Работа над предложением и связной устной речью

Разделы: Начальная школа


Умение правильно формулировать свои мысли так, чтобы сообщение было понятно собеседнику, было логичным и лаконичным необходимо всем. Особую значимость формирование этого умения приобретает в процессе школьного обучения, так как обладание связной речью оказывает непосредственное влияние на успехи по всем школьным предметам. Неслучайно в планируемых результатах рабочих программ прописано овладение умением «воспринимать и формулировать суждения», «осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом». Кроме того, сдача учащимися в 9 классе итогового собеседования нацелена, помимо всего прочего, и на проверку уровня развития связной речи. Все это непосредственно связано с необходимостью работы над предложением и связной устной речью на протяжении всего школьного обучения.

Работать над предложением и связной речью в начальной школе учитель может на любом уроке, но особенное внимание такой работе уделяется на уроках русского языка и литературного чтения. Достичь результатов, на мой взгляд, можно только в процессе системной работы.

Так как основа нашей речи - словарь, большое влияние на начальных этапах работы следует уделять упражнениям со словом. К ним относятся разные виды упражнений (подготовительные, иллюстративные, творческие). Выполняя данные упражнения дети должны научиться понимать значение слова, видеть, как можно использовать то или иное слово, пробовать включать в свою речь новые для себя слова. Нужно научить детей не пропускать неизвестные им слова, а узнавать их значение и стараться включать их в свой словарь. Часто в учебниках после произведений помещен словарь, но, как показывает практика, этого недостаточно, современные дети не понимают значения многих общеупотребительных слов, поэтому часто на уроке должен звучать вопрос: «Какие слова вам были непонятны? Как вы можете объяснить значение слова?»

Для овладения учащимися навыком составления предложений используются такие задания как составление предложения по схеме; по иллюстрации; работа с деформированным предложением, а затем и текстом, распространение предложений; определение границ предложений; составление предложений на заданную тему (по опорным словам и без них).

Работа со словом и работа над предложением создают основу для формирования связной речи. Эффективными с этой точки зрения являются такие приемы работы:

  • восстановление текста по символам, иллюстрациям;
  • развернутые ответы на вопросы;
  • составление вопросов к тексту;
  • анализ прочитанного произведения;
  • устный пересказ прочитанного текста (близкий к тексту образца или подробный, пересказ по опорным словам, выборочный, краткий, с творческим дополнением, с изменением лица рассказчика, пересказ-характеристика);
  • устные рассказы по заданной теме, по картине, по наблюдениям;
  • диалоги;
  • словесное рисование;
  • составление отзывов (высказывание собственного отношения к прочитанному произведению, герою) и многие другие.

Следует также отметить, что связная речь связана с такими характеристиками, как наблюдательность, внимательность, уверенность, присутствие собственного мнения, и работая над формированием связной речи, необходимо уделять внимание и развитию этих качеств.