Патриотическое воспитание как интеграция дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках реализации общешкольных мероприятий

Разделы: Патриотическое воспитание, Конкурс «Дорогами Великой Отечественной»


«Личность не воспитывается по частям,
но создается синтетически всей суммой
влияний, которым она подвергается».

А.С.Макаренко

Интеграция - это синтез отдельных частей образовательного и воспитательного процесса в единое целое. Содержательная линия интеграции - это педагогически организованная деятельность ученика: формирование универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода; приобретение опыта самостоятельной и коллективной значимой деятельности через решение воспитательных задач. Воспитательная работа, дополнительное образование и внеурочная деятельность - это звенья одной цепи нашего образовательного учреждения. Важной составляющей воспитательного процесса лицея является привлечение участников студий, кружков дополнительного образования, программ внеурочной деятельности к организации, подготовке и проведению воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности.

Данные мероприятия являются очень важными в воспитательном процессе образовательной организации поскольку Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Кружки, объединения внеурочной деятельности и дополнительного образования: «Вокальная студия», «Детский музыкальный театр», «Звонкие голоса», «Студия TV», «Школа парламентариев (лидерства)» объединяют творческих, инициативных и энергичных обучающиеся начального, среднего и старшего звена образовательного учреждения. Обучающиеся кружков и объединений реализуют свой творческий потенциал, развивают основы критического, творческого, продуктивного мышления, формируют способность к продуктивному творчеству и приобретают возможность для успешного жизненного и профессионального самоопределения. В то же время они формируют у участников мероприятия чувство гражданственности, патриотизма и общекультурных ценностей.

В рамках совместной работы в нашем лицее проводятся следующие мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию:

Ежегодная торжественная Offline линейка, посвященная открытию городского месячника по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В данном проекте ребята видеостудии готовили сценарий, брали интервью у председателя Совета ветеранов Правобережного района, выступали в роле ведущих, проводили съёмку и монтаж видеофильма. Ребята вокальной студии и объединения «Звонкие голоса» отвечали за музыкальное оформление линейки, исполняли вокальные номера.

Литературная гостиная «Голос блокадного Ленинграда». В данном мероприятии в качестве ведущих были задействованы ребята, занимающиеся в студии «Школа парламентариев», они выступали как в качестве ведущих, так и в качестве составителей сценария, музыкальным оформлением, исполнением патриотических песен снова занимались ребята из вокальной студии и объединения «Звонкие голоса», ребята видеостудии совместно с педагогом - организатором отбирали видеофрагменты передач и документальных фильмов о блокаде Ленинграда, выполняли монтаж и вставляли видео в сценарный план. Данное мероприятие получило высокую оценку по отзывам наших гостей - представителей совета ветеранов.

Музыкальная игра для старшеклассников «Угадай мелодию» - «Солдатская песня». Игра состояла из трёх туров, в каждом из них старшеклассникам необходимо было угадать звучащую военную мелодию. Подбором музыкального материала занимались ребята из студии «Школа парламентариев» совместно с учителем музыки, ребята студии ТV осуществляли съёмку интересных, на их взгляд, моментов мероприятия.

Ежегодный спортивный праздник на свежем воздухе «Зимние забавы» для обучающихся первых классов и их отцов посвящённый Дню защитника Отечества. Для открытия мероприятия был привлечён хореографический коллектив «Дыхание». Согласно маршрутным листам, дети вместе с папами посетили четыре станции. Инициативная группа лидеров взяла на себя разработку сценария. Ведущими выступали ребята из видеостудии. На музыкальной станции ребята объединения «Звонкие голоса» осуществляли подбор музыкального материала и помогали первоклассникам справиться с заданием.

Важное место в совместной деятельности занимает создание фото- и видеоархива проведенных нами мероприятий военно-патриотической направленности, которые регулярно освещаются на сайте лицея, на ютуб канале студии TV и в социальных сетях группы ВК.

Подобная система подготовки и проведения мероприятий направлена на воспитание патриотов своей Родины. Планомерная, повседневная работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых и детей за выполнение поручений коллектива, ответственность за качество и результат выполняемой работы общего дела могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в образовательном учреждении.

Литература

  1. Методические рекомендации, разработанные на основе материалов семинаров-совещаний «Роль дополнительного образования детей и молодежи в гражданско-патриотическом воспитании» [Электронный ресурс] - URL:
  2. http://edu67.ru/files/617/2018_03_09.pdf#:~:text=Гражданско-патриотическое%20воспитание%20в%20современных%20условиях, в%20целях%20достижения%20жизненного%20успеха (дата обращения 15. 02 2023)
  3. Интеграция уроков, внеурочной деятельности и дополнительного образования в единой информационно-образовательной среде, Вахрушева М.В., [Электронный ресурс] // Электронная публикация: Образовательная социальная сеть nsportal.ru, 15.12.2022 - URL:
  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2022/12/15/integratsiya-urokov-vneurochnoy-deyatelnosti-i-dopolnitelnogo (дата обращения 18.02.2023)
  5. Интеграция общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности учащихся, Ткачёва Н.В., [Электронный ресурс] // Электронная публикация: Образовательная социальная сеть nsportal.ru, 25.03.2017 - URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2017/03/25/integratsiya-obshchego-i (дата обращения 19.02.2023)