Интегрированный урок литературного чтения с окружающим миром. Тема: "В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»


Тема урока: Интегрированный урок. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» (2 урок).

Единица содержания: разбор авторской сказки через сравнительный анализ.

Цель

обучающий аспект:

  • выделять основания для сравнения литературных произведений (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь сопоставлять лит. произведения, находить их сходство и различие (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь находить в сказке фрагменты из реальной жизни, уметь их объяснять (познавательные универсальные учебные действия);

развивающий аспект:

  • развивать логическое мышление, анализируя тексты разного формата (познавательные универсальные учебные действия);
  • развивать умение находить необходимую информацию в тексте, видео- и аудиоматериале (познавательные универсальные учебные действия);
  • развивать умение самостоятельно ставить цель, планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные универсальные учебные действия);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать интерес к предмету литературное чтение (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать культуру общения и сотрудничества при совместной дистанционной работе (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • воспитывать положительные качества характера: самодисциплину, честность, ответственность (личностные универсальные учебные действия)

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Этапы урока:

  • проверка домашнего задания*,
  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
  • усвоение новых знаний и способов действий,
  • первичная проверка усвоения,
  • обобщение знаний*,
  • итог на рефлексивной основе,
  • домашнее задание.

/* - вариативность этапа/.

Ход урока

Проверка домашнего задания*

Задача: установление правильности выполнения задания, выявление пробелов и их коррекция
Метод: /продуктивный/
Форма работы: / индивидуальная/

Деятельность учителя

Знакомство с рабочим листом.

Организует работу с планом сказки "Морозко".

Задание: расставьте пункты плана в правильном порядке.
Время - 2 минуты.
Организует самопроверку по слайду.
Слайд 1
Организует оценивание 2-1-0

Расставляют пункты плана в правильном порядке.

Проверяют свою работу по слайду.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
Метод: /продуктивный/.
Форма работы: / фронтальная, парная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

В нашем арсенале оказались две сказки: «Мороз Иванович» и «Морозки».

Цель урока: сравнение этих сказок.

Какая сказка к какому виду относится: народная или авторская?

Прежде чем ответить на этот вопрос - давайте повторим признаки авторской и народной сказки.

Слайд 4.

Организует работу по повторению признаков авторской и народной сказок.

Задание не оценивается.

Слайд 6.

- Давайте сравним эти сказки: найдем общие и различные …
Обращает внимание на большой объем таблицы, предлагает парную работу.

По цепочке называют признаки авторской и народной сказок.

Пары образуются из уч-ся равных по силам.
Организует разноуровневую парную работу для сравнения сказок.

Организует активное слушание и оценивание 2-1-0

Пары образуются из уч-ся равных по силам.

Марк, Эвелина - имена девочек, имена волшебников:
Ксения, Варя - характеристика героинь;
Максим, Дьулуур - Как попадают в волшебный лес
Иван, Егор - Волшебные предметы.
Аня, Алиса - концовка

Что общего в этих сказках?

Вывод: в сказках много общего: герой, персонаж, который судит, восстанавливает справедливость, героини резко противопоставляются по характеру, в финале одну из героинь наказывают, а другую вознаграждают.)

Записывают ответы на задания в ячейки таблицы, озвучивают результаты работы.
Заполняют таблицу в рабочих листах.

Усвоение новых знаний и способов действий

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, организация активных самостоятельных действий обучающихся.
Метод: / продуктивный/.
Форма работы: / индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мы уже с вами говорили, что детская литература появилась относительно недавно…
Слово учителя.
Прил. 3
Называют и классифицируют найденные сведения.

Назовите научные (познавательные) и поучительные сведения из авторской сказки.

Подводит к выводу, что познавательные сведения есть только в авторской сказке, а в народной сказке - только поучительные.
Задание не оценивается.

Закрепление*

Задача: обеспечение самостоятельного усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой ситуации.
Метод: / продуктивный/.
Форма работы: / фронтальная, парная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Слайд 7

Фото работы на участке.

Что мы наблюдали?

Слайд 8 (видео).

Включаю видео беззвучно.

Как вы думает, что здесь происходит?

Включаю видео со звуком.

Мы с вами убедились, что сведения, описанные в авторской сказке, соответствуют научным данным.

Наблюдают за процессом фильтрации воды.

Первичная проверка усвоения

Задача: установление правильности и осознанности усвоения новых знаний на репродуктивном уровне, выявление пробелов, неверных представлений, типичных ошибок и их коррекция.
Метод: / продуктивный, репродуктивный/.
Форма работы: /индивидуальная, /.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Нацеливает уч-ся на создание комментария для ровесников, которые будут читать сказку самостоятельно.
Организует работу прежними парами.

Прил. 4

Организует взаимопроверку парами.
Оценивание 2-1-0.

Создают комментарии к познавательным отрывкам и обосновывают их с научной точки зрения.

В рабочих листах вставляют пропущенные слова.
Проверяют работу пары противоположного варианта.

Итог на рефлексивной основе. мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке,
выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.
Метод: /репродуктивный, продуктивный/.
Форма работы: / индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Слайд 9.
Работа с пословицами
Организует работу с пословицами.
Задание: распределить пословицы на 2 столбика: поучительные и познавательные.
Раздает пословицы в произвольном порядке.
Оценивание 1-0.

Выбирают пословицу, которая, как вы считаете, отражает смысл урока.
Прикрепляют квадратик со своим именем
рядом с пословицей.

Домашнее задание. мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, реализация условия успешного выполнения домашнего задания каждым обучающимся в соответствии с актуальным уровнем его развития.
Метод: /репродуктивный/.
Форма работы: /индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

К выбранным пословицам подобрать примеры сказок.

Приложения 1-5

Материалы к уроку

Презентация

Рабочий лист

Пословицы