Технология «Кроссенс» как метод развития речи у детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия, Конкурс «Использование кроссвордов в учебном процессе»


В настоящее время неотъемлемой частью педагогической деятельности является умение творчески решать возникающие повседневные задачи. Инновационное образование актуализирует запрос на раскрытие творческого потенциала каждого педагога. Креативность, мобильность, инициативность требуются от каждого.

Практически ни один человек не может жить без окружающего его социума. Каждый день нам приходится общаться с десятками людей, и чтобы нас понимали и слушали, нужно обладать грамотной и четкой речью, однако есть люди, у которых речь нарушена, и её исправлением и занимается логопед.

В современных дошкольных учреждениях с детьми работают не только воспитатели, но и педагоги различных специальностей. Одним из специалистов является учитель-логопед. Часто родители считают, что логопед работает только с детьми, которые не произносят или произносит неправильно отдельные звуки. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия. Главной целью коррекционной работы проводимой логопедами является развитие речи ребёнка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха, накопление и активация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа , и, конечно, коррекция произношения.

А как развивать речь ребёнка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Ответ один использовать инновационные педагогические технологии.

Предлагаем рассмотреть развивающий метод «Кроссенс», который можно назвать головоломкой нового поколения, соединяющей в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

Этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Данный метод, впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».

Технология «Кроссенс» позволяет:

  • упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
  • развивать зрительное восприятие;
  • учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
  • развивать логику;
  • развивать образное мышление;
  • учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
  • учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
  • учить определять в речи предложно-падежные конструкции;
  • учить детей связно мыслить, составлять рассказы;
  • развивать смекалку, тренировать внимание.

Чем отличается кроссенс от кроссворда? В кроссворде все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками.

Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы.

Наша задача - объяснить кроссенс, составить рассказ - ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития речи, логического и творческого мышления.

Существует три способа решения кроссенса.

Первый способ - это чтение кроссенса слева направо, двигаясь только вперёд по часовой стрелке и заканчивая на центральном квадрате.

Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

Во втором варианте центральное изображение со всеми картинками.

В третьем случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Дошкольникам старшей группы 5-6 лет, осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам. Поэтому, основываясь на идее метода, можно предложить детям для разгадывания кроссенса с полем из двух, а затем - из четырёх квадратиков. Сути метода и его педагогическое значение это не меняет.

Такого рода игры - хороший способ тренировки памяти. И когда хочется понять, на каком уровне находится ребёнок, это задание помогает быстро выяснить, каков его словарный запас, как он умеет строить фразы, способен ли фантазировать.

Использование данной технологии вызывает интерес не только у педагогов и детей, но и у родителей воспитанников, которые помогают логопеду создать кроссенсы, делая это вместе со своими детьми. Данная работа показывает, что использовать интернет возможно не только для скачивания игр и просмотра мультфильмов, но и для создания интересных загадок, головоломок, ребусов, размещённых в таблицах, которые будут использоваться при проведении НОД. Родители становятся участниками проведения НОД, что в значительной мере повышает их родительскую компетентность и умение заниматься со своими детьми продуктивной деятельностью. Родители больше уделяют времени и внимания своему ребёнку. Их общение становится продуктивным, интересным, развивающим, творческим. Родители также могут увидеть трудности ребёнка в обучении, понять причины, помочь педагогу в своевременном их устранении.

Рассмотрим алгоритм создания кроссенса:

  • необходимо определить тематику, общую идею;
  • подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее;
  • найти связи между элементами, определить последовательность;
  • сконцентрировать смысл в одном элементе(центр);
  • подобрать картинки, иллюстрирующие элементы;

При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие параметры:

  • Конкретность образов - чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов;
  • Всеобщность - чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;
  • Полнота решения - все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;
  • Краткость - нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий ассоциативный ряд;

Таким образом, «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей...

Использование данной технологии дополняет привычные педагогические, коррекционные методы и технологии, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, педагога и родителей; тем самым ускоряет процесс работы над речью, процесс творческого роста.

Задумка, замысел, осмысление и решение любого кроссенса развивает и совершенствует креативные качества педагога, воспитанника и родителя, приводит участников педагогического процесса к плодотворному общению, взаимопониманию и сотрудничеству. Мы становимся творцами, авторами.

Всё это способствует оптимизации логопедического взаимодействия, превращает занятия с детьми из трудного в интересное и полезное, способствует развитию умственных и речевых способностей дошкольников.

Список литературы

  1. Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г., Современные педагогические технологии в ДОУ, - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012г.
  2. Гомзяк О.С. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма «Я буду писать правильно» Приложение к учебно-методическому комплекту «Говорим правильно. Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» ООО «Издательство Гном» 2014
  3. Киселева Л.С., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003.
  4. Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7 лет. «Детство-пресс» Санкт-Петербург 2015.
  5. Нищева Н.В., Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду, - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013.
  6. Сыпченко Е.А., Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013г.