Познавательная ценность предмета «русский язык» очень велика. Анализ языковых явлений, выявление их определяющих признаков, осознание учащимися принципов устройства языка как системы, в которой все единицы и уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, определяет развитие индивидуальных способностей школьника, его логического мышления, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.
Современная методика преподавания русского языка в соответствии с новыми ФГОС соотносится с понятием «компетентно-деятельностный подход к обучению», который предполагает, что на уроке ученик получит не только и не столько определённую сумму знаний, сколько опыт познавательной, регулятивной, коммуникативной деятельности. Пристальное внимание также обращено на развитие личности ребёнка в процессе обучения.
Остановимся более подробно на формировании познавательных УУД.
В Программе ФГОС ООО обозначено, что в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
- практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций;
- развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
Познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка формируются через такие виды работ, в которых ученикам приходится выявлять логическую структуру изучаемого понятия, сопоставлять внешне сходные явления и на основе этого устанавливать их сущностные признаки, дифференцировать смешиваемые понятия.
Рассмотрим систему работы, направленную на формирование познавательных УУД при изучении темы «Главные члены предложения».
В определениях понятий «подлежащее» и «сказуемое» родовым признаком является их функция главных членов предложения. Учащиеся устанавливают назначение этого признака - грамматическая основа предложения, поэтому главные члены предложения отличаются по своей роли от второстепенных. Такие признаки подлежащего и сказуемого как их грамматическая семантика, взаимозависимость, способы выражения отмечаются как конкретизирующие общий родовой признак.
Дальнейшее углубление знаний учащихся и формирование познавательных УУД предполагает выявление новых признаков изучаемой единицы, не включённых в состав определения. Это осуществляется через анализ, сравнение, сопоставление близких или внешне сходных единиц.
Последовательная работа над понятием «Подлежащее» предполагает его сопоставление с внешне сходным прямым дополнением. Для анализа предлагаются предложения, содержащие данные конкурирующие члены.
- До поздней осени цветут в садах белыми и розовыми шапками флоксы.
- Ураган с корнем вырвал могучий дуб.
- Брат увлеченно читал журнал.
- Заблудившаяся лодка нашла пристань.
В процессе выполнения заданий школьники получают опыт познавательной деятельности путём составления алгоритма рассуждения. Для выяснения последовательности умственных действий учащимся целесообразно задавать вопросы:
- С чего следует начинать поиск подлежащего в предложении?
- Как поступить в том случае, если в предложении имеется два слова, отвечающих на вопрос «что?»
- По каким признакам вы находите подлежащее?
На основе этих вопросов складывается следующая структура рассуждения.
- Выделить грамматическую основу предложения.
- При наличии сходных существительных, отвечающих на вопрос «что?», установить, какое из них поясняется сказуемым и связано с ним по смыслу вопроса «что делает?»
- Заменить зависимое существительное 2 или 3 склонения существительным 1 склонения.
- Назвать подлежащее.
Помочь овладению логической структурой понятия призваны учебно-языковые задачи на выяснение того, пропуск какой мыслительной операции привёл к ошибке в анализе, значимость какого умственного действия недооценил ученик, каким должен быть объём познавательной структуры при решении данной задачи, на какой мыслительной операции следует остановиться, анализируя данную языковую единицу.
Такие учебно-языковые задания могут быть сформулированы следующим образом:
- Объяснить, чем вызвана ошибка ученика, назвавшего подлежащим в предложении «Берег окутал туман» первое слово, выраженное именем существительным.
- Указать, на какой мыслительной операции можно остановиться, анализируя предложение «Новый танец исполнил молодёжный ансамбль».
Освоив систему умственных операций, позволяющих узнать подлежащее, ученик будет подготовлен к анализу и других единиц синтаксиса, приобретёт опыт аналитической работы с лингвистическими понятиями.
Работа над видами сказуемого будет более осмысленной и менее насыщенной фактами запоминания, если школьники уяснят зависимость типов сказуемого от способа выражения в нём лексического и грамматического значения. Дальнейшее разграничение касается глагольного и именного составных сказуемых на основе формы выражения в каждом из них.
Такое сознательное разграничение классифицируемых явлений с учётом признака, который лежит в основании классификации, повышает развивающий потенциал обучения, а также помогает осознать системность языка.
Формированию познавательных УУД при изучении понятия «сказуемое» помогают учебно-языковые задачи на выяснение того, пропуск какой мыслительной операции привёл к ошибке в анализе, каким должен быть алгоритм рассуждения, на какой мыслительной операции следует остановиться.
Такие учебно-языковые задания могут быть сформулированы следующим образом:
- объяснить, чем вызвана ошибка ученика, определившего сказуемое в предложении «Мир кажется мне книгой бесконечной» как простое;
- указать, на какой мыслительной операции нужно остановиться, анализируя предложение «Небо мелкий дождик сеет на зацветшую сирень».
Выполнение подобных упражнений готовит учащихся к овладению логической структурой понятия, а также помогает использовать усвоенную познавательную структуру для самостоятельного изучения нового учебного материала.
Таким образом, учебная деятельность школьника становится двусторонней: решаются не только собственно учебные задачи, но и универсальные. Школьник приобретает опыт познавательной деятельности, который помогает ему работать с целым классом явлений, служит основой становления его системных знаний, формирует умение учиться.
Литература
- Пронина Е.П. Овладение способами логического освоения теоретического материала по русскому языку как одно из условий повышения культуры мышления учащихся // Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка / Сост. А.Д.Дейкина, Л.А.Ходякова. М.: МГПУ, 2003.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). М., 2010.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2013.