Тип урока: ОНЗ.
Основные цели:
Метапредметные:
- Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
- Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
- Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель
- использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
- Тренировать умение применять алгоритм выполнения домашнего задания и самооценки этого умения на основе применения эталона.
- Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.
Предметные:
- Сформировать умение складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд, записывать операции сложения и вычитания без перехода через разряд столбиком.
- Тренировать умения анализировать и решать задачи на нахождение части, решать уравнения.
На уроке 26 рассматриваются простейшие случаи сложения и вычитания трехзначных чисел. Учащиеся выводят правила:
- При сложении трехзначных чисел единицы складываются с единицами, десятки - с десятками, а сотни - с сотнями.
- При вычитании трехзначных чисел единицы вычитаются из единиц, десятки - из десятков, а сотни - из сотен.
После этого они «придумывают» запись сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик. Особое внимание обращается на правильную запись в столбик компонентов сложения и вычитания.
На уроке тренируются умение выполнять следующие виды математических действий:
- исследовать ситуации, требующие перехода к счету сотнями;
- образовывать, называть, записывать число 100;
- строить графические модели круглых сотен, называть их, записывать, складывать и вычитать;
- измерять длину в метрах, выражать ее в дециметрах, в сантиметрах, сравнивать, складывать и вычитать;
- устанавливать соотношения между единицами измерения длины, преобразовывать их;
- сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в метрах, дециметрах и сантиметрах и дециметрах, выявлять аналогию между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер;
- строить графические модели чисел, выраженных в сотнях, десятках и единицах, называть их, записывать;
- сравнивать трехзначные числа;
- выполнять задания поискового и творческого характера;
- осуществлять перебор вариантов с помощью некоторого правила;
- строить графические модели чисел, выраженных в сотнях, десятках и единицах, называть их, записывать, представлять в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать, упорядочивать, складывать и вычитать;
- записывать способы действий с трехзначными числами с помощью алгоритмов, использовать алгоритмы для вычислений, обоснования правильности своих действий, пошагового самоконтроля;
- решать простые и составные задачи (2−3 действия), сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различие;
- решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым, комментировать решение, называя компоненты действий;
- исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений;
- обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу;
- устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность.
Основные структурные элементы урока:
- Новое знание: правила сложения и вычитание трехзначных чисел.
- Пробное действие: выполни действие: 261 + 124 и 372 − 162.
- Фиксация затруднения: «Я пока не смог выполнить сложение и вычитание трехзначных чисел». «Я пока не могу обосновать верность, полученных ответов».
- Фиксация причины затруднения: «Я пока не знаю способа сложения и вычитания трехзначных чисел».
- Цель деятельности учащихся: «Узнать способ сложения и вычитания трехзначных чисел».
-
Демонстрационный материал:
- Д−26.1 Эталон сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик.
- Д−26.2 Алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел в столбик (из урока 2-1-5), который достраивается еще одним шагом.
- Д−26.3 Алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел.
- Д−26.4 Подробный образец выполнения задания в парах.
- Д−26.5 Подробный образец выполнения СР.
- Презентация.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята.
- Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей.
- Садитесь.
Все считайте и пишите,
При решении - не спешите.
Математика нас ждет.
И к успеху приведет.
- Чтобы прийти к успеху, как нам надо работать? (Считать, писать, при решении не спешить и т.д.)
- Сегодня вы продолжите путешествовать по миру трёхзначных чисел.
- Что вы умеете делать с трёхзначными числами? (Читать, записывать, строить графическую модель, представлять их в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать.)
- Ой, как много вы умеете выполнять разных операций с трехзначными числами!
- Можете ли вы назвать себя знатоками трёхзначных чисел?(нет)
- А какие операции мы не умеем выполнять с трехзначными числами?
(Не умеем складывать и вычитать трёхзначные числа…)
- Так вот, этот торжественный момент настал.
- Это новый для вас материал. С какого этапа мы начинаем урок открытия новых знаний?(повторение необходимых знаний)
- Мы будем все повторять? (нет, только то, что пригодиться при построении нового.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
На доске вывешены пронумерованные эталоны: сложение и вычитание двузначных чисел по общему правилу и в столбик.
- Откройте рабочие тетради на стр. 46, № 1.
- Прочитайте, что вы должны сделать? Мария, читай.
(Надо найти сумму и разность двузначных чисел двумя способами: по общему правилу и в столбик.)
− Какие эталоны вам будут необходимы?
(эталоны сложения и вычитания двузначных чисел)
Учащиеся работают самостоятельно, проверка проводится фронтально.
- Давид, как ты складывал числа по общему правилу. (к десяткам прибавил десятки и к единицам единицы)
- Кира, как ты вычитала эти же числа?
- Молодец, скажи ответ.
- Как вы записали сумму чисел 56 и 42 в столбик?
- Как вы записали разность чисел 56 и 42 в столбик?
- Что я выбрала для повторения? (Способ сложения и вычитания двузначных чисел в столбик и по общему правилу.)
- Какой случай сложения и вычитания двузначных чисел в столбик вы повторили? (Когда нет перехода через разряд.)
− Выполните пробное задание № 2 (а). Работа в РТ.
- Чем они похожи? Чем они отличаются?
- Что нового в этих примерах? (Мы выполняли действия с двузначными числами, а теперь надо выполнить действия с трехзначными числами.)
- Вам надо записать примеры столбиком и решить их, но с условием: пользоваться можно только эталоном сложения и вычитания двузначных чисел.
Дети, приступив к выполнению задания, должны остановиться на действии с разрядом сотен, что будет свидетельствовать о наличии у них способности видеть недостаточность эталона и шагов алгоритма.
- Ребята, кто не выполнил до конца это задание?
- Почему? (Мы не смогли решить примеры полностью, пользуясь эталоном сложения и вычитания двузначных чисел.)
- А кто справился с заданием?
- А каким эталоном вы пользовались?( У нас нет эталона для сложения и вычитания трехзначных чисел и алгоритма)
- Вы не можете доказать, что правильно решили!
- Почему?
- Что нам нужно сделать ? (Остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)
3. Выявление причины затруднения
- Какое задание вы должны были выполнить? (Записать примеры столбиком и решить их, пользуясь алгоритмом сложения и вычитания двузначных чисел.)
- Почему же вы не смогли решить примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел полностью? (Алгоритма сложения и вычитания двузначных чисел недостаточно для сложения и вычитания трёхзначных чисел; нет способа сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик.)
4. Проблемное объяснение нового знания
- Какова же цель вашей дальнейшей работы? (Узнать способ сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик.)
- Сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание трёхзначных чисел.)
- Повторите ещё раз, каким алгоритмом вы воспользовались при решении? (Алгоритмом сложения и вычитания двузначных чисел.)
- Подходит он нам для решения этих примеров? (нет)
- Попробуем дополнить этот эталон для сложения и вычитания трехзначных чисел. Решать поставленную цель вы будете в группах.
- Выполните № 2 (б) (РТ), стр. 46.
Раздать каждой группе по одному листу А4 с эталоном сложения двузначных чисел.
- Посмотрим, что у вас получилось.
- Выберите представителя от группы, который расскажет о результатах вашей работы.
- Графически как вы сложили ?
- А как вы сложили в столбик?
- Как изменился наш эталон? Какое дополнение вы внесли в известный эталон? (Добавили сложение и вычитание единиц разряда сотен.)
Представитель одной из групп объясняет свой вариант эталона.
Дети у доски дочерчивают клетку для единиц разряда сотен.
- Молодцы, вы самостоятельно вывели эталон для сложения и вычитания трехзначных чисел.
- Эталон приобретает вот такой вид:
На доске рядом с эталоном алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел (из урока 2-1-5) (Д−26.2):
- Ребята, если вы внесли изменения в эталон для сложения и вычитания двузначных чисел, какой шаг следует добавить в алгоритм.
(Пишем единицы под единицами, десятки - под десятками, сотни - под сотнями. Складываем единицы, результат пишем под единицами. Складываем десятки, результат пишем под десятками. А вот следующий шаг необходимо добавить: складываем сотни, результат пишем под сотнями. Называем ответ. С вычитанием так же.)
- Нина , добавь этот шаг в алгоритм.
Учитель по ходу ответа добавляет шаг в алгоритм. В итоге он приобретает такой вид (Д−26.3):
- Ребята, перед нами стояла цель, мы достигли ее?
- Проверьте себя по учебнику. Откройте его на стр. 50. Прочитайте правило в рамке.
(При сложении единицы складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями. При вычитании единицы вычитаются из единиц, десятки из десятков, сотни из сотен.)
- После открытия нового знания, что нужно сделать? (нужно потренироваться в применении нового знания.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Выполните на стр.50, задание №3(а).
Задание выполняется у доски с проговариванием.
Двое ребят работают у доски, остальные в тетрадях.
- Отложите учебники.
- Теперь поработаем в парах.
Выполните действия в РТ с.46, №3 (1,2)
- А теперь проверим по образцу.
- Кто решил примеры правильно? Поставьте «плюсик».
- Кто допустил ошибки? Ставьте знак «вопроса».
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу
- Оставшиеся примеры выполните самостоятельно!
- Проверьте.
Открыть на доске подробный образец для самопроверки (Д−26.5, слайд 4):
- Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».
- Кто допустил ошибки? Поставьте знак «?»
- В чем твоя ошибка?
(Вычислительные ошибки при сложении (вычитании) в пределах 10, …)
7. Включение в систему знаний и повторение
- Как вы думаете, где вам пригодится знание способа сложения и вычитания трёхзначных чисел? (При решении задач, уравнений, …)
- Сейчас отдохнем и попробуем применить новые знания при решении задачи.
Физминутка
Утром рано мы встаем,
Песню бодрую поем,
Сделав быструю зарядку
В школу с радостью идем.
Город в окруженье гор
Как люблю я наш простор!
Мы по улицам пройдем,
В родную школу попадем.
- О какой школе говорится в этой физминутке?
- Школа наша новая, просторная, светлая, учатся в ней самые талантливые дети. Решим задачу о школе.
Найдите на стр. 51 номер 5.
- Читаем задачу. Все поставили пальчик, мы следим, а Давид читает.
- О ком в ней говорится в задаче?
- Что известно в этой задаче?( маль-248, д-211 уч.)
- Заполним схему.
- Что нужно узнать? Прочитайте вопрос.
- Так что нужно найти? (целое)
- Вспомним правило, как найти целое?
- Как вам удобно записать это действие?( в столбик)
- Мы ответили на все вопросы задачи?
Прочитайте второй вопрос.
Как оформим вопрос на схеме?
- Как ответить на этот вопрос, какое правило нам поможет ответить на этот вопрос?
- У нас два вопроса в задаче, значит, ответ состоит из двух частей.
Один у доски, остальные - в тетрадях.
- Вот вы и убедились в том, что знание нового способа пригодится вам для выполнения многих заданий.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Подведём итог. Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить способ сложения и вычитания трёхзначных чисел.)
- Достигли цели? (Мы узнали способ сложения и вычитания трехзначных чисел)
- Какой новый способ узнали ( сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик)
- Как складывают и вычитают трёхзначные числа в столбик? (…)
- Что помогло вам так легко построить новый способ и понять его? (Мы опирались на известный способ сложения и вычитания двузначных чисел.)
- А сейчас оцените свою работу. Для этого я приготовила листья. А почему я выбрала именно листья?
(Дети оценивают свою работу)
- Можете ли вы теперь назвать себя знатоками трёхзначных чисел? (…)
- Хорошо, я думаю, что мы это выясним на последующих уроках?
А пока вам нужно отработать новый способ дома, повторив алгоритм.
Домашнее задание: правило, № 4 (У), стр. 50
На этом наш урок окончен, спасибо за внимание!