Проект летне-оздоровительной работы в ДОУ «В гости лето к нам стучится…»

Разделы: ОБЖ, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Работа с родителями, Экология, Профессия — педагог


Актуальность

Сегодня государство заботится о здоровье детей, реализуя различные оздоровительные проекты, укрепляя нормативно-правовую базу по здоровому образу жизни нации. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей начинается с дошкольного периода, которые впоследствии трансформируются в осознанное отношение к своему здоровью, привычку к здоровому образу жизни.

Задача педагогов дошкольных учреждений - максимально использовать все доступные средства, чтобы укрепить здоровье малышей - основу нации. Самая благоприятная пора для этого - лето! Лето - прекрасная возможность для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Мы должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволяют детям закрепить и применить, знания, полученные в течение учебного года.

Сколько радости приносят малышу игры с песком и водой, солнечные ванны, хождение босиком по траве, обливание водой. Как же сделать жизнь детей в этот период содержательной, познавательной и интересной? Как организовать деятельность детей так, чтобы это время стало для малышей незабываемым? Решить эти вопросы помогает интересная и разнообразная организация деятельности детей в летний период.

Длительность проекта: среднесрочный (июнь-август 2018г.)

Участники проекта: дети от 5 до 6 лет, воспитатели групп, сотрудники ДОУ, родители.

Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Задачи:

  • Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей;
  • Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей.(Образовательная область «Физическое развитие»);
  • Формировать навыки безопасного поведения. (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»);
  • Развивать самостоятельность, инициативность, любознательность и познавательную активность.(Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»);
  • Осуществлять просвещение родителей по вопросам безопасности, воспитания и оздоровления детей в летний период.

Гипотеза: Грамотная организация летней оздоровительной работы в ДОУ, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья детей, развития у них познавательного интереса, а также повышения информационной компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

Принципы реализации проекта:

  • принцип сезонности, учёта условий местности;
  • принцип комплексности и системности;
  • принцип учёта индивидуальных особенностей;
  • принцип координации деятельности педагогов;
  • принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в ДОУ и семье.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный. Создание плана организации летней работы, включающего в себя три блока. Каждый из них охватывает определенную сторону функционирования летнего отдыха детей:

  • Блок 1 - создание условий для всестороннего развития детей;
  • Блок 2 - работа с детьми (организация физкультурно-оздоровительной работы и мероприятий познавательного характера);
  • Блок 3 - работа с родителями.

2 этап.Основной. Реализация организации летней оздоровительной работы.

3 этап. Заключительный. Изучения мнения родителей по итогам реализации проекта (анкетирование). Презентация проекта летнего отдыха детей «В гости лето к нам стучится…» (фотоколлаж).

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Улучшение состояния физического и психического здоровья дошкольников.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Умение детей правильно вести себя в различных опасных ситуациях.
  • Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с взрослыми, со своими сверстниками.
  • Овладение современными образовательными технологиями.
  • Повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

Основные направления реализации проекта:

  • здоровье и физическое развитие (беседы развлечения);
  • экологическое воспитание (беседы, фотовыставка, акции, экскурсии, викторины, экологические игры, наблюдения);
  • речевое развитие (речевые физ. минутки, копилка загадок, инсценировка стихов о лете);
  • игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, словесные игры, коммуникативные игры, дидактические и настольно-печатные игры);
  • детское экспериментирование (опыты с песком, водой, растениями, зеркалом и солнцем; наблюдения за растениями на огороде, создания гербария);
  • трудовое воспитание (акция, работа в цветнике, конкурс детских работ);
  • изобразительная деятельность (конкурс рисунков, оформление выставки, оригами, работа с природным материалом);
  • сотрудничество детей и родителей (развлечения, работа с бросовым материалом, изготовление семейных фотоальбомов);
  • художественная литература (конкурс стихов о лете, развлечения, литературные посиделки);
  • музыкальная деятельность (развлечения, хороводные игры, беседа).

1 этап - подготовительный

Блок 1. Создание условий для всестороннего развития детей

Направления работы

Условия реализации работы

Ответственный

Организация водно-питьевого режима

Индивидуальные кружки, чайник, кипяченная охлажденная вода

Медсестра, младшие воспитатели

Организация закаливающих процедур

Индивидуальные полотенца для рук и ног, тазики, лейка

Медсестра, младшие воспитатели

Условия для физического развития

Организация безопасных условий пребывания детей в ДОУ

Аптечка первой помощи, исправное оборудование на игровых площадках ДОУ

Медсестра, завхоз

Формирование привычки к ЗОЖ, безопасному поведению

Наличие дидактического материала для работы с детьми

Воспитатели

Организация двигательного режима

Физкультурное оборудование, организация спортивных праздников, досугов, работа с детьми по развитию движений

Воспитатели

Условия для познавательного развития

Организация познавательных тематических досугов

Сценарии, атрибуты, костюмы, дидактические пособия, игры

Воспитатели

Организация экспериментальной деятельности

Пособия и оборудование для проведения экспериментов; цветник, огород

Воспитатели

Организация занятий по ознакомлению с природой

Пособия и оборудование по ознакомлению с природой, дидактические игры экологической направленности, календарь природы. Проведение целевых прогулок, экскурсий по территории ДОУ

Воспитатели

Условия для развития изобразительного творчества

Организация изобразительной деятельности

Игры, игры-экспериментирования с использованием нетрадиционных методов и материалов. Изобразительные средства и оборудование (мелки, гуашь, акварель, кисти, природный материал, пластилин).

Воспитатели

Условия для реализации трудовой деятельности

Труд в природе

Оборудование для труда, мини-огород, уголок природы в группе

Воспитатели

Ручной труд

Изобразительные средства, природный материал, нетрадиционный материал (тесто, овощи, ткань). Выставки конкурсы поделок в ДОУ

Старший воспитатель, воспитатели

Блок 2. Работа с детьми

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Оптимизация режима

Содержание

Время проведения

Ответственный

Переход на режим дня теплового времени года

ежедневно

Воспитатели

Создание комфортного режима с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

ежедневно

Воспитатели, медсестра

Организация двигательного режима

Утренняя зарядка на воздухе

ежедневно

Инструктор по ФИЗо

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно после дневного сна

Воспитатели

Игры с мячом, действия с предметами

ежедневно

Воспитатели

Прыжки через скакалку разными способами

ежедневно

Воспитатели

Подвижные игры на прогулке

ежедневно

Воспитатели

Спортивные досуги

1 раз в месяц

Воспитатели

Закаливание

Воздушные ванны, хождение босиком по траве

ежедневно

Воспитатели, медсестра

Обширное умывание

После дневного сна

Воспитатели, медсестра

Игры с водой

Во время прогулки

Воспитатели

Лечебно-оздоровительная работа

Полоскание зева холодной кипяченой водой

ежедневно

Воспитатели, медсестра

Витаминотерапия (фрукты, овощи, соки)

ежедневно

Повара, медсестра

Коррекционная работа

Корригирующая гимнастика (осанка, зрительная, плоскостопие)

ежедневно после дневного сна

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика

2-3 раза в неделю

Воспитатели

Дыхательная гимнастика

ежедневно

Воспитатели

Блок 3. Работа с родителями

Направления работы

Содержание

Ответственный

Информационно - рекламная деятельность

Оформление информационных стендов по ОБЖ, ЗОЖ.
Оформление папок-передвижек.
Фотовыставка «Семейный фотоальбом» (август).

Воспитатели

Консультации

Консультации специалистов (медсестра, врач-педиатр)
Индивидуальные консультации по проблемам воспитания;
Просветительская работа (памятки, рекомендации);
Устный журнал «Безопасность ребенка в наших руках».

Воспитатели, медсестра

Совместная деятельность ДОУ и семьи

Привлечение родителей к проведению совместных досугов;
Организация выставок, конкурсов в детском саду;
Выставка творческих работ «Летняя мозаика»;
Семейная гостиная «Мамина школа».

Воспитатели, старший воспитатель

2 этап - работа с детьми

Работа с родителями

Июнь

Папка - передвижка "Июнь"
Памятка "Клещевой энцефалит и меры его профилактики"; "Переходим улицу", Профилактика гельминтов", "Острые кишечные инфекции", "Прогулки с детьми в природу".
Консультации "Летний отдых с ребенком", "Клещи переходят в наступление", "Особенности дачной безопасности", "Обучение детей правилам дорожного движения", "Безопасность ребёнка в быту".
Информационное окно "Здоровый образ жизни - здоровый ребенок".
Антитабачные листовки "Говорят все дети: "Нет сигарете!".
Ежедневные беседы о самочувствии ребенка, внешнем виде ребенка.

Июль

Папка-передвижка "Июль. Макушка лета".
Консультация "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья", "Солнышко и ребенок", "Ребенок у водоема", "Движение - это жизнь".
Памятка "Огонь - друг или враг?", "Красный, желтый, зеленый".
Рекомендации для родителей: "Закаливание детей", "Солнечный удар и первая помощь", "Вкусные и полезные салаты".
Информационное окно "Осторожно - незнакомец! Как научить дошкольника безопасному поведению на улице".
Советы для родителей "Прогулки по летнему лесу".

Август

Папка - передвижка "Август".
Памятка "Роль природы в развитии ребенка дошкольного возраста".
Консультации: "Дары лета на нашем столе", "Чем опасны укусы насекомых. Первая помощь при укусах", "Формирование правильного телосложения у детей", "Ребенок и другие люди".
Рекомендация "Почему детская обувь это так важно?".
Советы для родителей "Как избежать неприятностей?", "Осторожно ядовитые грибы!", "Ребенок на улице".

Заключительный этап

  1. Изучения мнения родителей по итогам реализации проекта (анкетирование).
  2. Презентация проекта летнего отдыха детей «В гости лето к нам стучится…» (фотоколлаж).

Литература

  1. Микляева Н.В. Детский сад будущего. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
  2. Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.61.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 208 с.
  4. Возная В.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
  5. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 208 с.
  6. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 96 с.
  7. Белая К.Ю. Разноцветные игры. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 336 с.
  8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
  9. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
  10. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
  11. Дыбина О.В. Что было до…. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 160 с.
  12. Дыбина О.В. Рукотворный мир. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 96 с.
  13. Синицина Е.И. Умные слова. - М.: Лист, 1997. - 176 с.
  14. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ: Астрель, 2007. - 61 с.
  15. Михайлова М.А..Поём, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
  16. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1981. - 80 с.
  17. Богоусловская З.М. Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
  18. Шарыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.