Актуальность
Сегодня государство заботится о здоровье детей, реализуя различные оздоровительные проекты, укрепляя нормативно-правовую базу по здоровому образу жизни нации. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей начинается с дошкольного периода, которые впоследствии трансформируются в осознанное отношение к своему здоровью, привычку к здоровому образу жизни.
Задача педагогов дошкольных учреждений - максимально использовать все доступные средства, чтобы укрепить здоровье малышей - основу нации. Самая благоприятная пора для этого - лето! Лето - прекрасная возможность для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Мы должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволяют детям закрепить и применить, знания, полученные в течение учебного года.
Сколько радости приносят малышу игры с песком и водой, солнечные ванны, хождение босиком по траве, обливание водой. Как же сделать жизнь детей в этот период содержательной, познавательной и интересной? Как организовать деятельность детей так, чтобы это время стало для малышей незабываемым? Решить эти вопросы помогает интересная и разнообразная организация деятельности детей в летний период.
Длительность проекта: среднесрочный (июнь-август 2018г.)
Участники проекта: дети от 5 до 6 лет, воспитатели групп, сотрудники ДОУ, родители.
Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
- Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей;
- Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей.(Образовательная область «Физическое развитие»);
- Формировать навыки безопасного поведения. (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»);
- Развивать самостоятельность, инициативность, любознательность и познавательную активность.(Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»);
- Осуществлять просвещение родителей по вопросам безопасности, воспитания и оздоровления детей в летний период.
Гипотеза: Грамотная организация летней оздоровительной работы в ДОУ, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья детей, развития у них познавательного интереса, а также повышения информационной компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.
Принципы реализации проекта:
- принцип сезонности, учёта условий местности;
- принцип комплексности и системности;
- принцип учёта индивидуальных особенностей;
- принцип координации деятельности педагогов;
- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в ДОУ и семье.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный. Создание плана организации летней работы, включающего в себя три блока. Каждый из них охватывает определенную сторону функционирования летнего отдыха детей:
- Блок 1 - создание условий для всестороннего развития детей;
- Блок 2 - работа с детьми (организация физкультурно-оздоровительной работы и мероприятий познавательного характера);
- Блок 3 - работа с родителями.
2 этап.Основной. Реализация организации летней оздоровительной работы.
3 этап. Заключительный. Изучения мнения родителей по итогам реализации проекта (анкетирование). Презентация проекта летнего отдыха детей «В гости лето к нам стучится…» (фотоколлаж).
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Улучшение состояния физического и психического здоровья дошкольников.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Умение детей правильно вести себя в различных опасных ситуациях.
- Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с взрослыми, со своими сверстниками.
- Овладение современными образовательными технологиями.
- Повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.
Основные направления реализации проекта:
- здоровье и физическое развитие (беседы развлечения);
- экологическое воспитание (беседы, фотовыставка, акции, экскурсии, викторины, экологические игры, наблюдения);
- речевое развитие (речевые физ. минутки, копилка загадок, инсценировка стихов о лете);
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, словесные игры, коммуникативные игры, дидактические и настольно-печатные игры);
- детское экспериментирование (опыты с песком, водой, растениями, зеркалом и солнцем; наблюдения за растениями на огороде, создания гербария);
- трудовое воспитание (акция, работа в цветнике, конкурс детских работ);
- изобразительная деятельность (конкурс рисунков, оформление выставки, оригами, работа с природным материалом);
- сотрудничество детей и родителей (развлечения, работа с бросовым материалом, изготовление семейных фотоальбомов);
- художественная литература (конкурс стихов о лете, развлечения, литературные посиделки);
- музыкальная деятельность (развлечения, хороводные игры, беседа).
1 этап - подготовительный
Блок 1. Создание условий для всестороннего развития детей
Направления работы
|
Условия реализации работы |
Ответственный |
Организация водно-питьевого режима |
Индивидуальные кружки, чайник, кипяченная охлажденная вода |
Медсестра, младшие воспитатели |
Организация закаливающих процедур |
Индивидуальные полотенца для рук и ног, тазики, лейка |
Медсестра, младшие воспитатели |
Условия для физического развития |
||
Организация безопасных условий пребывания детей в ДОУ |
Аптечка первой помощи, исправное оборудование на игровых площадках ДОУ |
Медсестра, завхоз |
Формирование привычки к ЗОЖ, безопасному поведению |
Наличие дидактического материала для работы с детьми |
Воспитатели |
Организация двигательного режима |
Физкультурное оборудование, организация спортивных праздников, досугов, работа с детьми по развитию движений |
Воспитатели |
Условия для познавательного развития |
||
Организация познавательных тематических досугов |
Сценарии, атрибуты, костюмы, дидактические пособия, игры |
Воспитатели |
Организация экспериментальной деятельности |
Пособия и оборудование для проведения экспериментов; цветник, огород |
Воспитатели |
Организация занятий по ознакомлению с природой |
Пособия и оборудование по ознакомлению с природой, дидактические игры экологической направленности, календарь природы. Проведение целевых прогулок, экскурсий по территории ДОУ |
Воспитатели |
Условия для развития изобразительного творчества |
||
Организация изобразительной деятельности |
Игры, игры-экспериментирования с использованием нетрадиционных методов и материалов. Изобразительные средства и оборудование (мелки, гуашь, акварель, кисти, природный материал, пластилин). |
Воспитатели |
Условия для реализации трудовой деятельности |
||
Труд в природе |
Оборудование для труда, мини-огород, уголок природы в группе |
Воспитатели |
Ручной труд |
Изобразительные средства, природный материал, нетрадиционный материал (тесто, овощи, ткань). Выставки конкурсы поделок в ДОУ |
Старший воспитатель, воспитатели |
Блок 2. Работа с детьми
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Оптимизация режима | ||
Содержание |
Время проведения |
Ответственный |
Переход на режим дня теплового времени года |
ежедневно |
Воспитатели |
Создание комфортного режима с учетом возрастных и индивидуальных особенностей |
ежедневно |
Воспитатели, медсестра |
Организация двигательного режима |
||
Утренняя зарядка на воздухе |
ежедневно |
Инструктор по ФИЗо |
Гимнастика после дневного сна |
Ежедневно после дневного сна |
Воспитатели |
Игры с мячом, действия с предметами |
ежедневно |
Воспитатели |
Прыжки через скакалку разными способами |
ежедневно |
Воспитатели |
Подвижные игры на прогулке |
ежедневно |
Воспитатели |
Спортивные досуги |
1 раз в месяц |
Воспитатели |
Закаливание |
||
Воздушные ванны, хождение босиком по траве |
ежедневно |
Воспитатели, медсестра |
Обширное умывание |
После дневного сна |
Воспитатели, медсестра |
Игры с водой |
Во время прогулки |
Воспитатели |
Лечебно-оздоровительная работа |
||
Полоскание зева холодной кипяченой водой |
ежедневно |
Воспитатели, медсестра |
Витаминотерапия (фрукты, овощи, соки) |
ежедневно |
Повара, медсестра |
Коррекционная работа |
||
Корригирующая гимнастика (осанка, зрительная, плоскостопие) |
ежедневно после дневного сна |
Воспитатели |
Пальчиковая гимнастика |
2-3 раза в неделю |
Воспитатели |
Дыхательная гимнастика |
ежедневно |
Воспитатели |
Блок 3. Работа с родителями
Направления работы
|
Содержание |
Ответственный |
Информационно - рекламная деятельность |
Оформление информационных стендов по ОБЖ, ЗОЖ.
|
Воспитатели |
Консультации |
Консультации специалистов (медсестра, врач-педиатр)
|
Воспитатели, медсестра |
Совместная деятельность ДОУ и семьи |
Привлечение родителей к проведению совместных досугов;
|
Воспитатели, старший воспитатель |
2 этап - работа с детьми
Работа с родителями
Июнь
|
Папка - передвижка "Июнь"
|
Июль |
Папка-передвижка "Июль. Макушка лета".
|
Август |
Папка - передвижка "Август".
|
Заключительный этап
- Изучения мнения родителей по итогам реализации проекта (анкетирование).
- Презентация проекта летнего отдыха детей «В гости лето к нам стучится…» (фотоколлаж).
Литература
- Микляева Н.В. Детский сад будущего. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
- Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.61.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 208 с.
- Возная В.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
- Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 208 с.
- Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 96 с.
- Белая К.Ю. Разноцветные игры. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 336 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
- Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
- Дыбина О.В. Что было до…. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 160 с.
- Дыбина О.В. Рукотворный мир. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 96 с.
- Синицина Е.И. Умные слова. - М.: Лист, 1997. - 176 с.
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ: Астрель, 2007. - 61 с.
- Михайлова М.А..Поём, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1981. - 80 с.
- Богоусловская З.М. Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
- Шарыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.