Интегрированный урок по теме "Решение задач на смеси, сплавы и растворы". 9-й класс

Разделы: Математика, Химия, Общепедагогические технологии, Мастер-класс

Класс: 9

Ключевые слова: растворы, Смеси и сплавы


Цель урока: Рассмотрение алгоритма решения задач на смеси: знакомство с приемами решения задач в математике и химии, определение взаимосвязи двух предметов.

Задачи урока: Реализация проекта «Науколаб», точнее создание и функционирование междисциплинарной лаборатории по изучению естественных наук.

Тип урока: Интегрированный урок.

Вид урока: урок практических работ.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Средства обучения: лаборатория Науколаб.

Ход урока

ЭТАП 1. Мотивация к коррекционной деятельности (2 минуты)

Учитель математики: Добрый день, юные ученые и гости нашего урока! Чего только не сотворили ученые и исследователи во благо науки. Какие только безумные эксперименты они не ставили, чтобы открыть что-то новое. Сегодня две науки - математика и химия призваны на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач.

Учитель химии: Здравствуйте, юные исследователи и наблюдатели наших экспериментов! Все безумные эксперименты вызывают улыбку или, наоборот, недоумение из-за странности происходящего, но это было действительно важно.

Учитель математики: У каждого ученого ведется журнал наблюдений за экспериментами, сегодня вы ученые, и найдёте его на столе, он уже староват, так как вам посчастливилось продолжить наблюдения Дмитрия Ивановича Менделеева, Михаила Васильевича Ломоносова, Сергея Васильевича Лебедева, журнал необходимо сдать в конце урока.

Учитель химии: У каждого ученого есть ассистент, вам будет помогать искусственный интеллект, ее имя Лидия. Можете к ней обращаться за дополнительной информацией, также Лидия проведет инструктаж перед началом работы в лаборатории.

Учитель математики: Вам не терпится узнать какой эксперимент и задачи, мы будем решать, но как юные ученые, вы определите сами после наблюдения.

ЭТАП 2. Актуализация и пробное учебное действие (2 минуты)

Учитель химии: Ювелирные изделия видел каждый. На драгоценных изделиях присутствует оттиск государственной пробирной инспекции, часто также именуемый «пробой» - клеймо, которое ставится на украшениях из драгоценных металлов.

Учитель математики: На клейме указаны трехзначные числа. Что же они означают? В России для ювелирных изделий из драгметаллов установлены следующие пробы: золотые, серебряные, платиновые, палладиевые. Число ювелирных сплавов постоянно растет по мере развития новых технологий в производстве ювелирных изделий.

Учитель химии: На столах находятся образцы изделий, возьмите лупу и найдите, какая проба у вас. Определите вид драгоценного металла.
(отвечают по очереди) Молодцы!

ЭТАП 3. Локализация индивидуальных затруднений (1 минута)

Учитель математики: А что? Эти числа составили без закономерности, или без химического анализа? Конечно, нет. Следовательно, чем отличаются эти сплавы? (Массовой долей вещества). А с математической точки зрения - разным процентным содержанием вещества.

Учитель химии: Определение массовой доли вещества интересуют девятиклассника не только в сплавах, но в растворах и смесях, на уроке и на ОГЭ, по химии и математике.

ЭТАП 4. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений (2 минуты)

Учитель математики: Как мы оформим в журнале тему нашей работы? «Решение задач на смеси, сплавы и растворы», молодцы!
Все ученые в своей работе ставят цели, какова цель нашей работы?

ЭТАП 5. Реализация построенного проекта (8 минут)

Учитель химии: После того как мы оформили журнал, продолжим эксперимент с ювелирным изделием, определим массовую долю вещества в вашем образце.
(объяснение у доски)

Учитель математики: - Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты мы применим при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)

Найти 58,5% от __.

  1. 58,5% = 0,585
  2. ___*0,15= (г)

Ответ: ____г.

- Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.

ЭТАП 6. Обобщение затруднений во внешней речи (15 минут: выполнение работы 3 минуты + 3 минуты скрайбинг + 1 минута защита)

Учитель химии: Продолжаем работу в лаборатории. В кулинарных книгах и пособиях по домашнему консервированию нередко предлагается приготовить раствор с заданной массовой долей вещества. Сегодня вы должны выполнить практическую работу. У вас на столах находится все необходимое для её выполнения. Но не только выполнить, но и защитить работу. На все выполнение вам дается 6 минут и 1 минута на защиту. Не забывайте, у вас есть ассистент. Удачи!

ЭТАП 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 минут)

Учитель математики: Из задач у нас остались смеси. Какой ученый без авторских расчетов. В журнале наблюдений найдите Эксперимент № 3. Решите задачу.

Учитель химии: Методы решения задач на выбор, либо математическим путем, либо с помощью химических формул.

Учитель математики: Ваши работы будут проверены и оценены, на следующий урок вы узнаете результаты.

ЭТАП 8. Рефлексия (5 минут)

Учитель химии: Да, сегодня лаборатория НаукоЛаб, встречала юных ученых девятиклассников, которые решали задачи по химии и математике. Хоть наши эксперименты нельзя назвать безумными, но они вызывали улыбку, так как все получилось! Молодцы!!

Учитель математики: Про Ампера, вы наверняка, слышали много раз - его честь названа единица измерения силы тока. Одна из связанных с ним историй гласит, что однажды великий ученый прогуливался по Парижской академии наук, начал разглядывать небольшой камешек. Почему он им заинтересовался, никто не знает, может, в тот момент к ученому пришло озарение. Но интересное произошло, когда он двинулся дальше, и положил камешек в карман. А часы, которые он практически всегда носил с собой, ученый выбросил в воду.

Учитель химии: Перед вами камешки искусственного происхождения, разного цвета. Белый и серый. Оцените работу в лаборатории, положив в карман камешек выбранного цвета. Белый - настроение отличное и я научился решать задачи на смеси и сплавы и растворы, Черный - настроение хорошее, но было трудно. Всем спасибо за работу!

Учитель математики: С точки зрения математики 1 + 1 = 2. Сегодня мы доказали, химия и математика прекрасный союз для решения задач на сплавы, растворы и смеси. Всем огромное спасибо за НАУКУ!

Технологическая карта урока

Журнал наблюдений юного ученого

Видеоконсультант

Презентация