Актуальность
Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Вид проекта: познавательно-игровой.
Срок реализации: долгосрочный.
Состав участников: групповой (воспитатель, дети старшей группы, родители).
Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
- Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
- Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
- Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
- Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
- Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Предполагаемые результаты:
- Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
- Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
- Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
- Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Подготовительный этап:
- Определение темы проекта.
- Постановка цели и задач проекта.
- Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
- Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
- Изготовление развивающих игр по математике.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
- Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
- творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;
- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.
- Проведение анкетирования родителей.
- Оформление папки-передвижки «Математика для дошкольников».
- Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»
Основной этап:
- НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:
- НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;
- НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», лепка «Веселые цифры».
- Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик-семицветик» В.Катаева; рассказа К.Ушинского «Четыре желания».
- Заучивание стихов про цифры, считалок, чистоговорок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
- Просмотр компьютерной презентации «Осенняя математика», «Полет на планету фигурная».
- Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
- Конструирование.
- Работа со счетными палочками.
- Рисование геометрических фигур на манке
- Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики-нолики», «Математическое лото», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет», «Геометрик», «Волшебные круги Лулия»», «Домино», «Чудесный мешочек», «Подбери по размеру».
- Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
- Пальчиковые гимнастики.
- Физкультминутки .
Взаимодействие с родителями:
- Создание альбома творческих работ, сделанных совместно с детьми «Занимательные странички цифр»
- Привлечение к изготовлению дидактических игр
- Предложить дома посетить сайт с интерактивными играми http://www.teremoc.ru/game/obuchalki.htm для обучения и закрепления навыков счёта у детей
- Консультации:
- «Обучение счету и основам математики дошкольников»
- «Правила, которые помогут вам в обучении малыша счёту»
- «Знакомство со счетом и цифрами. Математические дидактические задачи»
- «Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр»
- «Дидактические игры на умение детей ориентироваться в пространстве»
- «Математика - это интересно!»
Заключительный этап:
- Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
- Беседа «Чем мне интересны математические игры».
- Альбом «Занимательные странички цифр».
- Обработка и оформление материалов проекта.
Ход проекта
Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации «Осенняя математика», «Полет на планету Фигурная», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.
К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними были проведены консультации, для них была оформлена папка - передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: вместе с ребёнком придумать и нарисовать занимательную страничку цифры и красочно её оформить.
На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:
- читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик-семицветик» В.Катаева; рассказа К.Ушинского «Четыре желания»;
- заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки, чистоговорки.
На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из гороха и пластилина.
На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.
Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:
- «Крестики - нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
- «Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.
- «Круги Лулия». Цель: формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры.
- «Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
- «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
- Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель.
- «Математический планшет «Геометрик». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,
- «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.
Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.
На заключительном этапе проекта были оформлены: альбом «Занимательные странички цифр», уголок занимательной математики. Были обработаны и оформлены материалы проекта.
Результаты проекта
Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.