Урок проведён в рамках районной декады «Урок в контексте современных требований: обновленный ФГОС и формирование функциональной грамотности школьников».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Дидактическая цель: развитие функциональной грамотности при обобщении и систематизации математических знаний по теме «Основные задачи на дроби».
Цели урока:
- Образовательная: познакомить учеников с практико-ориентированными задачами, выработать навык смыслового чтения, научить детей задавать вопросы к задаче, исключать лишние данные, отвечать четко на поставленный вопрос.
- Развивающая: формировать умение выделять главное, анализировать и делать выводы; развивать устную речь, краткую письменную речь; развивать у учащихся умения работать в парах; развивать умение выполнять самооценку и взаимооценку; развивать трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
- Воспитательная: прививать культуру совместного умственного труда, уважительного отношения друг к другу.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: рабочая доска, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный материал.
Структура урока:
- Организация начала урока.
- Постановка целей и задач.
- Актуализация знаний.
- Фронтальный опрос основных правил;
- Самостоятельная работа по решению примеров;
- Решение практико-ориентированных задач на покупки с записью краткого условия задачи в виде схемы.
- Динамическая пауза (гимнастика на синхронизацию работы полушарий головного мозга, упражнения можно взять по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=JRUN-KHUBWs&ab_channel=%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%9E%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%B9)
- Обобщение и систематизация.
-
Применение знаний при решении практико-ориентированных задач, решение задач по схеме (образ задачи взят из ОГЭ №1-5 (план участка) с адаптацией условия задачи к математическим знаниям 5-классников по теме (Основные задачи на дроби».
- Проектно-исследовательская деятельность (составление обучающимися дополнительных задач по предложенному плану участка).
- Обратная связь: подсчёт балов, перевод в оценку, самооценка по «Лесенке успеха».
- Домашнее задание: учебник 6 кл. №718.
- Итоги урока.
Ход урока
I. Организация начала урока
- Проверка готовности обучающихся к уроку.
II. Постановка целей и задач
Ознакомление с темой урока, решение ребуса с объяснением у доски (каждое решённое слово оценивается в 1 балл)
Постановка целей.
III. Актуализация знаний
1). Фронтальный опрос (проверка домашнего задания, 1-5 баллов)
- Из чего состоит дробь?
- Какие дроби ты знаешь?
- Смешанное число - это…..
- Какие действия с дробями ты умеешь выполнять?
- Правила математических действий с дробями: …….
2). Самостоятельная работа с последующей самопроверкой: (1-5 баллов)
Выполните действия, в ответе получите несократимую дробь:
3). Реши задачу (1-4 балла, каждая задача решается обучающимся у доски, с обязательным выполнением схемы):
- Было 600 рублей, ¼ этой суммы истратили. Сколько денег истратили?
- Было 1000 рублей, 2/5 этой суммы истратили. Сколько денег было истрачено?
- Потратили 50 рублей, это составило 1/6 от первоначальной суммы. Найдите первоначальную сумму денег.
- Потратили 600 рублей, это составило ⅔ от первоначальной суммы денег. Найдите первоначальную сумму.
IV. Динамическая пауза
V. Обобщение и систематизация
Решение задачи по плану (1-5 баллов, данная схема выводится на доску, обучающимся выдаётся раздаточный материал: схема, текст задачи, вопросы):
На плане изображён дачный участок по адресу п. Сосновка, улица Зелёная, дом 19 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Въезд и выезд осуществляется через единственные ворота. При входе на участок слева от ворот находится гараж. Справа от ворот находится сарай площадью 24 м2, а чуть подальше - жилой дом. Напротив жилого дома расположены яблоневые посадки. Так же на участке есть баня, к которой ведёт дорожка, выложенная плиткой, и огород с теплицей внутри (огород отмечен на плане цифрой 6). Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м х 1 м. Между гаражом и сараем имеется площадка, вымощенная такой же плиткой. К участку подведено электричество. Имеется газоснабжение.
Вопрос № 1. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу.
объекты |
яблони |
теплица |
сарай |
Жилой дом |
цифры |
Вопрос № 2. Сарай занимает 1/25 всего участка, найдите площадь всего участка.
Вопрос № 3. Дом составляет 17/150 от всего участка, какова его площадь?
Вопрос № 4. Площадь сарая составляет 1/5 площади огорода, какова площадь огорода?
Вопрос № 5. Какую часть участка занимают яблони и огород вместе?
VI. Проектно-исследовательская деятельность (составление обучающимися дополнительных задач по предложенному плану участка) (дополнительный балл)
Возможные ответы обучающихся:
- Какую часть площади огорода занимает теплица?
- Какую часть от площади сарая составляет теплица?
- Какова общая площадь площадки и дорожек?
- Какую часть участка занимают дорожки и площадка?
VII. Обратная связь, итог урока: подсчёт баллов, перевод в оценку, самооценка по «Лесенке успеха
Подведите итог вашей работы на уроке и просуммируйте полученные баллы. Поставьте себе оценку по критериям. Отметьте себя на «Лесенке успеха».
VII. Домашнее задание
Учебник 6 кл. №718.