Педагогический проект на тему «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью, явлениями природы и культурой средствами театрализованной деятельности»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Театр дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие
духовного мира детей..."

(Б.М.Теплов)

Вид проекта:

  • По виду деятельности: познавательный, творческий, исследовательский.
  • По продолжительности: долгосрочный.
  • По количеству участников: групповой.
  • Период реализации: декабрь - май

Участники проекта: дети, родители музыкальный руководитель и воспитатели групп «Светлячки» и «Почемучки».

Охватываемые образовательные области:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Чтение художественной литературы»,
  • «Художественно-эстетическое развитие»,
  • «Социализация»,
  • «Физическое воспитание»

Анализ проблемной ситуации: В условиях многообразия мнений и взглядов на отечественную культуру сведены к минимуму традиции семейного чтения, родителями уделяется мало внимания по формированию представлений дошкольников об окружающем мире. Поэтому концепция художественно - эстетического образования нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности, художественно - творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, выявление художественно - одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он воздействует на эмоциональное состояние ребенка, мотивации его поступков в условиях социализации личности дошкольника, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей (музыка, живопись, литература);
  • формированием эстетического вкуса;
  • развитием коммуникативных качеств личности;
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;
  • возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
  • воспитанием с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать, беречь, любить окружающий мир, природу, бережно к ним относиться.

Цель проекта: всестороннее развитие детей и закрепление у детей об окружающей действительности, явлениями природы и культуры, через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др., театральными жанрами и пр.);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).
  • формирование у детей экологических знаний;
  • расширять кругозор детей, учить видеть разнообразие окружающего мира;
  • формировать любовь к природе родного края, отзывчивость;
  • развивать познавательную активность детей
  • развивать патриотические чувства детей через знакомство с историей родного края.
  • объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Предполагаемый результат:

  • дети приобщены к театральной культуре, знакомы с устройством театра, с видами кукольных театров;
  • обеспечена взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности дошкольников;
  • созданы условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
  • сформированы у детей экологические знания;
  • дети узнали много нового, научились видеть разнообразие окружающего мира;
  • сформирована любовь к природе родного края, отзывчивость;
  • родители принимают участие в совместной с детьми творческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении и семье.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Цель: Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Определение цели и задач проекта.

- Подбор литературы по теме проекта.

- Подбор наглядного материала и сценариев, для успешной реализации проекта.

2 этап. Практический

Цель: Проведение мероприятий для успешной реализации проекта.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Мы в театре», «На сцене театра».

Настольно-печатные игры, строительные игры, игры- инсценировки, театральные игры, игры- этюды, игры-драматизации.

Социальное развитие.

Беседы:

  • «Как надо вести себя в театре»
  • «Сделаем это вместе»

Художественное слово: чтение художественной литературы, рассказывание сказок, историй из жизни взрослых и животных, рассматривание картин, беседы по сюжетным, предметным картинам, беседы на разные темы.

Устное народное творчество: чтение потешек, закличек, песен, разгадывание загадок, хороводные игры, пальчиковые игры, физминутки, прослушивание в аудиозаписи сказок, рассказов, просмотр театрализованных представлений.

Дидактические игры по познавательному развитию, по речевому развитию, по социально-коммуникативному развитию, художественно- эстетическому развитию.

Целевые экскурсии в природу.

Работа с родителями. Изготовление совместно с детьми костюмов для инсценировок.

Консультация для родителей «Какие театры лучше посетить с детьми».

Тематические буклеты, консультации, папки: «Театр и дети», «Развитие творческих способностей», «Театрализованная игра», «Как изготовить театр», «Куклы би-ба-бо».

План работы

Декабрь. Тема «Зима»

- НОД «Что ты знаешь о театре?»

- Этюд «Звери в лесу», «Заснеженная скульптура».

- Рассматривание сюжетных картин и фотографий о театре

- Дидактическая игра «Чем можно делать в театре, а что нельзя?»

- Театральная игра «Метелица»

- Чтение произведений о зиме

- Работа над пословицами и поговорками

- Игровые упражнения «Насос», «Свеча», «Дует ветер»

- Показ сказки детям «Зимняя сказка про Метель»

Январь. Тема: «11 января - Всемирный день спасибо»

- Игровые ситуации: «Комплименты», «Приветствие»

- Этюд «Вежливый разговор».

- Пантомима «Покажи просьбу»

- Дидактическая игра «А что бы было, если бы…»

- Оформление уголка книг

- Дидактические игры: «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек», «Что правильно, а что нет»

- Чтение произведений В Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела», «Скажи человеку: «Здравствуйте», «Для чего говорят, «Спасибо»?», В.Г.Капустина «Спасибо - волшебное русское слово»

- Драматизация сказки К. Реннера «Сказка про вежливые слова» (дети подготовительной группы показывают младшим)

- Отгадывание загадок про вежливые слова

- Пальчиковый театр «Не обзывайся»

Февраль. Тема: «7 февраля - День рождения огнетушителя»

- Мастер-класс по конструированию из цветной бумаги и картонной втулки «Огнетушитель» (воспитатели отправляют в интернет - группы родителям)

- Этюд «Тушение пожара»,

- Театральная игра «Опасные ситуации»

- Игровая ситуация «Вызываем пожарных»

- Просмотр мультфильмов, посвящённые пожарной безопасности6 «Кошкин дом», «Фиксики - Огнетушитель»

- Составление рассказов по иллюстрациям на тему: «Пожарная безопасность»

- Выставка по теме «Огнетушитель глазами

- Целевая экскурсия по Доу

- Драматизация «Кошкин дом»

- Досуг «7 февраля - День рождения огнетушителя», показ сказки детям.

Март. Тема: «27 марта - Международный день театра».

- Этюд «Мы зрители», «Представление начинается»

- Театральная игра «Кто работает в театре»

- Игровая ситуация «Вызываем пожарных»

- Конструирование: «Пальчиковые куклы» (оригами)

- Чтение художественной литературы о театре

- Отгадывание загадок о театре

- Сюжетно-ролевая игра «В театре»

- Досуг «День театра»

Апрель. Тема: 12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики.

22 апреля - Международный день Земли.

- Этюд «Вот так позы! Инопланетяне», «Путешествие в космос».

- НОД Коллективная аппликация с элементами рисования «Наша планета»

- Чтение детской литературы по данной темам.

- Отгадывание загадок.

- Конкурс чтецов «Наша планета-общий дом».

- Просмотр видеоролика «Береги планету»

- Досуг «Всемирный день авиации»

- Показ сказка: «Леший спешит на помощь»

Май. Тема: 3 мая - День Солнца.

27 мая - Всероссийский день библиотек.

- Чтение и заучивание стихотворений, закличек и загадок про солнце

- Цикл бесед о солнце

- Этюд «Вышло солнышко с утра

- Театральная игра «Утром ранним…»

- Досуг «День солнца»

- Игра-пантомима «В гостях у сказки»

- Этюд «Изобрази героя сказки»

- Просмотр презентации «Библиотека»

- Работа в книжном уголке

- Выставка книг «Такие разные книги»

- Чтение детской литературы по данной темам.

- Слушание музыкальных произведений, разучивание песен, хороводов, музыкальных игр

3 этап. Заключительный

Продукт проектной деятельности:

- Выставка детского творчества «Мы в театре»

- Презентация «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью, явлениями природы и культурой средствами театрализованной деятельности»

- Консультации воспитателям: «Театр в жизни ребёнка»;

- Буклет для родителей: «Куда пойти с ребёнком».

Список рекомендуемой и использованной литературы

  1. Акулова О. «Театрализованные игры» // Дошкольное воспитание, 2005, Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 1991.
  2. Деркунской В.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. В.А.Деркунской. СПб., 2004.
  3. Веракса Н.Е. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / мозаика - Синтез, 2010.
  4. Железнова Е.Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси» / Санкт-Петербург. Детство - Пресс, 2011.
  5. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Издательство Мозаика - Синтез. Москва 2005.
  6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа. Издание 3/ Санкт-Петербург. Детство - пресс. 2015.
  7. Куприна А.С. «Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Санкт-Петербург, Издательство Детствo - Пресс, 2015.
  8. Мерзлякова С.И., Мерзлякова Т.П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников «Наш веселый хоровод». Выпуск I. / Владос, Библиотека музыкального руководителя и педагога музыки.
  9. Науменко Г.М. «Русские народные детские песни и сказки с напевами» фольклорная азбука. / Москва. Центрполиграф. 2001.
  10. Овчаренко Л.А. «Сценарии народных календарных праздников». / Волгоград Издательство "Учитель", 2009.
  11. Рыжова Н.А «Мир открытий». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. / Институт семейно-деятельностной педагогики. Москва, 2014.