Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народной культуре и ее истории через применение инновационных технологий

Разделы: Работа с дошкольниками


Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Актуальность темы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, а также предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Важным для меня явилось то, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Поэтому выбранная мною тема является актуальной проблемой для нравственного воспитания дошкольников.

В своей работе с детьми я использовала различные инновационные технологии, по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре.

Одной из инновационных форм приобщения детей истокам народной культуры использовалась технология проектного обучения. В рамках данной работы организовывалась совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса по определенной теме. Дошкольники знакомились не только с историей Архангельской области, но и с родным городом Коряжмой.

В рамках реализации проекта «Истоки Поморской культуры» дети познакомились с особенностями быта наших предков, с жизнью и творчеством земляков, прославивших северный край.

Проект «Щепная птица» был организован совместно с родителями воспитанников, где ребята узнали, что щепная птица - это резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев. Оперение и хвост этих птиц вырезались из расщепленной сосны, отчего птицы и назывались «щепными». Совместными усилиями организована выставка, где дети могли рассмотреть элементы птицы, созданной из щепы «корабельной сосны».

В ходе реализации проекта «Традиционные ремесла» воспитанники пополнили знания о художественных промыслах и народных ремеслах: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё.

Особенно интересен для детей был проект «Северные сказки», где дети познакомились с писателями Севера и их творчеством. С удовольствием слушали и пересказывали сказки. А по итогам реализации проекта была организована выставка художественного творчества детей по любимым художественным произведениям Писахова С., Антроповой Е., Чиркина В. и пр.

Воспитанники группы посетили краеведческий музей нашего города. Там они познакомились с русской избой, предметами быта, одеждой, пополнили знания о старинных традициях, обычаях, праздниках.

В Русской избе детского сада дети познакомились с подлинными изделиями народного искусства, предметами быта, одеждой. А также были созданы альбомы для рассматривания: «Русская народная одежда», «Песенки, потешки, заклички», «Праздники» (Масленица, Пасха, Рождество), «Строим дом из бруса», «Что ели в старину», «Ремесленно-прикладное мастерство», «Деревянное зодчество».

Большой интерес у детей вызвал виртуальный музей, ведь информатизация среды образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющего мира. Информационные технологии в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, обеспечивают всестороннее развитие личности ребенка. Виртуальная экскурсия позволяет детям получить знания о местах, не доступных для посещения. В рамках данной работы применялся поисковый метод. Дошкольники не только знакомились с материалами экспозиций, но и активно искали информацию об интересующих объектах, отвечая на проблемные вопросы.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Понимая ценность игры в социокультурном развитии детей подобраны и разработаны разнообразные виды дидактических игр, проведена их классификация. Народные игры нашей группы оформлены в картотеки, дидактические игры находятся в свободном доступе для воспитанников. Для занятий и свободной деятельности подготовлен разнообразный материал: иллюстрации, дидактические пособия, маски для народных игр, старинные предметы и прочее.

Так же в центре «Библиотека» был оформлен уголок по знакомству детей с историей народной культуры Архангельской области, где была представлена литература для чтения и иллюстрации для рассматривания. В центре рисования старшие дошкольники знакомились с разнообразными видами росписей:

- Борецкая роспись (Виноградовский район);

- Пермогорская ропись (Красноборский район);

- Онежская роспись (г. Каргополь);

- Важская роспись (Вельский район);

- Пучужская роспись (Верхне-Тоемский район);

- Ракульская роспись (Красноборский район);

- Мезенская роспись (Мезенский район).

Организовывались выставки творчества детей по данной тематике.

Для успешной реализации работы по данной теме предполагается тесное взаимодействие с родителями воспитанников: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, показ открытых занятий, нетрадиционные родительские собрания.

Таким образом, применение инновационных технологии в организации работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народной культурой, воспитывают любовь к Родине, будят и развивают мысль ребёнка, внимание, наблюдательность, память детей.

Список информационных источников

  1. Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПБ: Детство-пресс, 2001.-304 с.
  2. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие / И.Г.Гаврилова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 160 с.
  3. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация дошкольников. - М.: МИПКРО, 2003. - 213 с.
  4. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду: практическое пособие / М.Ю.Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 320 с.
  5. Клиенов А.П. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2002. - 134 с.
  6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. И доп. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 304 с.: ил.
  7. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. КРАСНА ИЗБА… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб.: «Детство-пресс», 2000. - 208с.