Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные
- Расширять и закреплять знания детей об овощах и фруктах, учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Коррекционно-развивающие
- Познакомить детей с понятиями «слово-предмет», «слово-признак».
- Пополнять словарь детей словами, обозначающими свойства и качества предметов.
- Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными.
- Учить отвечать на вопрос полным предложением.
- Формировать обобщающие понятия «фрукты», «овощи».
- Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные
- Воспитывать отзывчивость, желание помочь.
Оборудование:
- Компьютер и презентация.
- Проектор и экран.
- Магнитный мольберт.
- Телефон (для записи фотоизображения и звука), фотоаппарат, микрофон.
- Мнемотаблица для описания овощей и фруктов.
- Коробка с натуральными фруктами и овощами.
- Конверт с флешкартой.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети стоят на ковре полукругом.
- Дети, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь гостям. А теперь встанем в круг и улыбнемся друг другу! Как тепло и хорошо стало от улыбок!
- Сегодня нам в детский сад пришла посылка. (Достает посылку с прикрепленным к ней конвертом)
- Посмотрите, здесь есть флешка, наверное, это какое-то электронное письмо. Что надо нам сделать? (Вставить ее в компьютер и узнать, что на ней).
- Проходите на свои места, а я пройду к компьютеру.
На экране появляется Незнайка.
- Дети, кто это? Вы его узнали? (Незнайка)
Звучит звукозапись с голосом Незнайки.
«Здравствуйте дети детского сада! Я Незнайка. И мне нужна ваша помощь. Мои друзья мне принесли разные предметы. Они все лето их выращивали. Я знаю только, что это все надо есть. А как? А зачем? И как все это называется, я не знаю или не помню. Я очень хочу, чтобы меня тоже считали умным, поэтому мне важно все-все узнать про эти предметы! Помогите мне, пожалуйста. Очень жду вашего ответа электронным письмом!»
Экран выключается
2. Основная часть
- Поможем Незнайке? Откроем коробку, что же там?
Открывает коробку, вынимает по одному овощу или фрукту, дети называют. Раскладывает на столе. Фрукты в одну сторону, овощи в другую.
- Посмотрите (внимание на овощи), это все росло на грядке. Это овощи.
А это все (внимание на фрукты) - на деревьях. Это фрукты.
- Все, что мы сейчас с вами говорили, называли - это были слова-предметы. Слова-предметы отвечают на вопрос «Что?» как у нас сейчас было, или «Кто?».
- А сейчас мы с вами будем учиться подбирать слова-признаки. Слова признаки отвечают на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» и рассказывают нам о свойствах и качествах предметов.
- Давайте попробуем! Груша какая? (Ответы детей). Огурец какой? (Ответы детей). Яблоко какое? (Ответы детей). И т.д.
Направлять детей на ответы полным предложением, учитывать все качества: цвет, форму, величину, плотность и вкус.
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. И нам полагается немного отдохнуть и сделать зарядку.
Физкультминутка.
Дети выходят на ковер.
В огород и сад пойдем,
Овощей мы наберем. Фруктов с веток посрываем, Будем рады урожаю! Помидор сорвем на грядке, Кабачок сорвем внизу. А морковь, картофель, свеклу Надо нам помыть в тазу. Мы за сливой на носочках Потянулись дружно вверх. Грушу, яблоко и персик Мы сорвем сейчас для всех. |
Шагают на месте.
|
- Поиграли? Отдохнули?
- Где мы с вами собирали овощи ? (На грядках). А фрукты? (на деревьях)
- А теперь возвращайтесь на свои места. Дети садятся на стулья.
- Теперь мы с вами готовы записывать ответ на письмо Незнайки. Я предлагаю отправить Незнайке фото овоща или фрукта и его описание, маленький рассказ об этом фрукте или овоще.
- Это микрофон. (Демонстрирует). Он помогает записать наш с вами голос, который мы потом и отправим.
- Чтобы наши рассказы были правильные, красивые, точные и помогли Незнайке все выучить и запомнить, нам надо воспользоваться вот такой таблицей - подсказкой. (Мнемотаблица «Описание овощей и фруктов»)
- Первое, что мы будем говорить - это название. Потом - фрукт это или овощ. Вспоминайте, где растет: на грядке - овощ, на дереве - фрукт. Дальше о чем? (внимание на таблицу) О том, какого цвета этот фрукт или овощ. Какой он по форме, по вкусу. И в конце, как его едят, что из него можно приготовить.
- Я вам сейчас покажу. Послушайте мой рассказ. Берет свеклу.
Образец рассказа. Опора на мнемотаблицу.
«Это свекла. Свекла - овощ, растет на грядке, в земле. Она темно красного, бордового цвета, круглая. По вкусу свекла немного сладкая. Из нее делают салат и добавляют в борщ».
- А теперь послушаем, а главное запишем для Незнайки ваши рассказы.
Дети выходят по одному. Рассказывают. Педагог помогает, указывая на мнемотаблицу. Делает фото.
- Молодцы! Теперь Незнайка будет знать все об овощах и фруктах. В конце давайте запишем ему еще то, что вы знаете о пользе овощей и фруктов!
Ответы детей. Про витамины, пользу для пищеварения.
- Хорошо, теперь мне осталось только написать письмо и отправить его Незнайке.
3. Подведение итогов
- Понравилось вам помогать Незнайке? (2-3 ответа)
- Что мы для этого делали? (Узнавали и называли овощи и фрукты, говорили о том, какие они, составляли рассказы).
Используемая литература
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.
- Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание», - 1990. - №10.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. Методическое пособие для логопедов. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. - 40 с.