Цель урока: объяснить детям, в чём проявляется любовь и уважение человека к своему Отечеству.
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать представления об уважении и любви к Отечеству
- Изучить понятия: Отечество, патриотизм.
Развивающие:
- Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал;
Воспитательные:
- Формировать уважительное отношение к Отечеству, развивать чувство патриотизма.
- Воспитывать чувство любви и уважения к своему Отечеству, к его истории, к соотечественникам.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, творческая деятельность.
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан …. (звонок),
Начинается …. (урок).
- Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку. На столах сейчас: учебник «Основы православной культуры», рабочая мини-тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные карандаши (уч-ся присаживаются).
Сообщение темы цели урока
Для создания эмоционального фона восприятия темы можно предложить учащимся просмотреть презентацию к песне«С чего начинается Родина?» (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера), «Вижу чудное приволье» и спросить их, какие зрительные образы рождаются у них, когда они слышат эти мелодии.
- Какая тема урока сегодня?
- Давайте составим план урока
2. Самостоятельная работа учащихся (время на выполнение - 2 мин.)
Задание 1 варианта
Прочитайте слова: род, родня, родители, родство, родинка, родина.
Покажи графически корень в этих словах. Что ты можешь сказать об этих словах?!
Как бы ты объяснил значение слова «род»?
Род - семья… ________________
Задание 2 варианта
Прочитайте слова: отец, отеческий, отечество, отечественный.
Покажи графически корень в этих словах. Что ты можешь сказать об этих словах?!
Подумай, как можно образно дать толкование слову «отечество»; подсказкой для тебя является первое слово в цепочке.
Отечество - земля… ____________
Учитель: Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток. Прекрасны российские поля, леса, реки. Гости из разных стран мира восхищаются красотой российских городов. В России живут умные, талантливые, добрые люди. Издавна красота русской природы воспевалась поэтами, писателями, художниками, музыкантами.Какое дерево считается символом русской красоты?
Дети: русская береза.
3. Составление кластера
4. Физкультминутка
5. Защита проекта «Герои - пионеры Великой Отечественной войны»
Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. (Работа по учебнику, стр. 94)
- Но в истории нашей страны были и тяжелые времена. И тогда на защиту своего Отечества поднимался народ.
- А каких защитников Отечества вы можете назвать?
6. Работа с учебником, страница 94-95
- Ребята, а с какими традициями нашего народа вы уже знакомы?
- Так что же есть любовь? Какой она может быть…(ответы детей)
- Посмотрите, как правильно дано определение слову любовь в учебнике.
«Любовь - это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей, на благо нашей Родины».
- Я вам сейчас прочитаю отрывок из стихотворения Л.Глебова. А вы попробуйте ответить на вопрос, как этот человек относится к нашей Родине.
Отрывок из стихотворения «Мы не мыслим себя без России»:
Мы не мыслим себя без России.
Мы живём с ней судьбою одной.
И вдыхаем и веру, и силу,
От земли, нам навеки родной.
От земли, неподвластной забвенью,
В наших песнях - и радость, и грусть.
И обязаны мы вдохновеньем
Лишь тебе, наша матушка-Русь.
(Дети отвечают на поставленный вопрос.)
- Мне очень понравилась ваша работа, я приготовила подарки - медальки. Но они с творческим заданием. Привлеките к выполнению задания ваших родителей, представителей старшего поколения. А тема на медальках - малая родина, задания у всех разные.
7. Рефлексия
- Так с чего же начинается Россия?
(ответы детей: она начинается с нашей любви, с того, что мы готовы сделать ради нее)
- Закончить урок мне хотелось бы стихотворением:
«Россия - мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты отражала в глади вод,
И первый Кремль, и город новый,что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой».
Учитель: Спасибо за урок. До свидания!