Взгляд на современного педагога через призму требований общества

Разделы: Профессия — педагог


Учитель во все времена был уважаемым человеком в обществе. Когда-то он был чуть ли не единственным образованным человеком, особенно на селе, а его эрудиция - основным источником знаний. Сегодня средства массовой информации, особенно сеть Интернет, стали важнейшими источниками информации, что как бы оттеснило учителя, лишив его данного приоритета. А потому ему приходится много работать, чтобы и сегодня быть наиболее информированным, доказывая особую значимость педагога, как для детей, так и для их родителей, доказывая право на уважение и авторитет.

Так какой же он - современный учитель? И какова его роль в нашем обществе? Казалось бы, писать о современном учителе просто: всегда под рукой масса живых примеров, всегда увлекательно заглянуть в сложный механизм педагогического творчества. Но эта лёгкость иллюзорна. Учителю необходимо знать, на какой «рычаг» нажать, чтобы добиться желаемого результата. А успех этого результата зависит от множества факторов - от знания учителем предмета и общей эрудиции, идейной убеждённости и даже человеческого обаяния, другими словами - от личности учителя.

Главная задача сегодняшнего дня - воспитание молодого поколения, а именно: культурного, креативного, мотивированного. Именно педагог принимает в этом процессе активное участие. Для выполнения этой задачи к современному педагогу предъявляются высокие требования, а именно:

  • он должен иметь прекрасное образование,
  • быть эрудированным,
  • быть культурным,
  • постоянно повышать свой профессиональный и интеллектуальный уровень,
  • одновременно обладать высоконравственными качествами: доброжелательностью, честностью, позитивным отношением к жизни, интеллигентностью, чувством искреннего сопереживания,
  • владеть информационно-коммуникационными технологиями не хуже своих учеников.

Только такому педагогу, я бы сказала, учителю нового поколения, по силам выполнить поставленную задачу.

Учитель, на мой взгляд, должен уметь:

  • создавать благоприятную атмосферу на уроке;
  • владеть современными методиками и технологиями;
  • правильно определять позицию ученика на уроке.

Атмосфера общения является ведущей чертой современного урока. Но на таком уроке учитель и ученики должны стать партнёрами. Более того, современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика. Добрые взаимоотношения - единственный канал, по которому от учителя к ученику переходят добрые мысли и добрые чувства.

Оценивая общую культуру различных людей, общество, как правило, учитывает проявляющиеся в жизненной деятельности творческие способности каждого индивида, его эрудицию, понимание произведений искусства, аккуратность, вежливость, самообладание, моральную ответственность, художественный вкус, владение языками. При этом уровень владения родным языком и речевое поведение человека являются одним из важнейших показателей его внешней и внутренней культуры, а запас слов в родном языке, по свидетельству ученых педагогов-исследователей (И.Б.Игнатова, Л.Ф.Свойкина, В.Н.Карпенко), характеризует также уровень развития интеллекта.

Становится очевидным, что указанные качества каждого культурного человека профессионально значимы для любого педагога, хотя они могут непосредственно и не относиться к конкретной его специальности. Очевидно также, что, прежде всего, от уровня общей культуры педагога во многом зависит развиваемый им уровень культуры учащихся.

Говоря о профессионализме преподавателя, необходимо учитывать личностные качества: добросовестность, педагогический талант, артистизм, уважительное отношение к коллегам и студентам, трудолюбие, активность, терпимость к критике, личную дисциплинированность. Роль преподавателя заключается не только в передаче собственных знаний языка, формировании и развитии иноязычных знаний, навыков и умений учащихся, но и в создании благоприятного психологического климата на занятии, атмосферы, способствующей творческому развитию ученика. Никогда нельзя оставлять ребенка наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех. Подготовил самостоятельно теоретический материал - покажи. Нашел другой способ доказательства - поделись, предложил оригинальный метод решения задачи - все улыбки тебе. Таким образом, строится система: значимость - компетентность - добытые знания. И хочется добывать новое как можно чаще.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, мобильные, динамичные, конструктивные специалисты, должны обладать развитым чувством ответственности.

Развитие современных технологий, обеспечивающих доступ к информации, вызвало изменения как в мироощущении, так и в образе жизни нашего общества. В стремлении соответствовать современным требованиям для системы образования на данный момент характерен поиск новых подходов к обучению.

Сейчас наступило время, когда огромные расстояния преодолеваются за несколько часов, когда на другой конец земного шара можно заглянуть, просто включив компьютер и выйдя в интернет. В этом мире без границ люди со всего света могут беспрепятственно общаться между собой. Исторически сложилось, что именно английский стал тем языком, на котором сегодня общаются люди разных национальностей, жители разных стран и континентов. Сегодня вы везде услышите английскую речь, в какой бы точке планеты вы ни оказались. Таким образом, роль учителя иностранных языков возрастает с каждым годом.

Педагог, знающий иностранные языки и культуру других народов, путешествующий, стремящийся к совершенству, ведущий за собой учеников, способен через призму многообразия культур привить учащимся любовь к Родине и действительно подготовить их к жизни в global village, а именно: быть толерантными и одновременно гордиться Россией, иметь навыки конструктивного командного взаимодействия и управлять эмоциональными конфликтами.

Но в связи с изменением образа жизни нашего общества, меняется и цель преподавания иностранных языков. Образцовая учебная речь на иностранном языке отходит на второй план, а главной становится подготовка к реальному общению с представителями других культур в бытовой и профессиональной сфере.

Вряд ли найдётся учитель, который был бы полностью доволен тем, что и как он делает, какие результаты он получает: неудовлетворённость собой и своими достижениями - первый признак профессиональной добросовестности и долга.

Прежде всего, конечно, учитель должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы.

Список литературы:

  1. «Роль педагога в современном обществе» Антонова Анна Федоровна, преподаватель английского языка СПГАХЛ им.Б.В.Иогансона.
  2. Колесников, Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. - М.: Педагогика, 1991.
  3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.
  4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
  5. Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // «Директор школы». - 1998. № 3.