Цели:
- Способствовать успешному протеканию процесса самосознания личностей учащихся, принятию личностью нравственно-ценных идей.
- Вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к человеку на основе принципов гуманизма, прививать нравственные человеческие ценности.
Учитель читает стихотворение.
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
И вовремя делать гадости.А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённою солнце достать
И подарить его людям.
Учитель: Каждый человек проживает свою жизнь по-своему.
Поскольку у каждого человека есть свои ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден, чем руководствуется в своих поступках. (нравственные ценности)
- Что является ценностью для вас? (Ответы учеников)
Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные ценности.
Задание 1 по группам: приведите примеры из жизни, где проявлялись или могли проявиться данные человеческие ценности:
- Ценности повседневной жизни: трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;
- Ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание;
- Ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;
- Христианские ценности: любовь к ближнему, вера, жизнь.
Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
Послушайте притчу, а потом ответьте на вопросы.
Человеческие ценности
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
- Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?
- Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.
Вопросы:
- Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика? (Ответы учеников)
Учитель: Сейчас я прочитаю Вам стихотворение М.Андронова.
На тропинке той,
Что шла к реке,
Под поникшей веткой тополиной,
Бился голубь в детском кулаке
На виду у стаи голубиной.
Бился голубь,
Голубь был живой,
А его кормилец восьмилетний
В пыль уткнулся мертвой головой
И закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж.
Бился голубь,
Как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш,
Как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть
Сплелись в один клубок.
Мальчик был убит фашисткой миной.
Он лежал в пыли, а голубок
Сердцем рвался к стае голубиной.
Задание 2. Докажите, что главная жизненная ценность - это сама жизнь.
А сейчас мне хотелось узнать, что для вас является ценными?
Сегодня мы проведем игру, которая называется «На что потратить жизнь?»
Перед началом игры каждая группа получает по десять жетонов. Каждый жетон представляют собой частицу вас. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!
Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить» . На продажу будут выставлять сразу по две вещи. Вы в праве выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Готовы?
Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:
А) Своя комната в квартире. (1 жетон)
Б) Новая игрушка на управлении. (1 жетон)
Кто желает приобрести один из двух предложенных «товаров»?
Следующая пара:
а) Бесплатный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего друга. (2 жетона)
б) Полная гарантия того, что в будущем вы будете богаты. (3 жетона)
Затем:
а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)
б) Один настоящий друг. (2 жетона)
Следующая пара:
а) Хорошее образование. (2 жетона)
б) Иметь своё предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)
Далее:
а) Здоровье. (2 жетона)
б) Всемирная слава. (3 жетона)
Тем, кто выбрал здоровье, предназначена награда - два лишних жетона.
Потом:
а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)
б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
Дальше:
а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить ещё один жетон, если у вас они ещё остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
Следующая пара:
а) Чистая совесть. (2 жетона)
б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
Следующая пара:
а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)
И, наконец:
а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)
б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Обсуждение игры:
Поздравляю вас с покупками! Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:
1. Какой покупкой вы более всего довольны?
2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?
В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах.
Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их, что они делают.
─ Неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни! - раздраженно буркнул один.
─ Зарабатываю себе на жизнь, ─ пожал плечами другой.
─ Я строю храм! - гордо ответил третий.
Мне кажется, все эти три каменотеса идут к счастью.
Только первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели. Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на хлеб.
Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.
Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать на жизнь, а строить храм, т.е. ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.
Заключительное слово
Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя за эти 30 минут?