Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность для учащихся третьих классов»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экономика

Класс: 3

Ключевые слова: финансовая грамотность


1. Пояснительная записка

Нормативные документы

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);

1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009г. No373 с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.)

2

План внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего образования

3

Положение об организации внеурочной деятельности учащихся в классах, работающих в условиях ФГОС МБОУ СОШ № 6

4

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020г. №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)

Программа разработана на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой «Финансовая грамотность».

"Финансовая грамотность" - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходим данный курс.

Актуальность

Актуальность данной программы продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой стороны - легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по вопросам собственной ответственности за принятие решений. Таким образом, финансовая грамотность населения как набор специальных компетенций для анализа услуг финансового рынка и использования финансовых инструментов сегодня становится необходимым условием для успешного решения государством социально-экономических задач.

Цель реализации рабочей программы курса «Финансовая грамотность» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у обучающихся; повышение финансовой грамотности школьников.

Задачи:

  • развить экономический образ мышления;
  • воспитать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье;
  • формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

2. Описание места курса внеурочной деятельности

На изучение курса по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность для учащихся третьих классов» в 3 классе отводится 1 час в неделю (всего 34 часа в год).

Основные формы и методы работы

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных (игровых и реальных) экономических ситуациях, умение находить выходы из конфликтных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
  • понимание, что ребенок - это член семьи, общества и государства;
  • развитие самостоятельности и осознание ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

  • составлять простые планы;
  • проявлять инициативу;
  • оценивать правильность выполнения действий;
  • правильно воспринимать предложения друзей, знакомых, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся научится:

  • решению проблем творческого и поискового характера;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
  • овладеет базовыми предметными и метапредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

  • составлять текст;
  • вести диалог;
  • излагать свое мнение;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

  • понимать экономические термины;
  • иметь представление о роли денег в семье и обществе;
  • знать источники доходов и расходов семьи;
  • уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • проводить элементарные финансовые расчеты.

Требования к результатам освоения обучающимися 3 класса

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Включают:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Включают:

  • освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (далее УУД)
    регулятивные,
    познавательные,
    коммуникативные;
  • способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • построение индивидуальной образовательной траектории.

4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

В соответствии с учебным планом дополнительного образования образовательного учреждения в 2022-2023 учебном году на реализацию курса «Основы финансовой грамотности» отведено 34 часа за год из расчета 1 час в неделю.

Первая тема «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которойребятам впервые предлагается сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег - товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.

Курс продолжается темой «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.

Следующая тема программы - «Какие деньги были раньше в России» - формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.

Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

Следующая тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Далее изучается тема «На что тратятся деньги». Люди постоянно тратятденьги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.

В теме «Как умно управлять своими деньгами» даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

5. Тематическое планирование

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Обмен и деньги

Что такое деньги и откуда они взялись

2

2

4

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

2

2

4

Какие деньги были раньше в России.

2

2

4

Современные деньги России и других стран.

2

2

4

Семейный бюджет

Откуда в семье деньги

2,5

2,5

5

На что тратятся деньги.

2

2

4

Как умно управлять своими деньгами.

2

2

4

Как делать сбережения.

1,5

1,5

3

Повторение изученного по теме «Обмен и деньги»

1

1

2

6. Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела, темы уроков

Кол-во часов

Дата
планируемая

Дата фактическая

Обмен и деньги

1-4

Что такое деньги и откуда они взялись

4

01.09
08.09
15.09
22.09

5-8

9-12

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Какие деньги были раньше в России.

4

4

29.09
06.10
13.10
20.10
03.11
10.11
17.11
24.11

13-16

Современные деньги России и других стран.

4

1.12
8.12
15.12
22.12

17-21

Откуда в семье деньги

5

12.01
19.01
26.01
02.02
09.02

22-25

На что тратятся деньги.

4

16.02
02.03
09.03
16.03

26-29

Как умно управлять своими деньгами.

4

30.03
06.04
13.04
20.04

30-32

Как делать сбережения.

3

27.04
04.05
11.05
18.05

33-34

Повторение изученного по теме «Обмен и деньги»

2

25.05

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

  • Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1. - Москва ВИТА, 2015.
  • Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2. - Москва ВИТА, 2015.
  • Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя. - Москва ВИТА, 2015.

Полезные ссылки для использования на занятиях:

  • Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» - http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html (компьютерные игры по созданию собственной фирмы и развитие и отработка навыка предпринимательства).
  • Сайт «Основы экономики» - http://basic.economicus.ru (учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты; большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся).

Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картин
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • документ-камера;

Оборудование класса:

  • ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • компьютерный стол.