Методическая разработка «Учебный проект "Красота народного костюма"»

Разделы: Внеклассная работа, Дополнительное образование

Ключевые слова: народный костюм


Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, что подразумевает множество языков, культур, традиций.

Необходимым условием мирного сосуществования людей в многонациональном обществе является воспитание культуры межнационального общения, которая понимается, как совокупность специальных знаний, убеждений, навыков, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностном общении между представителями различных этнокультурных групп.

Являясь членом Местной общественной организации Национально-культурной автономии татар «Бердэмлек» (Единство) г.Ухты (МОО НКАТ «Бердэмлек»), на базе которой руковожу хореографическим ансамблем «Айсылу», имею значительный опыт по сохранению татарской и башкирской культуры, языков, обычаев и традиций, развитию дружбы между народами, проживающими на территории МОГО «Ухта» и Республики Коми, укреплению межнационального мира и согласия.

Одновременно с этим, являясь педагогом дополнительного образования в ГУ РК «Детский дом №2» г.Ухты, реализую с воспитанниками ухтинского детского дома №2 дополнительную общеобразовательную программу художественной направленности «Народно-сценический и эстрадный танец».

В ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы обучающиеся изучают национальные танцы российского, коми, татарского и башкирского народов как один из видов культурного наследия этих народов.

Участвуя в концертной деятельности как внутри учреждения, так и за его пределами (на уровне муниципалитета и Республики Коми), народные танцы дети исполняют в национальных костюмах.

Учебный проект «Красота народного костюма» является продолжением системной работы педагога дополнительного образования с обучающимися по формированию у них уважительного отношения к культуре, традициям и обычаям народов России, в рамках которого детям предоставляется возможность самостоятельно (под руководством педагогов) углубить знания и расширить свои представления о внешнем виде национального костюма русского, коми, татарского, башкирского народов как неотъемлемой части их материальной культуры, жизни, быта, традиций, верований, обычаев.

Описание учебного проекта «Красота народного костюма»

Автор проекта: педагог дополнительного образования ГУ РК «Детский дом №2» г.Ухты Гумерова Насима Абударовна

Название проекта: Творческое название учебного проекта: «Красота народного костюма».

Рабочее название учебного проекта: «Национальные костюмы народов России».

Краткая аннотация проекта: Данный проект является локальным проектом, реализуемым с обучающимися по дополнительной общеобразовательной программе «Народно-сценический и эстрадный танец» в ГУ РК «Детский дом №2» г. Ухты.

Возраст обучающихся - участников проекта: 13-16 лет.

Ожидаемым результатом в рамках данного проекта является расширение знаний и представлений о национальных костюмах русского, коми, татарского и башкирского народов, а также развитие у детей ряда ИКТ - компетентностей (обращение с устройствами ИКТ, поиск и организация хранения информации, создание письменных, графических объектов и другие) и ряда универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных).

Готовый продукт проектной детальности обучающихся (компьютерные презентации, буклеты, рефераты) могут использоваться другими педагогами детского дома для воспитательной работы с детьми по формированию уважительного отношения к культуре, традициям и обычаям народов России. Иной разработанный материал в рамках данного проекта может оказать методическую помощь в организации подобных проектов педагогами других образовательных учреждений.

Тип проекта: индивидуальный, краткосрочный, информационный и практико-ориентированный.

Цель проекта: создание условий для формирования у обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Народно-сценический и эстрадный танец» уважительного отношения к культуре, традициям и обычаям народов России средствами проектной деятельности.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Актуализация знаний и расширение представлений о внешнем виде национального костюма русского, коми, татарского, башкирского народов как неотъемлемой части их материальной культуры, жизни, быта, традиций, верований, обычаев.
  • Закрепление и совершенствование навыков работы с ПК и дополнительными цифровыми устройствами (осуществление поиска информации в сети интернет, ее хранение и переработка, создание на ее основе письменных и графических объектов, распечатка материалов и пр.).

Развивающие:

  • Создание условий для дальнейшего развития универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных), учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности.

Воспитательные:

  • Содействие формированию осознания российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявления интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России.
  • Содействие формированию неприятия любых форм экстремизма, дискриминации.

Вопросы, направляющие проект:

  • Основополагающий вопрос: - Как выглядит национальный костюм русского, коми, татарского, башкирского народов?
  • Проблемные вопросы: - Что национальный костюм может рассказать о культуре, жизни, быте, традициях, верованиях, обычаях русского, коми, татарского, башкирского народов?
  • Учебные вопросы: - Как создать и оформить компьютерную презентацию, буклет, реферат по теме?

Оборудование и программное обеспечение проекта: Компьютеры (минимум 1 шт.) с доступом к сети Интернет, цветной принтер, пакет Microsoft Office (включающий текстовый редакторы), Microsoft Publisher.

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности воспитанников:

  • План проведения проекта «Красота народного костюма» (Приложение 1);
  • Перечень основных формируемых ИКТ - компетентностей и универсальных учебных действий у обучающихся в рамках учебного проекта «Красота народного костюма» (Приложении 2).

Материалы по оцениванию:

  • Форма «Критерии оценки проектной работы (реферата, компьютерной презентации, буклета) обучающихся» (Приложение 3).

Дополнительные материалы, разработанные в процессе реализации проекта:

  • Реферат «Красота татарского народного костюма» (Приложение 4), компьютерная презентация «Красота башкирского народного костюма» (Приложение 5), компьютерная презентация «Красота русского народного костюма» (Приложение 6), буклет «Красота коми народного костюма» (Приложение 7).

Продукт проектной деятельности обучающихся:

  • Реферат, компьютерная презентация, буклет по темам: «Особенности национального костюма русского народа», «Особенности национального костюма коми народа», «Особенности национального костюма татарского народа», «Особенности национального костюма башкирского народа»;
  • Заметки в новостную ленту официального сайта и официальную группу в социальной сети «ВКонтакте» учреждения;
  • Визитная карточка проекта - раздел на официальном сайте учреждения.

Сайт проекта/визитная карточка проекта: раздел на официальном сайте учреждения: «Воспитательная работа»/«Проектная деятельность воспитанников»/«Учебный проект «Красота народного костюма»» по ссылке: https://dd2.rkomi.ru/vospitatelnaya-rabota/uchebnyy-proekt-krasota-narodnogo-kostyuma

Список использованной литературы

  1. Матяш Н.В., Хохлова М.В. Творческие проекты / Н.В.Матяш, М.В.Хохлова. Брянск, Пресс - А, 1999.
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022 г.).
  3. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ учащихся / Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник статей / Под научн. ред. Н.Ю.Пахомовой. М., МИОО, 2006.
  4. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М., Первое сентября, 2010.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации №287 от 31.05.2021 г.