Конспект занятия в старшей группе “Знакомство с природой «Какой бывает вода»”

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: вода, старшая группа


Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с некоторыми свойствами воды, закрепить умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
  • развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • активизировать речь детей.

Развивающие:

  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

  • Беседы о воде, её роли в жизни человека.
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
  • Чтение художественной литературы.

Материалы, инструменты, оборудование: Ноутбук, проектор, игровой центр Сова. Пластиковые прозрачные стаканчики на каждого ребёнка по 2 штуки, вода разной температуры, молоко, трубочки, песок речной, ложечки на каждого ребёнка, лимон, кусочки льда, зеркальце.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, мне на почту пришло видеописьмо. Давайте послушаем от кого оно. (На экране появляется капелька Воды)

Капелька озвучка: Здравствуйте, маленькие исследователи, Вы меня узнали? (Ответ детей - капелька Воды)

Капелька озвучка: Да, верно, я капелька Воды. Расскажите, мне, пожалуйста, что вы знаете о воде.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Капельке, где вода встречается в природе. (В морях, океанах, реках, озерах, болотах, родниках).

- Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой. (Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней, град).

- Вспомните, кому нужна вода. (Вода нужна растениям, человеку, всему живому).

- В каких сказках и мультфильмах упоминается вода? (рус. нар. сказки «Снегурочка», «Заюшкина избушка», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Мойдодыр», Х.К.Андерсен «Русалочка», «Снежная королева»)

Капелька озвучка: Какие молодцы, как много Вы знаете о воде, а хотите узнать, какой бывает вода? (Ответ детей)

Капелька озвучка: Сегодня Вам предстоит открыть тайны волшебницы - воды.

Воспитатель: Для этого приглашаю Вас в нашу научную лабораторию. Пожалуйста, оденьте спец. одежду и займите свои места. Ребята, вы будете самыми настоящими исследователями, проводить опыты с водой, а Капелька посмотрит. Вы, готовы? Кто мне напомнит правила безопасной работы в лаборатории? (Ответы детей). И так приступим.

Опыт №1 «Вода - это жидкость без вкуса и без запаха»

Воспитатель: Ребята посмотрите, перед Вами два стакана: один с водой, второй пустой. Возьмите стакан с водой и выливайте немного воды в пустой стакан. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет. (Самостоятельная работа детей).

Воспитатель: Ребята, почему мы смогли перелить воду из стакана в стакан? (Ответы детей).

Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. А давайте попробуем ее на вкус. Какая она?

Ответы детей: Чистая, без вкуса.

Воспитатель: А теперь понюхайте, чем пахнет?

Ответы детей: Без запаха.

Воспитатель: Что мы можем сказать о воде?

Ответы детей: Она без вкуса и без запаха.

Воспитатель: Возьмите кусочек лимона положите в стаканчик и перемешайте ложкой. Понюхайте (Дети выполняют).

- Чем пахнет? (Ответы детей)

- Попробуйте теперь на вкус. Какая она? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы можем сделать? Когда вода меняет вкус?

Ответы детей: Когда в воду добавляем другие вещества, она приобретает вкус и запах.

Воспитатель: Молодцы Ребята, давайте сделаем вывод.

Вывод: Вода - это жидкость без вкуса и без запаха

Опыт №2 «Вода не имеет формы»

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Возьмите стаканчик с водой и перелейте из него воду в посуду разной формы. Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её налили. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (ответы детей)

Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Опыт№3 «Вода бесцветная, прозрачная»

Воспитатель: Ребята, мы продолжаем наше исследование. Вы немного отдохните, посмотрите на мой стол. У меня на столе два стакана: с чистой водой и водой, закрашенной краской. Когда я опускаю камушек в первый стакан, вы его видите? (Да). Значит, вода, какая? А когда я опускаю камушек в стакан с закрашенной водой, что происходит? (камушек мы не видим). А почему не видите? (Ответы детей) Ребята подумайте, что было бы, если бы речная вода была не прозрачная? Например: в сказках говориться о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках (Рассуждения детей)

- Какой вывод мы сделаем?

Вывод: Вода бесцветная, прозрачная.

Д/игра «Хорошо - плохо»

Воспитатель: Ребята, работа ученых очень интересная, но не легкая. Им тоже нужен отдых. Я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?"

- Итак, начали:

"Вода - это хорошо. Почему?"

Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы. Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду.

"Вода - это плохо. Почему?"

Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Опыт №4 «Вода растворитель»

Воспитатель: Ребята, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки: одна с сахарным песком, другая с речным песком.

- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.

- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет?

Дети: Сахарный песок в воде растворился.

Воспитатель: Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка.

Растворился речной песок в воде или нет?

Дети: Речной песок в воде не растворился.

Воспитатель: А что ещё может раствориться в воде? (Ответы детей). Какая вода получиться, если в ней растворить соль? (Солённая). А в такой воде могут жить растения и животные? (Рассуждения детей). Солёная вода в морях и океанах. И живут в ней животные морские. А смогут жить в такой воде речные обитатели? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?

Дети: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.

Воспитатель: Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Вывод: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.

Опыт №5 «Пар - это вода»

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети: Когда её сильно нагревают.

Воспитатель: А какая кипящая вода на ощупь если её потрогать?

Дети: очень горячая.

Воспитатель: Ребята у меня в термосе кипячёная, горячая вода, поэтому, этот опыт проведу я, а вы понаблюдайте внимательно. (Наливаю воду в стакан).
- Посмотрите ребята, что это поднимается над стаканом? Правильно это пар, откуда он взялся? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром. Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода).

Вывод: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая».

Опыт №6 «Вода бывает, тёплой, холодной, горячей»

Воспитатель: Ребята, предлагаю сравнить воду в двух стаканах. Опустите палец в каждый стакан и определите, в каком стакане какая вода. (Ответы детей)

Воспитатель: В реках и озёрах, морях и океанах тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая и холодная. Некоторые животные, растения могут жить только в тёплой воде, некоторые наоборот только в холодной. Если бы вы были рыбами, какую бы вы выбрали себе воду? (Рассуждения детей). Как вы думаете, где больше разных растений в тёплой или холодной воде? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а ещё мы с вами знаем, что вода может быть горячей. А где может быть такая вода? А в такой воде могут жить животные и растения? Почему? (Ответы детей). Правильно в кипятке можно свариться и поэтому нужно быть очень осторожными с такой водой.

Опыт №7 «Фильтр для воды»

Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня в стакане грязная вода, а нам можно пить такую воду пить?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Да, нельзя. В такой воде даже рыбы не живут.

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Капельке, как можно очистить воду? Это можно сделать с помощью фильтра.

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.

- Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.

- Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром.

- Что мы видим?

Дети: Вода очищается.

Воспитатель: Аккуратно убираю фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистая, прозрачная.

Воспитатель: Куда делась грязь?

Дети: Вся грязь осталась на фильтре.

Воспитатель: Я вам показала, самый простой способ очистки воды этим простым способом нам удалось очистить воду от крупного мусора, пить её нельзя, так как в ней остались микроорганизмы вредные для нашего здоровья.

Где мы можем использовать эту воду?

Дети: Полить цветы, помыть пол и т.д.

Воспитатель: Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.

Капелька озвучка: Спасибо вам за ваши исследования, теперь вы знаете, какой бывает вода. Я к Вам обязательно приду ещё в гости. До свидания!

Воспитатель: Скажем Капельке. До свидания!

Рефлексия: Ребята, мы сегодня с вами узнали секреты воды. Давайте их перечислим: вода - это жидкость, она прозрачная, не имеет вкуса и запаха. Вода может растворять одни вещества, а другие нет. Вода может менять свой цвет. Вода может быть в жидком и твердом состоянии. Воду можно очистить с помощью фильтра.