята. Но наши домики будут стоять ещё крепче, если мы подкрепим их примерами.

Обучающимся предлагается распределить по "Домикам" слова:

собака, будка, лежат, спит, большая, белый, зимнее, смелые.

По мере распределения, обучающиеся к словам ставят вопросы.

VII. Речевая разминка

(Записать на доске).

Женя жарит пирожок,
Внутри сладкий творожок!

Вопросы:

1. Все ли слова знакомы?

2. Какой звук слышим чаще других звуков? (Ж)

3. В каких слогах и словах мы слышим этот звук?

4. Какой звук Ж? Охарактеризовать звук нам помогут сигнальные карточки. Выберите и поднимите нужные. (согл. тв. - синего цвета, согл мягк.- зелёного цвета., согл. зв. - красно-синего цвета, согл. глух. - тёмно-синего цвета).

Один обучающийся отвечает.

5. В первой строчке назовите слова, называющие предметы. (Женя, пирожок )

6. На какой вопрос отвечает слово Женя? (Кто?)

7. На какой вопрос отвечает слово пирожок? (Что?)

8. Почему названия предметов отвечают на разные вопросы?

9. Назовите название действия. (Жарит)

10. К названию какого предмета относится название действия? (Женя)

11. Поставьте вопрос от названия предмета к названию действия.

(Женя (что делает?) жарит).

12. Во 2 строчке назовите слово, называющее признак предмета. (Сладкий)

13. К какому слову, называющему предмет, относится слово "сладкий"? (Творожок)

14. Поставьте вопрос от названия предмета к названию его признака.

(Творожок (какой?) сладкий).

15. На какие вопросы ещё отвечают слова, называющие признак предмета?

VIII. Проверка д/з

Упр. 4, с. 37

- Что надо было сделать в домашнем задании? (Вставить в слова пропущенные буквы; подчеркнуть название признака волнистой линией )

(Обучающиеся объясняют правописание слов с пропущенной буквой)

- Какими являются слова "вороны","воронята"? (родственными, словарными)

- Для чего нужна буква "ь" на конце слова "очень"?

- Назовите ещё одно слово из словаря. (Ребята)

- Какую трудную букву нужно запомнить в этом слове? (е)

IX. Пальчиковая гимнастика

Упражнение "Фонарики"

X. Работа в тетрадях

- Запись даты, дня недели, вида работы.

XI. Минутка чистописания

Сегодня мы пропишем строчную букву Д, одну строчку.

- Демонстрация написания строчной буквы Д учителем с проговариванием последовательности написания элементов буквы.

Начинаем писать прямую наклонную линию сверху вниз, выполняем закругление, поднимаемся вверх. Полуовал начинаем писать снизу вверх.

Учитель: Сейчас мы напишем слово, которое начинается на букву Д, но сначала поиграем в игру "Доскажи словечко".

У меня есть добрый друг,
И он стоит целых двух:
Людям, знаешь, очень нужно,
Чтоб была на свете ....
Дружба.

Задание: подберите два родственных слова к слову "Дружба":

первое - название действия, второе - название признака.

Запишите слова на этой же строчке через точку, каждое слово - с заглавной буквы. (Дружит. Дружный.)

XII. Систематизация, обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Названия предметов, действий и признаков"

1. Д/И "Не ошибись!"

Учитель загадывает загадки; обучающиеся отгадывают загадку; учитель просит определить, что называет слово-отгадка; обучающиеся поднимают соответствующую карточку: название предмета; название действия; название признака.

Загадки:

Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную … (лепили).

Белым-белым стал лужок.
Целый день идёт… (снежок)

Телефон опять звонит
От него в ушах … (звенит).

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки.
А сапожки не простые,
В них застежки … (золотые).

Не гляди ты так сурово!
Молочко нам дай,... (корова)
Рано петушки встают,
Пете песенки...(поют)

2.Работа с учебником.

Упр.1, с. 38.

Задание: Прочитать слова. Объяснить правописание слов с пропущенной буквой. Где, нужно, подобрать проверочное слово.

Записать слова в три столбика: название предметов, название действий, название признаков.

XIII. Физкультминутка

Цель: оздоровительная

1)

И.П. - стоя, руки на поясе.
1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево.
2- и.п.
3 - 4 то же правой рукой.
Повторить 6 раз, темп медленный.

2)

И.п. - сидя, руки подняты вверх.
1 - сжать кисти в кулак.
2 - разжать кисти.
Повторить 6 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

XIV. Систематизация, обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Названия предметов, действий и признаков"

1. Работа с учебником

Упр.4, стр.38-39

Задание: Рассмотреть схемы предложений. Прочитать предложения и записать их в порядке следования схем.

2.Самостоятельная работа на карточках

Задание: вставить подходящие по смыслу слова; подчеркнуть.

Карточка.

Задание: подобрать и вставить подходящие по смыслу слова; подчеркнуть.

Пришла ....................... зима. С неба падают красивые ....................... Вдруг ....................... сильный ветер. Началась ....................

(Для обучающихся, которые будут затрудняться при выполнении этого задания, дополнительно выдать карточки со словами: холодная, снежинки, подул, метель.)

- Проверить; оценить.

Индивидуально: Упр. 2 (1-2 предл.), с. 38.

- Проверить, оценить.

XV. Объяснение д/з

Упр. 3, с. 38.

Задание: Списать. Подчеркнуть названия предметов, признаков, действий.

XVI. Подведение итогов урока

1.Чему мы учились на этом уроке?

2.Трудно ли вам различать названия предметов, названия действий и названия признаков?

3. Как вы научились различать названия предметов, названия действий и названия признаков? (по вопросам)

4. Выставление отметок за работу на уроке.

Учитель:

Школьный прозвенел звонок,
Завершается урок.
Отдохнуть всех непременно
Приглашает перемена.

Приложение