Театр дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие
духовного мира детей..."
(Б.М.Теплов)
Вид проекта:
- По виду деятельности: познавательный, творческий, исследовательский.
- По продолжительности: долгосрочный.
- По количеству участников: групповой.
- Период реализации: декабрь - май
Участники проекта: дети, родители музыкальный руководитель и воспитатели групп «Светлячки» и «Почемучки».
Охватываемые образовательные области:
- «Познавательное развитие»,
- «Чтение художественной литературы»,
- «Художественно-эстетическое развитие»,
- «Социализация»,
- «Физическое воспитание»
Анализ проблемной ситуации: В условиях многообразия мнений и взглядов на отечественную культуру сведены к минимуму традиции семейного чтения, родителями уделяется мало внимания по формированию представлений дошкольников об окружающем мире. Поэтому концепция художественно - эстетического образования нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности, художественно - творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, выявление художественно - одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он воздействует на эмоциональное состояние ребенка, мотивации его поступков в условиях социализации личности дошкольника, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей (музыка, живопись, литература);
- формированием эстетического вкуса;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;
- возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
- воспитанием с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать, беречь, любить окружающий мир, природу, бережно к ним относиться.
Цель проекта: всестороннее развитие детей и закрепление у детей об окружающей действительности, явлениями природы и культуры, через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др., театральными жанрами и пр.);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).
- формирование у детей экологических знаний;
- расширять кругозор детей, учить видеть разнообразие окружающего мира;
- формировать любовь к природе родного края, отзывчивость;
- развивать познавательную активность детей
- развивать патриотические чувства детей через знакомство с историей родного края.
- объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Предполагаемый результат:
- дети приобщены к театральной культуре, знакомы с устройством театра, с видами кукольных театров;
- обеспечена взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности дошкольников;
- созданы условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
- сформированы у детей экологические знания;
- дети узнали много нового, научились видеть разнообразие окружающего мира;
- сформирована любовь к природе родного края, отзывчивость;
- родители принимают участие в совместной с детьми творческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении и семье.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Цель: Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Определение цели и задач проекта.
- Подбор литературы по теме проекта.
- Подбор наглядного материала и сценариев, для успешной реализации проекта.
2 этап. Практический
Цель: Проведение мероприятий для успешной реализации проекта.
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры: «Мы в театре», «На сцене театра».
Настольно-печатные игры, строительные игры, игры- инсценировки, театральные игры, игры- этюды, игры-драматизации.
Социальное развитие.
Беседы:
- «Как надо вести себя в театре»
- «Сделаем это вместе»
Художественное слово: чтение художественной литературы, рассказывание сказок, историй из жизни взрослых и животных, рассматривание картин, беседы по сюжетным, предметным картинам, беседы на разные темы.
Устное народное творчество: чтение потешек, закличек, песен, разгадывание загадок, хороводные игры, пальчиковые игры, физминутки, прослушивание в аудиозаписи сказок, рассказов, просмотр театрализованных представлений.
Дидактические игры по познавательному развитию, по речевому развитию, по социально-коммуникативному развитию, художественно- эстетическому развитию.
Целевые экскурсии в природу.
Работа с родителями. Изготовление совместно с детьми костюмов для инсценировок.
Консультация для родителей «Какие театры лучше посетить с детьми».
Тематические буклеты, консультации, папки: «Театр и дети», «Развитие творческих способностей», «Театрализованная игра», «Как изготовить театр», «Куклы би-ба-бо».
План работы
Декабрь. Тема «Зима»
- НОД «Что ты знаешь о театре?»
- Этюд «Звери в лесу», «Заснеженная скульптура».
- Рассматривание сюжетных картин и фотографий о театре
- Дидактическая игра «Чем можно делать в театре, а что нельзя?»
- Театральная игра «Метелица»
- Чтение произведений о зиме
- Работа над пословицами и поговорками
- Игровые упражнения «Насос», «Свеча», «Дует ветер»
- Показ сказки детям «Зимняя сказка про Метель»
Январь. Тема: «11 января - Всемирный день спасибо»
- Игровые ситуации: «Комплименты», «Приветствие»
- Этюд «Вежливый разговор».
- Пантомима «Покажи просьбу»
- Дидактическая игра «А что бы было, если бы…»
- Оформление уголка книг
- Дидактические игры: «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек», «Что правильно, а что нет»
- Чтение произведений В Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела», «Скажи человеку: «Здравствуйте», «Для чего говорят, «Спасибо»?», В.Г.Капустина «Спасибо - волшебное русское слово»
- Драматизация сказки К. Реннера «Сказка про вежливые слова» (дети подготовительной группы показывают младшим)
- Отгадывание загадок про вежливые слова
- Пальчиковый театр «Не обзывайся»
Февраль. Тема: «7 февраля - День рождения огнетушителя»
- Мастер-класс по конструированию из цветной бумаги и картонной втулки «Огнетушитель» (воспитатели отправляют в интернет - группы родителям)
- Этюд «Тушение пожара»,
- Театральная игра «Опасные ситуации»
- Игровая ситуация «Вызываем пожарных»
- Просмотр мультфильмов, посвящённые пожарной безопасности6 «Кошкин дом», «Фиксики - Огнетушитель»
- Составление рассказов по иллюстрациям на тему: «Пожарная безопасность»
- Выставка по теме «Огнетушитель глазами
- Целевая экскурсия по Доу
- Драматизация «Кошкин дом»
- Досуг «7 февраля - День рождения огнетушителя», показ сказки детям.
Март. Тема: «27 марта - Международный день театра».
- Этюд «Мы зрители», «Представление начинается»
- Театральная игра «Кто работает в театре»
- Игровая ситуация «Вызываем пожарных»
- Конструирование: «Пальчиковые куклы» (оригами)
- Чтение художественной литературы о театре
- Отгадывание загадок о театре
- Сюжетно-ролевая игра «В театре»
- Досуг «День театра»
Апрель. Тема: 12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики.
22 апреля - Международный день Земли.
- Этюд «Вот так позы! Инопланетяне», «Путешествие в космос».
- НОД Коллективная аппликация с элементами рисования «Наша планета»
- Чтение детской литературы по данной темам.
- Отгадывание загадок.
- Конкурс чтецов «Наша планета-общий дом».
- Просмотр видеоролика «Береги планету»
- Досуг «Всемирный день авиации»
- Показ сказка: «Леший спешит на помощь»
Май. Тема: 3 мая - День Солнца.
27 мая - Всероссийский день библиотек.
- Чтение и заучивание стихотворений, закличек и загадок про солнце
- Цикл бесед о солнце
- Этюд «Вышло солнышко с утра
- Театральная игра «Утром ранним…»
- Досуг «День солнца»
- Игра-пантомима «В гостях у сказки»
- Этюд «Изобрази героя сказки»
- Просмотр презентации «Библиотека»
- Работа в книжном уголке
- Выставка книг «Такие разные книги»
- Чтение детской литературы по данной темам.
- Слушание музыкальных произведений, разучивание песен, хороводов, музыкальных игр
3 этап. Заключительный
Продукт проектной деятельности:
- Выставка детского творчества «Мы в театре»
- Презентация «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью, явлениями природы и культурой средствами театрализованной деятельности»
- Консультации воспитателям: «Театр в жизни ребёнка»;
- Буклет для родителей: «Куда пойти с ребёнком».
Список рекомендуемой и использованной литературы
- Акулова О. «Театрализованные игры» // Дошкольное воспитание, 2005, Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 1991.
- Деркунской В.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. В.А.Деркунской. СПб., 2004.
- Веракса Н.Е. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / мозаика - Синтез, 2010.
- Железнова Е.Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси» / Санкт-Петербург. Детство - Пресс, 2011.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Издательство Мозаика - Синтез. Москва 2005.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа. Издание 3/ Санкт-Петербург. Детство - пресс. 2015.
- Куприна А.С. «Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Санкт-Петербург, Издательство Детствo - Пресс, 2015.
- Мерзлякова С.И., Мерзлякова Т.П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников «Наш веселый хоровод». Выпуск I. / Владос, Библиотека музыкального руководителя и педагога музыки.
- Науменко Г.М. «Русские народные детские песни и сказки с напевами» фольклорная азбука. / Москва. Центрполиграф. 2001.
- Овчаренко Л.А. «Сценарии народных календарных праздников». / Волгоград Издательство "Учитель", 2009.
- Рыжова Н.А «Мир открытий». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. / Институт семейно-деятельностной педагогики. Москва, 2014.