Конспект урока по математике в 5-м классе "Основные задачи на дроби" (развитие функциональной(математической) грамотности)

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: дроби


Урок проведён в рамках районной декады «Урок в контексте современных требований: обновленный ФГОС и формирование функциональной грамотности школьников».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Дидактическая цель: развитие функциональной грамотности при обобщении и систематизации математических знаний по теме «Основные задачи на дроби».

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учеников с практико-ориентированными задачами, выработать навык смыслового чтения, научить детей задавать вопросы к задаче, исключать лишние данные, отвечать четко на поставленный вопрос.
  • Развивающая: формировать умение выделять главное, анализировать и делать выводы; развивать устную речь, краткую письменную речь; развивать у учащихся умения работать в парах; развивать умение выполнять самооценку и взаимооценку; развивать трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
  • Воспитательная: прививать культуру совместного умственного труда, уважительного отношения друг к другу.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: рабочая доска, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный материал.

Структура урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Актуализация знаний.
  4. Фронтальный опрос основных правил;
  5. Самостоятельная работа по решению примеров;
  6. Решение практико-ориентированных задач на покупки с записью краткого условия задачи в виде схемы.
  7. Динамическая пауза (гимнастика на синхронизацию работы полушарий головного мозга, упражнения можно взять по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=JRUN-KHUBWs&ab_channel=%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%9E%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%B9)
  8. Обобщение и систематизация.
      Применение знаний при решении практико-ориентированных задач, решение задач по схеме (образ задачи взят из ОГЭ №1-5 (план участка) с адаптацией условия задачи к математическим знаниям 5-классников по теме (Основные задачи на дроби».
  9. Проектно-исследовательская деятельность (составление обучающимися дополнительных задач по предложенному плану участка).
  10. Обратная связь: подсчёт балов, перевод в оценку, самооценка по «Лесенке успеха».
  11. Домашнее задание: учебник 6 кл. №718.
  12. Итоги урока.

Ход урока

I. Организация начала урока

- Проверка готовности обучающихся к уроку.

II. Постановка целей и задач

Ознакомление с темой урока, решение ребуса с объяснением у доски (каждое решённое слово оценивается в 1 балл)

Постановка целей.

III. Актуализация знаний

1). Фронтальный опрос (проверка домашнего задания, 1-5 баллов)

  1. Из чего состоит дробь?
  2. Какие дроби ты знаешь?
  3. Смешанное число - это…..
  4. Какие действия с дробями ты умеешь выполнять?
  5. Правила математических действий с дробями: …….

2). Самостоятельная работа с последующей самопроверкой: (1-5 баллов)

Выполните действия, в ответе получите несократимую дробь:

3). Реши задачу (1-4 балла, каждая задача решается обучающимся у доски, с обязательным выполнением схемы):

  1. Было 600 рублей, ¼ этой суммы истратили. Сколько денег истратили?
  2. Было 1000 рублей, 2/5 этой суммы истратили. Сколько денег было истрачено?
  3. Потратили 50 рублей, это составило 1/6 от первоначальной суммы. Найдите первоначальную сумму денег.
  4. Потратили 600 рублей, это составило ⅔ от первоначальной суммы денег. Найдите первоначальную сумму.

IV. Динамическая пауза

V. Обобщение и систематизация

Решение задачи по плану (1-5 баллов, данная схема выводится на доску, обучающимся выдаётся раздаточный материал: схема, текст задачи, вопросы):

На плане изображён дачный участок по адресу п. Сосновка, улица Зелёная, дом 19 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Въезд и выезд осуществляется через единственные ворота. При входе на участок слева от ворот находится гараж. Справа от ворот находится сарай площадью 24 м2, а чуть подальше - жилой дом. Напротив жилого дома расположены яблоневые посадки. Так же на участке есть баня, к которой ведёт дорожка, выложенная плиткой, и огород с теплицей внутри (огород отмечен на плане цифрой 6). Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м х 1 м. Между гаражом и сараем имеется площадка, вымощенная такой же плиткой. К участку подведено электричество. Имеется газоснабжение.

Вопрос № 1. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу.

объекты

яблони

теплица

сарай

Жилой дом

цифры

Вопрос № 2. Сарай занимает 1/25 всего участка, найдите площадь всего участка.

Вопрос № 3. Дом составляет 17/150 от всего участка, какова его площадь?

Вопрос № 4. Площадь сарая составляет 1/5 площади огорода, какова площадь огорода?

Вопрос № 5. Какую часть участка занимают яблони и огород вместе?

VI. Проектно-исследовательская деятельность (составление обучающимися дополнительных задач по предложенному плану участка) (дополнительный балл)

Возможные ответы обучающихся:

  1. Какую часть площади огорода занимает теплица?
  2. Какую часть от площади сарая составляет теплица?
  3. Какова общая площадь площадки и дорожек?
  4. Какую часть участка занимают дорожки и площадка?

VII. Обратная связь, итог урока: подсчёт баллов, перевод в оценку, самооценка по «Лесенке успеха

Подведите итог вашей работы на уроке и просуммируйте полученные баллы. Поставьте себе оценку по критериям. Отметьте себя на «Лесенке успеха».

VII. Домашнее задание

Учебник 6 кл. №718.

IX. Итоги урока

Приложение