Тема урока: Интегрированный урок. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» (2 урок).
Единица содержания: разбор авторской сказки через сравнительный анализ.
Цель
обучающий аспект:
- выделять основания для сравнения литературных произведений (познавательные универсальные учебные действия);
- уметь сопоставлять лит. произведения, находить их сходство и различие (познавательные универсальные учебные действия);
- уметь находить в сказке фрагменты из реальной жизни, уметь их объяснять (познавательные универсальные учебные действия);
развивающий аспект:
- развивать логическое мышление, анализируя тексты разного формата (познавательные универсальные учебные действия);
- развивать умение находить необходимую информацию в тексте, видео- и аудиоматериале (познавательные универсальные учебные действия);
- развивать умение самостоятельно ставить цель, планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные универсальные учебные действия);
воспитывающий аспект:
- воспитывать интерес к предмету литературное чтение (личностные универсальные учебные действия);
- воспитывать культуру общения и сотрудничества при совместной дистанционной работе (коммуникативные универсальные учебные действия);
- воспитывать положительные качества характера: самодисциплину, честность, ответственность (личностные универсальные учебные действия)
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Этапы урока:
- проверка домашнего задания*,
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
- усвоение новых знаний и способов действий,
- первичная проверка усвоения,
- обобщение знаний*,
- итог на рефлексивной основе,
- домашнее задание.
/* - вариативность этапа/.
Ход урока
Проверка домашнего задания* | |
Задача: установление правильности выполнения задания, выявление пробелов и их коррекция
|
|
Деятельность учителя |
|
Знакомство с рабочим листом. Организует работу с планом сказки "Морозко".
Задание: расставьте пункты плана в правильном порядке.
|
Расставляют пункты плана в правильном порядке.
Проверяют свою работу по слайду. |
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. мин. |
|
Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
В нашем арсенале оказались две сказки: «Мороз Иванович» и «Морозки». Цель урока: сравнение этих сказок. Какая сказка к какому виду относится: народная или авторская? Прежде чем ответить на этот вопрос - давайте повторим признаки авторской и народной сказки. Слайд 4. |
|
Организует работу по повторению признаков авторской и народной сказок. Задание не оценивается. Слайд 6.
- Давайте сравним эти сказки: найдем общие и различные …
|
По цепочке называют признаки авторской и народной сказок. |
Пары образуются из уч-ся равных по силам.
Организует активное слушание и оценивание 2-1-0 |
Пары образуются из уч-ся равных по силам.
Марк, Эвелина - имена девочек, имена волшебников:
|
Что общего в этих сказках? Вывод: в сказках много общего: герой, персонаж, который судит, восстанавливает справедливость, героини резко противопоставляются по характеру, в финале одну из героинь наказывают, а другую вознаграждают.) |
Записывают ответы на задания в ячейки таблицы, озвучивают результаты работы.
|
Усвоение новых знаний и способов действий |
|
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, организация активных самостоятельных действий обучающихся.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Мы уже с вами говорили, что детская литература появилась относительно недавно…
Слово учителя. Прил. 3 |
Называют и классифицируют найденные сведения. |
Назовите научные (познавательные) и поучительные сведения из авторской сказки.
Подводит к выводу, что познавательные сведения есть только в авторской сказке, а в народной сказке - только поучительные.
|
|
Закрепление* |
|
Задача: обеспечение самостоятельного усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой ситуации.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Слайд 7 Фото работы на участке. |
|
Что мы наблюдали? Слайд 8 (видео). Включаю видео беззвучно. Как вы думает, что здесь происходит? Включаю видео со звуком. Мы с вами убедились, что сведения, описанные в авторской сказке, соответствуют научным данным. |
Наблюдают за процессом фильтрации воды. |
Первичная проверка усвоения |
|
Задача: установление правильности и осознанности усвоения новых знаний на репродуктивном уровне, выявление пробелов, неверных представлений, типичных ошибок и их коррекция.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Нацеливает уч-ся на создание комментария для ровесников, которые будут читать сказку самостоятельно.
Прил. 4
Организует взаимопроверку парами.
|
Создают комментарии к познавательным отрывкам и обосновывают их с научной точки зрения.
В рабочих листах вставляют пропущенные слова.
|
Итог на рефлексивной основе. мин. |
|
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке,
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Слайд 9.
|
Выбирают пословицу, которая, как вы считаете, отражает смысл урока.
|
Домашнее задание. мин. |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, реализация условия успешного выполнения домашнего задания каждым обучающимся в соответствии с актуальным уровнем его развития.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
К выбранным пословицам подобрать примеры сказок. |
|