Конспект урока "Сложение и вычитание трехзначных чисел"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: математика, сложение и вычитание чисел, Сложение и вычитание многозначных чисел


Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

Метапредметные:

  • Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
  • Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
  • Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель
  • использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
  • Тренировать умение применять алгоритм выполнения домашнего задания и самооценки этого умения на основе применения эталона.
  • Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.

Предметные:

  • Сформировать умение складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд, записывать операции сложения и вычитания без перехода через разряд столбиком.
  • Тренировать умения анализировать и решать задачи на нахождение части, решать уравнения.

На уроке 26 рассматриваются простейшие случаи сложения и вычитания трехзначных чисел. Учащиеся выводят правила:

  • При сложении трехзначных чисел единицы складываются с единицами, десятки - с десятками, а сотни - с сотнями.
  • При вычитании трехзначных чисел единицы вычитаются из единиц, десятки - из десятков, а сотни - из сотен.

После этого они «придумывают» запись сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик. Особое внимание обращается на правильную запись в столбик компонентов сложения и вычитания.

На уроке тренируются умение выполнять следующие виды математических действий:

  • исследовать ситуации, требующие перехода к счету сотнями;
  • образовывать, называть, записывать число 100;
  • строить графические модели круглых сотен, называть их, записывать, складывать и вычитать;
  • измерять длину в метрах, выражать ее в дециметрах, в сантиметрах, сравнивать, складывать и вычитать;
  • устанавливать соотношения между единицами измерения длины, преобразовывать их;
  • сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в метрах, дециметрах и сантиметрах и дециметрах, выявлять аналогию между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер;
  • строить графические модели чисел, выраженных в сотнях, десятках и единицах, называть их, записывать;
  • сравнивать трехзначные числа;
  • выполнять задания поискового и творческого характера;
  • осуществлять перебор вариантов с помощью некоторого правила;
  • строить графические модели чисел, выраженных в сотнях, десятках и единицах, называть их, записывать, представлять в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать, упорядочивать, складывать и вычитать;
  • записывать способы действий с трехзначными числами с помощью алгоритмов, использовать алгоритмы для вычислений, обоснования правильности своих действий, пошагового самоконтроля;
  • решать простые и составные задачи (2−3 действия), сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различие;
  • решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым, комментировать решение, называя компоненты действий;
  • исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений;
  • обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу;
  • устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность.

Основные структурные элементы урока:

  1. Новое знание: правила сложения и вычитание трехзначных чисел.
  2. Пробное действие: выполни действие: 261 + 124 и 372 − 162.
  3. Фиксация затруднения: «Я пока не смог выполнить сложение и вычитание трехзначных чисел». «Я пока не могу обосновать верность, полученных ответов».
  4. Фиксация причины затруднения: «Я пока не знаю способа сложения и вычитания трехзначных чисел».
  5. Цель деятельности учащихся: «Узнать способ сложения и вычитания трехзначных чисел».
  6. Демонстрационный материал:
    1. Д−26.1 Эталон сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик.
    2. Д−26.2 Алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел в столбик (из урока 2-1-5), который достраивается еще одним шагом.
    3. Д−26.3 Алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел.
    4. Д−26.4 Подробный образец выполнения задания в парах.
    5. Д−26.5 Подробный образец выполнения СР.
  7. Презентация.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята.

- Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей.

- Садитесь.

Все считайте и пишите,
При решении - не спешите.
Математика нас ждет.
И к успеху приведет.

- Чтобы прийти к успеху, как нам надо работать? (Считать, писать, при решении не спешить и т.д.)

- Сегодня вы продолжите путешествовать по миру трёхзначных чисел.

- Что вы умеете делать с трёхзначными числами? (Читать, записывать, строить графическую модель, представлять их в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать.)

- Ой, как много вы умеете выполнять разных операций с трехзначными числами!

- Можете ли вы назвать себя знатоками трёхзначных чисел?(нет)

- А какие операции мы не умеем выполнять с трехзначными числами?
(Не умеем складывать и вычитать трёхзначные числа…)

- Так вот, этот торжественный момент настал.

- Это новый для вас материал. С какого этапа мы начинаем урок открытия новых знаний?(повторение необходимых знаний)

- Мы будем все повторять? (нет, только то, что пригодиться при построении нового.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

На доске вывешены пронумерованные эталоны: сложение и вычитание двузначных чисел по общему правилу и в столбик.

- Откройте рабочие тетради на стр. 46, № 1.

- Прочитайте, что вы должны сделать? Мария, читай.

(Надо найти сумму и разность двузначных чисел двумя способами: по общему правилу и в столбик.)

− Какие эталоны вам будут необходимы?

(эталоны сложения и вычитания двузначных чисел)

Учащиеся работают самостоятельно, проверка проводится фронтально.

- Давид, как ты складывал числа по общему правилу. (к десяткам прибавил десятки и к единицам единицы)

- Кира, как ты вычитала эти же числа?

- Молодец, скажи ответ.

- Как вы записали сумму чисел 56 и 42 в столбик?

- Как вы записали разность чисел 56 и 42 в столбик?

- Что я выбрала для повторения? (Способ сложения и вычитания двузначных чисел в столбик и по общему правилу.)

- Какой случай сложения и вычитания двузначных чисел в столбик вы повторили? (Когда нет перехода через разряд.)

− Выполните пробное задание № 2 (а). Работа в РТ.

- Чем они похожи? Чем они отличаются?

- Что нового в этих примерах? (Мы выполняли действия с двузначными числами, а теперь надо выполнить действия с трехзначными числами.)

- Вам надо записать примеры столбиком и решить их, но с условием: пользоваться можно только эталоном сложения и вычитания двузначных чисел.

Дети, приступив к выполнению задания, должны остановиться на действии с разрядом сотен, что будет свидетельствовать о наличии у них способности видеть недостаточность эталона и шагов алгоритма.

- Ребята, кто не выполнил до конца это задание?

- Почему? (Мы не смогли решить примеры полностью, пользуясь эталоном сложения и вычитания двузначных чисел.)

- А кто справился с заданием?

- А каким эталоном вы пользовались?( У нас нет эталона для сложения и вычитания трехзначных чисел и алгоритма)

- Вы не можете доказать, что правильно решили!

- Почему?

- Что нам нужно сделать ? (Остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)

3. Выявление причины затруднения

- Какое задание вы должны были выполнить? (Записать примеры столбиком и решить их, пользуясь алгоритмом сложения и вычитания двузначных чисел.)

- Почему же вы не смогли решить примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел полностью? (Алгоритма сложения и вычитания двузначных чисел недостаточно для сложения и вычитания трёхзначных чисел; нет способа сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик.)

4. Проблемное объяснение нового знания

- Какова же цель вашей дальнейшей работы? (Узнать способ сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик.)

- Сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание трёхзначных чисел.)

- Повторите ещё раз, каким алгоритмом вы воспользовались при решении? (Алгоритмом сложения и вычитания двузначных чисел.)

- Подходит он нам для решения этих примеров? (нет)

- Попробуем дополнить этот эталон для сложения и вычитания трехзначных чисел. Решать поставленную цель вы будете в группах.

- Выполните № 2 (б) (РТ), стр. 46.

Раздать каждой группе по одному листу А4 с эталоном сложения двузначных чисел.

- Посмотрим, что у вас получилось.

- Выберите представителя от группы, который расскажет о результатах вашей работы.

- Графически как вы сложили ?

- А как вы сложили в столбик?

- Как изменился наш эталон? Какое дополнение вы внесли в известный эталон? (Добавили сложение и вычитание единиц разряда сотен.)

Представитель одной из групп объясняет свой вариант эталона.

Дети у доски дочерчивают клетку для единиц разряда сотен.

- Молодцы, вы самостоятельно вывели эталон для сложения и вычитания трехзначных чисел.

- Эталон приобретает вот такой вид:

На доске рядом с эталоном алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел (из урока 2-1-5) (Д−26.2):

- Ребята, если вы внесли изменения в эталон для сложения и вычитания двузначных чисел, какой шаг следует добавить в алгоритм.
(Пишем единицы под единицами, десятки - под десятками, сотни - под сотнями. Складываем единицы, результат пишем под единицами. Складываем десятки, результат пишем под десятками. А вот следующий шаг необходимо добавить: складываем сотни, результат пишем под сотнями. Называем ответ. С вычитанием так же.)

- Нина , добавь этот шаг в алгоритм.

Учитель по ходу ответа добавляет шаг в алгоритм. В итоге он приобретает такой вид (Д−26.3):

- Ребята, перед нами стояла цель, мы достигли ее?

- Проверьте себя по учебнику. Откройте его на стр. 50. Прочитайте правило в рамке.

(При сложении единицы складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями. При вычитании единицы вычитаются из единиц, десятки из десятков, сотни из сотен.)

- После открытия нового знания, что нужно сделать? (нужно потренироваться в применении нового знания.)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Выполните на стр.50, задание №3(а).

Задание выполняется у доски с проговариванием.

Двое ребят работают у доски, остальные в тетрадях.

- Отложите учебники.

- Теперь поработаем в парах.

Выполните действия в РТ с.46, №3 (1,2)

- А теперь проверим по образцу.

- Кто решил примеры правильно? Поставьте «плюсик».

- Кто допустил ошибки? Ставьте знак «вопроса».

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу

- Оставшиеся примеры выполните самостоятельно!

- Проверьте.

Открыть на доске подробный образец для самопроверки (Д−26.5, слайд 4):

- Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».

- Кто допустил ошибки? Поставьте знак «?»

- В чем твоя ошибка?

(Вычислительные ошибки при сложении (вычитании) в пределах 10, …)

7. Включение в систему знаний и повторение

- Как вы думаете, где вам пригодится знание способа сложения и вычитания трёхзначных чисел? (При решении задач, уравнений, …)

- Сейчас отдохнем и попробуем применить новые знания при решении задачи.

Физминутка

Утром рано мы встаем,
Песню бодрую поем,
Сделав быструю зарядку
В школу с радостью идем.
Город в окруженье гор
Как люблю я наш простор!
Мы по улицам пройдем,
В родную школу попадем.

- О какой школе говорится в этой физминутке?

- Школа наша новая, просторная, светлая, учатся в ней самые талантливые дети. Решим задачу о школе.

Найдите на стр. 51 номер 5.

- Читаем задачу. Все поставили пальчик, мы следим, а Давид читает.

- О ком в ней говорится в задаче?

- Что известно в этой задаче?( маль-248, д-211 уч.)

- Заполним схему.

- Что нужно узнать? Прочитайте вопрос.

- Так что нужно найти? (целое)

- Вспомним правило, как найти целое?

- Как вам удобно записать это действие?( в столбик)

- Мы ответили на все вопросы задачи?

Прочитайте второй вопрос.

Как оформим вопрос на схеме?

- Как ответить на этот вопрос, какое правило нам поможет ответить на этот вопрос?

- У нас два вопроса в задаче, значит, ответ состоит из двух частей.

Один у доски, остальные - в тетрадях.

- Вот вы и убедились в том, что знание нового способа пригодится вам для выполнения многих заданий.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Подведём итог. Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить способ сложения и вычитания трёхзначных чисел.)

- Достигли цели? (Мы узнали способ сложения и вычитания трехзначных чисел)

- Какой новый способ узнали ( сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик)

- Как складывают и вычитают трёхзначные числа в столбик? (…)

- Что помогло вам так легко построить новый способ и понять его? (Мы опирались на известный способ сложения и вычитания двузначных чисел.)

- А сейчас оцените свою работу. Для этого я приготовила листья. А почему я выбрала именно листья?

(Дети оценивают свою работу)

- Можете ли вы теперь назвать себя знатоками трёхзначных чисел? (…)

- Хорошо, я думаю, что мы это выясним на последующих уроках?

А пока вам нужно отработать новый способ дома, повторив алгоритм.

Домашнее задание: правило, № 4 (У), стр. 50

На этом наш урок окончен, спасибо за внимание!