«Когда я встретилась с режиссером «Маугли» Романом Давыдовым,
первое, что сделала, - вошла в его образ, в его понимание,
а также в образ зверей, леса, я старалась быть в лесу.
И тогда возникают звуки - это животные, их взгляд на мир»
С.А Губайдулина
Советские мультфильмы - это выдающееся явление в мировой культуре. Мультипликация как вид искусства имеет большое воспитательное значение. Через мультфильмы дети знакомятся с окружающим миром, удовлетворяют свои эмоциональные и познавательные потребности. Напитанные вечными ценностями, они проповедуют человеческую мораль, в их содержании есть четкая грань между добром и злом, плохим и хорошим.
Душевные и понятные отечественные мультфильмы из СССР органично вписываются и в современный мир. Среди множества прекрасных работ в этом жанре, на которых выросло не одно поколение людей, есть национальная гордость - «Маугли» - пятисерийный мультсериал, создававшийся в 1967-1971 гг., и вышедший полнометражной картиной в 1973 году.
За экранизацию «Книги джунглей» английского писателя Редьярда Киплинга взялась мощная команда творческих людей во главе с режиссером Романом Давыдовым, одним из лучших советских художников-мультипликаторов студии «Союзмультфильм». За всю свою творческую жизнь Р.Давыдов снял около ста анимационных фильмов - кукольных и рисованных, которые до сих пор любят дети и взрослые: «Сказка о царе Салтане», «Муха-Цокотуха», «Мальчик-с-пальчик», «Колобок», «Три медведя», «Аленький цветочек», «Каштанка», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Золотая антилопа» и мн. др.
Сценарий «Маугли» был написан мастером героико-приключенческого жанра кинодраматургом Леонидом Белокуровым. Он бережно отнесся к литературному источнику, слегка сократив сюжет английского писателя Р.Киплинга, который родился в Индии, в Бомбее, в семье профессора, специалиста по истории индийского искусства. Счастливое детство Р.Киплинга было наполнено видами и звуками экзотической страны, впечатления от которых сохранились в его знаменитых рассказах о жизни человеческого детеныша Маугли, воспитанного среди зверей, и вошли в две «Книги джунглей».
Над рисунками мультфильма работала группа из семнадцати художников-мультипликаторов, среди которых были Александр Давыдов (сын режиссера), Вячеслав Котёночкин («Ну, погоди!»), Александр Винокуров («Золотая антилопа», «Снежная королева»), Петр Репкин («Аленький цветочек», «Конек-Горбунок», «Необыкновенный матч»). Вдохновляясь эпизодами программы «В мире животных», они создали персонажи зверей очень реалистичными по манере и пластике движений, но при этом наделили их человеческими чертами характера и мимикой.
Голоса обитателей джунглей озвучивали звезды советского кинематографа актеры Мария Виноградова и Лев Шабарин (Маугли), Степан Бубнов (Балу), Сергей Мартинсон (Табаки), Анатолий Папанов (Шер-хан), Людмила Касаткина (Багира), Владимир Ушаков (Каа), Люсьена Овчинникова (Ракша), Александр Назаров (волк-отец Маугли), Клара Румянова (Хатхи).
В советской мультипликации сложилась традиция приглашать для написания музыки к анимационным фильмам ярких композиторов, в числе которых были запрещенные на тот момент представители авангардного направления. Поэтому дети в мультиках неосознанно знакомились с передовой музыкой того времени, которая больше не звучала нигде.
Над созданием музыкального сопровождения к «Маугли» работала композитор София Губайдулина, молодая, но уже имевшая опыт работы в кино. Ее образная, выразительная музыка, помогала зрителю погрузиться в удивительный мир индийских джунглей, где слышится пение тропических птиц, резкий крик бандерлогов, трубный рев слонов, пыхтение дикобраза, жужжание диких пчел и др. Многоголосное пространство было создано с помощью экзотических музыкальных инструментов, инструментов симфонического оркестра и использования фантастических звуковых возможностей оптического электронного синтезатора АНС, сконструированного физиком-изобретателем Евгением Александровичем Мурзиным.
С первых кадров фильма начинается знакомство с героями истории, в характеристике которых важную роль играет музыка. Неслучайно все главные персонажи имеют закрепленные за ними короткие музыкальные темы, исполняемые определенными инструментами. Переплетаясь между собой, они образуют яркую драматургию, что даже не глядя на экран, можно понять, кто из героев появляется в кадре и как развиваются события. Обзор незабываемо ярких, точных образных и музыкальных характеристик персонажей «Маугли» позволит нам вспомнить любимый мультфильм и снова окунуться в мир детства.
Главный герой мультфильма Маугли - человек (в переводе с пенджабского языка «маугли» означает «ребенок»). Потеряв родителей, мальчик был воспитан волками в джунглях. Рано повзрослев, пройдя много разных жизненных испытаний, он стал сильным, умным, достойным вожаком стаи, что вызывает и у маленького, и у большого зрителя искреннее уважение. Учителя Маугли, обитатели джунглей, олицетворяющие силу, мудрость, любовь, ненавязчиво, но убедительно внушают простую мысль, что его место - быть среди людей: потому что каждый должен жить в своей стае.Для музыкальной характеристики Маугликомпозитор использует призывные воинственные интонации трубы в сочетании с группой ударных инструментов.
Каа - мудрый тигровый питон, помогает Маугли принимать верные решения и совершать правильные поступки. Проживший на свете много лет, он предпочитает одиночество. Витиеватая музыкальная тема огромной змеи исполняется ансамблем струнных инструментов с кларнетом. Танец Каа в эпизоде охоты на бандерлогов напоминает гипнотический шаманский ритуал, сопровождающийся звучанием большого количества разнообразных ударных инструментов.
Багира - черная пантера, своенравная хозяйка джунглей, лучший друг и защитница Маугли. Она сильная, смелая, опасная, но при этом грациозная и нежная. Для воплощения многогранного образа Багиры, изображения ее движений, повадок, композитор использовала различные тембровые сочетания и штрихи: игривые джазовые интонации саксофона на фоне литавр; крадущиеся звуки контрабаса, виолончели, скрипки; скользящие звуки АНС, причудливые звуки колокольчиков и рейнстика (южноафриканский инструмент, называемый «палкой дождя»).
Балу - добродушный медведь, серьезный наставник, воспитатель и друг Маугли. Балу стар - он с трудом ходит, медленно разговаривает, ворчливо учит правилам жизни маленьких волчат. Так же медленна и тяжеловесна его неповоротливая музыкальная тема, которую исполняют туба и большой барабан, имитируя биение сердца косолапого друга.
Акела - волк, мудрый и справедливый лидер стаи. Его образ воплощен в песне, которую поет глубоким голосом виолончель. Протяжные звуки инструмента передают величественное завывание вожака.
Шер-Хан - свирепый, хитрый, кровожадный бенгальский тигр, враг Маугли, убивший его родителей и охотившийся за ним самим. Тигр считает себя единоличным хозяином джунглей. Красивая шкура, мощное тело, острые когти, огромные клыки, коварный характер дикой кошки, обладающей достоинством, делают из зверя опасного противника. Звук скребущих по дереву когтей тигра имитируют удары тарелок и звуки латиноамериканского инструмента гуира; грозное рычание хищника воспроизводится с помощью вибрирующего звучания тромбонов с приемами глиссандо в низком регистре и фрулато (дрожание воздушной струи, как при произнесении рокочущего звука «рррр»).
Табаки - шакал, фальшиво-любезный сплетник, заискивающий слуга Шер-Хана, недоброжелателя Маугли, презираемый им. Из-за подлости и хитрости, Шакала никто не любит, все стараются держаться от него подальше. Для передачи трусливого характера Табаки С.А.Губайдулина использовала осторожный штрих стаккато и звучание верхнего регистра фагота, с характерным гнусавым сдавленным неприятным тембром.
Мао - павлин, он воплощает собой экзотическую красоту природы джунглей. Певучая, полная неги и самолюбования тема, исполняемая томным тембром английского рожка (альтового гобоя) и арфой, изображает роскошную птицу с огромным хвостом. Сопровождающая Мао птичья свита, постоянно клюющая зернышки, наглядно воспроизводится звучанием флейты и пиццикато арфы.
В мультфильме есть эпизоды, не требующие словесного пояснения, они построены исключительно на музыкальном языке без разговорных диалогов. Музыка в них передает всю палитру человеческих эмоции, создает и воплощает яркие образы, характеры, ситуации, явления. Например, побег и драматичная сцена смертельной битвы обитателей джунглей с толпой рыжих псов, в музыкальную ткань которой композитор вводит тему средневекового песнопения «День гнева» («Dies irae»); гул разъяренного роя диких пчел, созданный фантастическими звуками АНС; завораживающая охота Каа; ликующе-радостная весна в джунглях; страшная гроза. Музыка в этих эпизодах выполняет главную роль в развитии сюжета и комментирует все происходящее на экране.
Мультфильм «Маугли», соединив в себе увлекательный сюжет Р. Киплинга, чудесные рисунки мультипликаторов, талантливую режиссуру, прекрасную игру актёров за кадром, глубокую музыку Софии Губайдулиной, рассказывает о том, что будет ценным в мире во все времена: дружба, взаимовыручка, храбрость, отвага. Величественный фильм для детей, снятый по-взрослому, к счастью, не забыт. Это настоящий шедевр и триумф советской мультипликации. Честный и бескомпромиссный кино-художник Р.Давыдов превратил историю о Маугли в эпическое повествование. Время доказало, что его версия единственно верная - самая поэтичная и трогательная, умная и драматичная, близкая к оригиналу 'Книги джунглей', где Р.Киплинг говорит о том, что человеком нужно не просто родиться, им нужно стать.
Интернет-ресурсы
- Роман Давыдов: биография, творчество, карьера, личная жизнь. - Режим доступа свободный: https://www.kakprosto.ru/kak-980946-roman-davydov-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn#ixzz7umLSjSrP (Дата обращения 24.03.23)
- Как создавался "Маугли". - Режим доступа свободный: https://ok.ru/svetelkava/topic/151057538651454 (Дата обращения 24.03.23)
- Мультзвук. Авангард, рок-н-ролл, лаунж и электронные эксперименты за кадром советской анимации. - Режим доступа свободный: https://os.colta.ru/music_modern/projects/164/details/23124/?print=yes (Дата обращения 29.03.23)