Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы «Овощи, фрукты» с использованием ИКТ и мнемотаблицы

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: мнемотаблицы, овощи и фрукты


Цели и задачи:

Коррекционно-образовательные

  • Расширять и закреплять знания детей об овощах и фруктах, учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Коррекционно-развивающие

  • Познакомить детей с понятиями «слово-предмет», «слово-признак».
  • Пополнять словарь детей словами, обозначающими свойства и качества предметов.
  • Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными.
  • Учить отвечать на вопрос полным предложением.
  • Формировать обобщающие понятия «фрукты», «овощи».
  • Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные

  • Воспитывать отзывчивость, желание помочь.

Оборудование:

  • Компьютер и презентация.
  • Проектор и экран.
  • Магнитный мольберт.
  • Телефон (для записи фотоизображения и звука), фотоаппарат, микрофон.
  • Мнемотаблица для описания овощей и фруктов.
  • Коробка с натуральными фруктами и овощами.
  • Конверт с флешкартой.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети стоят на ковре полукругом.

- Дети, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь гостям. А теперь встанем в круг и улыбнемся друг другу! Как тепло и хорошо стало от улыбок!

- Сегодня нам в детский сад пришла посылка. (Достает посылку с прикрепленным к ней конвертом)

- Посмотрите, здесь есть флешка, наверное, это какое-то электронное письмо. Что надо нам сделать? (Вставить ее в компьютер и узнать, что на ней).

- Проходите на свои места, а я пройду к компьютеру.

На экране появляется Незнайка.

- Дети, кто это? Вы его узнали? (Незнайка)

Звучит звукозапись с голосом Незнайки.

«Здравствуйте дети детского сада! Я Незнайка. И мне нужна ваша помощь. Мои друзья мне принесли разные предметы. Они все лето их выращивали. Я знаю только, что это все надо есть. А как? А зачем? И как все это называется, я не знаю или не помню. Я очень хочу, чтобы меня тоже считали умным, поэтому мне важно все-все узнать про эти предметы! Помогите мне, пожалуйста. Очень жду вашего ответа электронным письмом!»

Экран выключается

2. Основная часть

- Поможем Незнайке? Откроем коробку, что же там?

Открывает коробку, вынимает по одному овощу или фрукту, дети называют. Раскладывает на столе. Фрукты в одну сторону, овощи в другую.

- Посмотрите (внимание на овощи), это все росло на грядке. Это овощи.

А это все (внимание на фрукты) - на деревьях. Это фрукты.

- Все, что мы сейчас с вами говорили, называли - это были слова-предметы. Слова-предметы отвечают на вопрос «Что?» как у нас сейчас было, или «Кто?».

- А сейчас мы с вами будем учиться подбирать слова-признаки. Слова признаки отвечают на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» и рассказывают нам о свойствах и качествах предметов.

- Давайте попробуем! Груша какая? (Ответы детей). Огурец какой? (Ответы детей). Яблоко какое? (Ответы детей). И т.д.

Направлять детей на ответы полным предложением, учитывать все качества: цвет, форму, величину, плотность и вкус.

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. И нам полагается немного отдохнуть и сделать зарядку.

Физкультминутка.

Дети выходят на ковер.

В огород и сад пойдем,
Овощей мы наберем.
Фруктов с веток посрываем,
Будем рады урожаю!
Помидор сорвем на грядке,
Кабачок сорвем внизу.
А морковь, картофель, свеклу
Надо нам помыть в тазу.
Мы за сливой на носочках
Потянулись дружно вверх.
Грушу, яблоко и персик
Мы сорвем сейчас для всех.

Шагают на месте.
Наклоны к ногам.
Идут, громко топая
Хлопают в ладоши.
Наклон к полу.

Наклон к полу.
Наклон к полу 3 раза.

Имитируют мытье.
Тянутся руками вверх.
Тянутся руками вверх трижды.
Опускаются на стопы.
Разводят руки.

- Поиграли? Отдохнули?

- Где мы с вами собирали овощи ? (На грядках). А фрукты? (на деревьях)

- А теперь возвращайтесь на свои места. Дети садятся на стулья.

- Теперь мы с вами готовы записывать ответ на письмо Незнайки. Я предлагаю отправить Незнайке фото овоща или фрукта и его описание, маленький рассказ об этом фрукте или овоще.

- Это микрофон. (Демонстрирует). Он помогает записать наш с вами голос, который мы потом и отправим.

- Чтобы наши рассказы были правильные, красивые, точные и помогли Незнайке все выучить и запомнить, нам надо воспользоваться вот такой таблицей - подсказкой. (Мнемотаблица «Описание овощей и фруктов»)

- Первое, что мы будем говорить - это название. Потом - фрукт это или овощ. Вспоминайте, где растет: на грядке - овощ, на дереве - фрукт. Дальше о чем? (внимание на таблицу) О том, какого цвета этот фрукт или овощ. Какой он по форме, по вкусу. И в конце, как его едят, что из него можно приготовить.

- Я вам сейчас покажу. Послушайте мой рассказ. Берет свеклу.

Образец рассказа. Опора на мнемотаблицу.

«Это свекла. Свекла - овощ, растет на грядке, в земле. Она темно красного, бордового цвета, круглая. По вкусу свекла немного сладкая. Из нее делают салат и добавляют в борщ».

- А теперь послушаем, а главное запишем для Незнайки ваши рассказы.

Дети выходят по одному. Рассказывают. Педагог помогает, указывая на мнемотаблицу. Делает фото.

- Молодцы! Теперь Незнайка будет знать все об овощах и фруктах. В конце давайте запишем ему еще то, что вы знаете о пользе овощей и фруктов!

Ответы детей. Про витамины, пользу для пищеварения.

- Хорошо, теперь мне осталось только написать письмо и отправить его Незнайке.

3. Подведение итогов

- Понравилось вам помогать Незнайке? (2-3 ответа)

- Что мы для этого делали? (Узнавали и называли овощи и фрукты, говорили о том, какие они, составляли рассказы).

Используемая литература

  1. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.
  2. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание», - 1990. - №10.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. Методическое пособие для логопедов. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. - 40 с.