Рабочая программа по художественному труду (младшая, средняя, старшая группы)

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, в соответствии с Основной общеобразовательной программой Организации.

Данная программа написана на основе учебно-методических пособий И.А.Лыковой. Программа направлена на поддержку позитивной социализации детей в процессе приобщения к культуре, формирования опыта художественной деятельности и общения, развития уникальной личности каждого ребёнка. Особенностью программы является то, что она ориентирована на создание условий для формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру и целостной картины мира.

Программа включает в себя несколько направлений: рисование, лепка, художественный труд (аппликация, конструирование).

Основной целью программы является художественно-эстетическое воспитание детей, их творческая самореализация.

Задачи программы:

  • дальнейшее развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; формирование эстетического отношения к окружающему миру и картины мира;
  • ознакомление детей с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура) в многообразии его жанров;
  • обогащение художественного опыта детей;
  • создание условий для дальнейшего освоения детьми базовых техник рисования, аппликации, лепки;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие композиционных умений;
  • создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами;
  • поддержка самостоятельного художественного творчества с учётом возрастных и индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Общая характеристика

- Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- Сочетает и взаимосвязывает принципы научной обоснованности и практической применяемости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации массовой практике дошкольного образования);

- Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

- Обеспечивает единство развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации, которых формируется такие знания и умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- Основывается на комплексно тематическом принципе построения образовательного процесса;

- Предусматривает решения проблемных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- Предполагает построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдения и др.

Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них является игра.

Оборудование

Для реализации программы используются различные материалы: цветные карандаши, мелки, гуашь, акварель, кисти, поролоновые губки, салфетки, бумага разной текстуры, клей, клеевые кисти, клеенки, ножницы, шаблоны для вырезания, трафареты для рисования контуров любых объектов, бусины, фантики, пластилин, доски для лепки, стеки, а так же наборы предметных картинок, образцы воспитателя, предметы для натуры и обследования (игрушки, муляжи фруктов, овощей, ягод, бытовые предметы), наглядно-дидактические пособия по народному творчеству (гжель, хохлома, дымковская, городецкая, филимоновская росписи), в т.ч. использование ИКТ, книги по искусству, репродукции и другое.

Результативность освоения программой

Согласно ФГОС ДО, результативность овладения программой должна быть представлена в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

  • Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в т.ч. конструировании, рисовании, лепке; создает оригинальные образы и сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения;
  • Способен участвовать в совместной деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда; сотрудничает с другими детьми в процессе создания коллективной композиции.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства.
  • Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; реализует творческие замыслы, сочетает разные виды художественно-продуктивной деятельности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика.
  • Осваивает новые способы создания образа и создаёт свои в процессе художественного экспериментирования.

Предпосылки формирования универсальных учебных действий как результат освоения программы

Личностные
- владеет навыками самообслуживания;
- проявляет ответственность при выполнении поручений взрослого;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения;
- умеет придерживаться своей роли, подчиняться правилам игры (в совместных играх);
- имеет представления о социальной жизни взрослых, их профессиях;
- проявляет интерес к различным видам деятельности;
- умеет управлять своим поведением;
- умеет управлять своими эмоциями, предвидеть последствия своих поступков, без обиды воспринимает неудачи;
- понимает эмоциональные состояния взрослых и сверстников;
- проявляет чувство радости при открытии новых знаний.

Познавательные
- умеет различать предметы по цвету, форме, размеру и т.д.
- умеет ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- владеет графомоторными навыками;
- умеет использовать различные источники информации для развития разных видов деятельности;
- проявляет активность и инициативу в исследовательско- экспериментальной деятельности;
- умеет устанавливать причинно-следственные связи;
- умеет обобщать и классифицировать;
- владеет элементарными навыками решения проблемных ситуаций;
- умет строить высказывания, делиться своими мыслями, предположениями;
- владеет навыками восприятия текстов (устных; небольших письменных текстов).

Коммуникативные
- владеет навыками общения со взрослыми и сверстниками;
- умеет работать в паре, группе (умеет договариваться, взаимодействовать);
- владеет элементарными навыками диалогической речи: умеет правильно ставить вопросы познавательного и личностного характера, умеет правильно отвечать на вопросы;
- умеет использовать речь для разрешения конфликтных ситуаций;
- умеет формулировать свои мысли (владеет навыками монологической речи);
- умеет слушать и слышать;
- участвует в обсуждениях;
- владеет элементарными навыками грамотной речи;
- владеет навыками выразительной, эмоционально окрашенной речи.

Регулятивные
- понимает цель своей деятельности, в случаях затруднения задает вопросы;
- использует информацию, полученную от взрослых, для самостоятельного определение целей продуктивной и творческой деятельности;
- умеет планировать и преобразовывать (корректировать) собственные действия на основе цели и способов деятельности;
- четко выполняет инструкции взрослого (произвольная регуляция в соответствии с возрастом);
- проявляет самостоятельность в различных видах деятельности;
- умеет предположить результат своей деятельности;
- умеет оценить результат своего труда;
- умеет самостоятельно или с помощью взрослого оценить свои поступки и поступки сверстников.

Содержание программы

Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, создавать выразительный образ и передавать свое отношение.

По собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Проявление инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок.

Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать материалы. Знакомство со способом создания наброска. Умение рисовать контур предмета простым карандашом.

Освоение новых, более сложных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, с натуры; умения анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.

Изобразительно-выразительные умения

Продолжение развития умений выделять главное, используя адекватные средства выразительности.

Использование цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине; свойства цвета (теплая, холодная гамма), красота, яркость насыщенных или приглушенных тонов. Умения тонко различать оттенки (развитое цветовое восприятие). Умения подбирать фон бумаги и сочетание красок.

Развитие умений передавать многообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира: передавать сходства с реальными объектами; при изображении с натуры передавать характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов передавать признаки необычности, в сюжетном изображении передавать отношения между объектами, используя все средства выразительности и композицию: изображать предметы на близком, среднем и дальнем планах, рисовать линию горизонта; в декоративном изображении создавать нарядные, обобщенные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм, симметрию в композиционном построении; украшать плоские и объемные формы, предметные изображения и геометрические основы.

См. продолжение программы