1. Пояснительная записка
Нормативные документы
№ |
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48); |
1 |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009г. No373 с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.) |
2 |
План внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего образования |
3 |
Положение об организации внеурочной деятельности учащихся в классах, работающих в условиях ФГОС МБОУ СОШ № 6 |
4 |
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020г. №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) |
Программа разработана на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой «Финансовая грамотность».
"Финансовая грамотность" - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходим данный курс.
Актуальность
Актуальность данной программы продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой стороны - легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по вопросам собственной ответственности за принятие решений. Таким образом, финансовая грамотность населения как набор специальных компетенций для анализа услуг финансового рынка и использования финансовых инструментов сегодня становится необходимым условием для успешного решения государством социально-экономических задач.
Цель реализации рабочей программы курса «Финансовая грамотность» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у обучающихся; повышение финансовой грамотности школьников.
Задачи:
- развить экономический образ мышления;
- воспитать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье;
- формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
2. Описание места курса внеурочной деятельности
На изучение курса по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность для учащихся третьих классов» в 3 классе отводится 1 час в неделю (всего 34 часа в год).
Основные формы и методы работы
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных (игровых и реальных) экономических ситуациях, умение находить выходы из конфликтных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
- понимание, что ребенок - это член семьи, общества и государства;
- развитие самостоятельности и осознание ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
- составлять простые планы;
- проявлять инициативу;
- оценивать правильность выполнения действий;
- правильно воспринимать предложения друзей, знакомых, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
- решению проблем творческого и поискового характера;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- овладеет базовыми предметными и метапредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
- составлять текст;
- вести диалог;
- излагать свое мнение;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
- понимать экономические термины;
- иметь представление о роли денег в семье и обществе;
- знать источники доходов и расходов семьи;
- уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- проводить элементарные финансовые расчеты.
Требования к результатам освоения обучающимися 3 класса
Личностные результаты
|
Метапредметные результаты |
Включают:
|
Включают:
|
4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
В соответствии с учебным планом дополнительного образования образовательного учреждения в 2022-2023 учебном году на реализацию курса «Основы финансовой грамотности» отведено 34 часа за год из расчета 1 час в неделю.
Первая тема «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которойребятам впервые предлагается сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег - товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.
Курс продолжается темой «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.
Следующая тема программы - «Какие деньги были раньше в России» - формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.
Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.
Следующая тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Далее изучается тема «На что тратятся деньги». Люди постоянно тратятденьги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.
В теме «Как умно управлять своими деньгами» даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
5. Тематическое планирование
Название раздела, темы
|
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|
Обмен и деньги |
|||
Что такое деньги и откуда они взялись |
2 |
2 |
4 |
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. |
2 |
2 |
4 |
Какие деньги были раньше в России. |
2 |
2 |
4 |
Современные деньги России и других стран. |
2 |
2 |
4 |
Семейный бюджет |
|||
Откуда в семье деньги |
2,5 |
2,5 |
5 |
На что тратятся деньги. |
2 |
2 |
4 |
Как умно управлять своими деньгами. |
2 |
2 |
4 |
Как делать сбережения. |
1,5 |
1,5 |
3 |
Повторение изученного по теме «Обмен и деньги» |
1 |
1 |
2 |
6. Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование раздела, темы уроков |
Кол-во часов |
Дата
|
Дата фактическая |
Обмен и деньги |
||||
1-4 |
Что такое деньги и откуда они взялись |
4 |
01.09
|
|
5-8
9-12 |
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Какие деньги были раньше в России. |
4
4 |
29.09
|
|
13-16 |
Современные деньги России и других стран. |
4 |
1.12
|
|
|
||||
17-21 |
Откуда в семье деньги |
5 |
12.01
|
|
22-25 |
На что тратятся деньги. |
4 |
16.02
|
|
26-29 |
Как умно управлять своими деньгами. |
4 |
30.03
|
|
30-32 |
Как делать сбережения. |
3 |
27.04
|
|
33-34 |
Повторение изученного по теме «Обмен и деньги» |
2 |
25.05 |
|
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
- Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1. - Москва ВИТА, 2015.
- Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2. - Москва ВИТА, 2015.
- Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя. - Москва ВИТА, 2015.
Полезные ссылки для использования на занятиях:
- Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» - http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html (компьютерные игры по созданию собственной фирмы и развитие и отработка навыка предпринимательства).
- Сайт «Основы экономики» - http://basic.economicus.ru (учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты; большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся).
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картин
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- документ-камера;
Оборудование класса:
- ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- компьютерный стол.