Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воды, закрепить умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
- развивать навыки проведения лабораторных опытов;
- активизировать речь детей.
Развивающие:
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
- Беседы о воде, её роли в жизни человека.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
- Чтение художественной литературы.
Материалы, инструменты, оборудование: Ноутбук, проектор, игровой центр Сова. Пластиковые прозрачные стаканчики на каждого ребёнка по 2 штуки, вода разной температуры, молоко, трубочки, песок речной, ложечки на каждого ребёнка, лимон, кусочки льда, зеркальце.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, мне на почту пришло видеописьмо. Давайте послушаем от кого оно. (На экране появляется капелька Воды)
Капелька озвучка: Здравствуйте, маленькие исследователи, Вы меня узнали? (Ответ детей - капелька Воды)
Капелька озвучка: Да, верно, я капелька Воды. Расскажите, мне, пожалуйста, что вы знаете о воде.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Капельке, где вода встречается в природе. (В морях, океанах, реках, озерах, болотах, родниках).
- Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой. (Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней, град).
- Вспомните, кому нужна вода. (Вода нужна растениям, человеку, всему живому).
- В каких сказках и мультфильмах упоминается вода? (рус. нар. сказки «Снегурочка», «Заюшкина избушка», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Мойдодыр», Х.К.Андерсен «Русалочка», «Снежная королева»)
Капелька озвучка: Какие молодцы, как много Вы знаете о воде, а хотите узнать, какой бывает вода? (Ответ детей)
Капелька озвучка: Сегодня Вам предстоит открыть тайны волшебницы - воды.
Воспитатель: Для этого приглашаю Вас в нашу научную лабораторию. Пожалуйста, оденьте спец. одежду и займите свои места. Ребята, вы будете самыми настоящими исследователями, проводить опыты с водой, а Капелька посмотрит. Вы, готовы? Кто мне напомнит правила безопасной работы в лаборатории? (Ответы детей). И так приступим.
Опыт №1 «Вода - это жидкость без вкуса и без запаха»
Воспитатель: Ребята посмотрите, перед Вами два стакана: один с водой, второй пустой. Возьмите стакан с водой и выливайте немного воды в пустой стакан. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет. (Самостоятельная работа детей).
Воспитатель: Ребята, почему мы смогли перелить воду из стакана в стакан? (Ответы детей).
Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. А давайте попробуем ее на вкус. Какая она?
Ответы детей: Чистая, без вкуса.
Воспитатель: А теперь понюхайте, чем пахнет?
Ответы детей: Без запаха.
Воспитатель: Что мы можем сказать о воде?
Ответы детей: Она без вкуса и без запаха.
Воспитатель: Возьмите кусочек лимона положите в стаканчик и перемешайте ложкой. Понюхайте (Дети выполняют).
- Чем пахнет? (Ответы детей)
- Попробуйте теперь на вкус. Какая она? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы можем сделать? Когда вода меняет вкус?
Ответы детей: Когда в воду добавляем другие вещества, она приобретает вкус и запах.
Воспитатель: Молодцы Ребята, давайте сделаем вывод.
Вывод: Вода - это жидкость без вкуса и без запаха
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Возьмите стаканчик с водой и перелейте из него воду в посуду разной формы. Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её налили. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (ответы детей)
Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Опыт№3 «Вода бесцветная, прозрачная»
Воспитатель: Ребята, мы продолжаем наше исследование. Вы немного отдохните, посмотрите на мой стол. У меня на столе два стакана: с чистой водой и водой, закрашенной краской. Когда я опускаю камушек в первый стакан, вы его видите? (Да). Значит, вода, какая? А когда я опускаю камушек в стакан с закрашенной водой, что происходит? (камушек мы не видим). А почему не видите? (Ответы детей) Ребята подумайте, что было бы, если бы речная вода была не прозрачная? Например: в сказках говориться о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках (Рассуждения детей)
- Какой вывод мы сделаем?
Вывод: Вода бесцветная, прозрачная.
Д/игра «Хорошо - плохо»
Воспитатель: Ребята, работа ученых очень интересная, но не легкая. Им тоже нужен отдых. Я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?"
- Итак, начали:
"Вода - это хорошо. Почему?"
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы. Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду.
"Вода - это плохо. Почему?"
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь на свои места.
Опыт №4 «Вода растворитель»
Воспитатель: Ребята, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки: одна с сахарным песком, другая с речным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет?
Дети: Сахарный песок в воде растворился.
Воспитатель: Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка.
Растворился речной песок в воде или нет?
Дети: Речной песок в воде не растворился.
Воспитатель: А что ещё может раствориться в воде? (Ответы детей). Какая вода получиться, если в ней растворить соль? (Солённая). А в такой воде могут жить растения и животные? (Рассуждения детей). Солёная вода в морях и океанах. И живут в ней животные морские. А смогут жить в такой воде речные обитатели? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?
Дети: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.
Воспитатель: Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Вывод: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.
Опыт №5 «Пар - это вода»
Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?
Дети: Когда её сильно нагревают.
Воспитатель: А какая кипящая вода на ощупь если её потрогать?
Дети: очень горячая.
Воспитатель: Ребята у меня в термосе кипячёная, горячая вода, поэтому, этот опыт проведу я, а вы понаблюдайте внимательно. (Наливаю воду в стакан).
- Посмотрите ребята, что это поднимается над стаканом? Правильно это пар, откуда он взялся? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром. Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода).
Вывод: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая».
Опыт №6 «Вода бывает, тёплой, холодной, горячей»
Воспитатель: Ребята, предлагаю сравнить воду в двух стаканах. Опустите палец в каждый стакан и определите, в каком стакане какая вода. (Ответы детей)
Воспитатель: В реках и озёрах, морях и океанах тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая и холодная. Некоторые животные, растения могут жить только в тёплой воде, некоторые наоборот только в холодной. Если бы вы были рыбами, какую бы вы выбрали себе воду? (Рассуждения детей). Как вы думаете, где больше разных растений в тёплой или холодной воде? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а ещё мы с вами знаем, что вода может быть горячей. А где может быть такая вода? А в такой воде могут жить животные и растения? Почему? (Ответы детей). Правильно в кипятке можно свариться и поэтому нужно быть очень осторожными с такой водой.
Опыт №7 «Фильтр для воды»
Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня в стакане грязная вода, а нам можно пить такую воду пить?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Да, нельзя. В такой воде даже рыбы не живут.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Капельке, как можно очистить воду? Это можно сделать с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.
- Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
- Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром.
- Что мы видим?
Дети: Вода очищается.
Воспитатель: Аккуратно убираю фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистая, прозрачная.
Воспитатель: Куда делась грязь?
Дети: Вся грязь осталась на фильтре.
Воспитатель: Я вам показала, самый простой способ очистки воды этим простым способом нам удалось очистить воду от крупного мусора, пить её нельзя, так как в ней остались микроорганизмы вредные для нашего здоровья.
Где мы можем использовать эту воду?
Дети: Полить цветы, помыть пол и т.д.
Воспитатель: Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.
Капелька озвучка: Спасибо вам за ваши исследования, теперь вы знаете, какой бывает вода. Я к Вам обязательно приду ещё в гости. До свидания!
Воспитатель: Скажем Капельке. До свидания!
Рефлексия: Ребята, мы сегодня с вами узнали секреты воды. Давайте их перечислим: вода - это жидкость, она прозрачная, не имеет вкуса и запаха. Вода может растворять одни вещества, а другие нет. Вода может менять свой цвет. Вода может быть в жидком и твердом состоянии. Воду можно очистить с помощью фильтра.