Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности для формирования функциональной финансовой грамотности у дошкольников

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками

Класс: д/с


В настоящее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения.

«Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Леонтьев Алексей Алексеевич, советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук дал определение: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

На начальном этапе обучения главное - развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Все эти особенности имеют место в квест-технологиях образовательной деятельности детей, которые только еще начинает использоваться педагогами. Идея квеста идеально подходит для ДОУ.

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт. Дети сталкиваются с различными проблемами, придумывают, как с ними справиться, и в конце игры получают определенный результат. Это, несомненно, творческий акт, осуществляемый в процессе игровой деятельности. Квесты являются современной эффективной образовательной формой деятельности детей дошкольного возраста. Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.

Рассмотрим примеры квестов, которые я использую для работы с дошкольниками. Особенный интерес у наших воспитанников вызывают тематические квесты.

Квест-игра ««Безопасное детство»

Цель: актуализация знаний и отработка практических навыков поведения дошкольников в усложненных жизненных ситуациях.

Задачи:

  • Формирование и развитие у детей дошкольного возраста азов экологической культуры, понятия о здоровом образе жизни, знаний, как избегать контактов с опасными предметами или, при неизбежности, осторожно обращаться с ними, правильного поведения на улице и в транспорте.
  • Привитие дошкольникам твердости и уверенности в своих действиях и поступках, связанных с мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
  • Совершенствование у детей средних и старших групп теоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
  • Воспитание у детей чувства товарищества и взаимопомощи в усложненных жизненных ситуациях.

Квест-игра «День космовнатики»

Цель:

  • Дать детям представление о космосе и космонавтах.
  • Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую монологическую речь детей.
  • Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них, развивать познавательные интересы у детей.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес и познавательную активность обучающихся.
  • Развивать организаторские и коммуникационные навыки, сплочение коллектива.
  • Формировать личностное отношение детей к экологическим проблемам, воспитывать бережное, гуманное отношение к природе.
  • Расширять кругозор обучающихся, развивать их творческие способности.

Квест-игра «Зарница»

Цель: развитие патриотизма у дошкольников через включение их в игровую деятельность, и привлечение к занятиям спортом на свежем воздухе.

Задачи:

  • воспитание чувства гордости и любви к своей Родине;
  • привитие уважения к героическому прошлому своего народа;
  • развитие самостоятельности, чувства взаимовыручки и ответственности за себя и за свою команду.

Квест-игра «Краски сказочного лета»

Цель: Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике Дне защиты детей.

Задачи: Формировать двигательную активность детей - развивать быстроту, ловкость, умение работать в команде.

Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО, так как способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-деятельность может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий проведения квест-игры.

Для достижения результатов своей деятельности педагог должен уметь реализовывать свой творческий потенциал, и при этом он должен быть профессионально подкован. надо помнить, что формирование личности воспитанника и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Научиться действовать дети могут только в процессе самого действия, а каждодневная работа воспитателя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность воспитанников, соответствующую их возрастной ступени.

Таким образом, использование квест-технологии, прямо или косвенно ведет к формированию основ функциональной грамотности будущего школьника. В целом, ребенок наделен высоким умственным потенциалом, но реализуются ли эти потенции в дальнейшей жизни - будет зависеть от условий воспитания и обучения.

    Литература
    1. Горлова Н.А. Современные дошкольники: какие они? / Н.А.Горлова Обруч. - 2019. № 1. С. 3-6.
    2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, С.44.
    3. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с.
    4. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
    5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С.Полат - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
    6. Степанова С. И. «Функциональная грамотность в ДОУ».